Viii. организация работы на уроках обучения чтению и письму

План:

1. Уроки чтения и письма и их типы.

2. Система уроков чтения и письма в период обучения грамоте.

3. Особенности уроков обучения грамоте в классах с разной подготовкой.

4. Особенности уроков обучения грамоте в малокомплектной школе.

5. Особенности уроков чтения, развивающих читательскую само­стоятельность при работе с книгой.

УРОКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА И ИХ ТИПЫ

Урок, являясь основной формой обучения, вбирает в себя все богатство методических средств и приемов. Разнообразие уроков в период обучения грамоте велико. В пределах общих и конкретно-методических требований, которые были рассмотрены выше, осу­ществляется творчество учителя в организации активной познава­тельной деятельности учащихся, в формировании навыков чтения и письма, в развитии мышления и речи детей, их интересов и склонностей.

В соответствии с задачами обучения и требованиями к уроку какой-либо схематизм в построении уроков неприемлем; разнооб­разие развивает гибкость мышления детей, повышает интерес к учебной деятельности.

В период обучения грамоте уроки различаются по следующим признакам:

1) по основному предмету обучения — уроки чтения и уроки письма;

2) по времени, по периодам обучения — уроки подготови­тельного (добукварного) и основного (букварного, послебуквар-ного) периодов;

3) по наличию или отсутствию новой темы на данном уроке — уроки изучения нового звука и буквы или обучения письму буквы и уроки закрепления, на которых новая буква не вводится; особыйтип урока — урок повторения и обобщения; обязательным является также еженедельный урок чтения, на котором до 20 мин отводится на внеклассное чтение.

Таким образом, основные типы уроков — это уроки чтения и письма, на которых изучаются новая буква, новый звук, и уроки чтения и письма, на которых новый звук и новая буква не изучаются.

Специальных уроков проверочного типа в период обучения гра­моте не проводится. Выявление знаний, их проверка осуществля­ются в процессе всей работы на уроке. Развитие речи также орга­нически вплетается в уроки чтения и письма.

В структуре урока предусматриваются смены видов умствен­ной деятельности, а также паузы: физкультминутки (2—3), «рас­певки», минутки юмора и загадок и т.п.

СИСТЕМА УРОКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Под системой подразумевается такая последовательность уро­ков, в которой предусмотрено планомерное, подтвержденное тео­ретически и практически распределение учебного времени по те­мам курса, преемственные и перспективные связи уроков, разно­образие типов уроков.

Систему создает понимание роли, места, задачи, цели каждо­го урока. Система уроков на весь период обучения грамоте предус­матривает также выделение циклов уроков чтения и письма по ос­новным этапам учебного процесса.

В цикле уроков соблюдаются следующие требования:

— более или менее равномерно чередуются уроки, на которых вводятся новый звук и новая буква, и уроки, на которых новые буквы и звуки не вводятся;

— предусматриваются не только темы, связанные с усвоением новых звуков и букв, но и темы другого порядка (по орфогра­фии: жи — ши; по словообразованию: стол — столик;по фонети­ке: пары звонких и глухих; по развитию речи).

Цикл включает в себя уроки:

1) чтение — ознакомление с новым звуком и буквами (про­писной и строчной);

2) письмо — ознакомление с написанием одной из новых букв (прописной или строчной) или с обеими буквами;

3) чтение — закрепление изученных звуков и букв;

4) письмо — ознакомление с написанием второй новой бук­вы или закрепление.

ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В КЛАССАХ С РАЗНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

В I класс поступает много детей, уже читающих или хорошо подготовленных к овладению чтением. Поэтому каждому учителю необходимо прежде всего ознакомиться с составом своего класса: проверить, кто из детей читает и каким способом читает. Перво­классников, читающих по буквам, следует учить читать по слогам слова той трудности, которые они умеют читать по буквам. Учи­тель должен знать также характер недочетов речи и восприятия зву­ков речи у отдельных учащихся своего класса. Разный уровень под­готовки учащихся требует дифференцированного подходав обуче­нии грамоте.

При фронтальной работе со всем классом слабо подготовлен­ные дети отстают еще больше в своем развитии, сильные же неиз­бежно какую-то часть учебного времени скучают. В условиях обыч­ного урока, без дифференцированного подхода, учитель невольно ориентируется на среднего ученика и даже на уровень ниже сред­него. При этом работа со слабыми часто переносится на послеурочное время (создается перегрузка как раз тех учащихся, которые больше других нуждаются в отдыхе), а сильные испытывают не­достаток внимания учителя.

Дифференцированный подход частично снимает указанное про­тиворечие, так как каждая группа учащихся получает задание по своим возможностям.

Для осуществления дифференцированного подхода класс де­лят на подгруппы, и общеклассная работа на уроке чередуется сгрупповой. Класс можно делить на 2—5 подгрупп, в каждую из ко­торых входят учащиеся, готовые:

1) читать целыми словами;

2) читать по слогам;

3) читать по буквам;

4) обучаться чтению быстрыми темпами (способные, но не умеющие читать);

5) обучаться медленными темпами.

Для каждой группы определяются свои задачи и своя методика обучения. Задачи первой и второй групп — совершенствовать уме­ния на дополнительном материале путем самостоятельного чтения, постоянно включаясь в общеклассную работу, помогая слабым. Дети, входящие в третью группу, должны переучиваться. При этом необ­ходима консультация для родителей, так как в классе эти ученики пытаются читать слогами, а дома — по буквам, что затрудняет про­цесс переучивания. Учащиеся четвертой и пятой групп обучаются по основной методике, но на материале различного объема.

Для более эффективной работы на уроке целесообразно поса­дить детей так, чтобы было удобнее быстро и четко распределять задания в соответствии с подготовкой учащихся.

Материал для обучения чтению нужно подбирать таким обра­зом, чтобы он отвечал общей теме урока (странице учебника), но распределялся в соответствии с возможностями каждого ученика.

В урок необходимо включать перспективный материал, который доступен сильным учащимся, но содержит элементы, трудные для слабо подготов­ленных детей. Постоянное включение перспективного материала рас­ширяет возможности чтения учащихся, способствует развитию на­выка сознательного чтения, предупреждая механическое запоми­нание содержания страницы учебника.

Перспективный материал применяется на различных этапах урока:

1) слова разной трудности и структуры для звукового анализа и составления из букв разрезной азбуки;

2) слова и предметные картинки для словарно-логических уп­ражнений;

3) слоговые таблицы для чтения, содержащие слоги с пока не изученными буквами;

4) слова и столбики слов для чтения повышенной трудности (за счет структуры слов или имеющихся в них неизученных букв);

5) тексты различной трудности и объема для чтения.

Организуя дифференцированное обучение, учитель должен пла­нировать сочетание различных форм работы: фронтальную, груп­повую, индивидуальную.

Групповая форма организации обучения Предполагает работу учителя с группой учащихся в то время, когда другая группа ра­ботает самостоятельно. Пришедшие в школу первоклассники не вла­деют навыками самостоятельной работы, поэтому с первых уро­ков особое внимание следует уделять формированию этих навыков. Это происходит поэтапно:

1) все учащиеся класса получают одинаковое задание для са­мостоятельной работы, при этом порядок его выполнения разъяс­няется учителем;

2) одна группа выполняет задание самостоятельно, а другой группе учитель объясняет порядок выполнения этого же задания;

3) разные группы получают различные задания для самостоя­тельной работы, учитель дает разъяснения лишь отдельным уча­щимся.

На каждом уроке дети получают задания для самостоятельной работы. Самостоятельные задания постепенно усложняются для всех

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ № 3

Наши рекомендации