Лексика в рамках заданий ЕГЭ

Целью единого государственного экзамена по иностранным языкам является определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемых.

В рамках ЕГЭ лексический аспект проверяется в рамках раздела « ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА», который составляет письменную часть экзамена.

В разделе «Грамматика и лексика» проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами на основе предложенных текстов.

В разделе представлены задания, относящиеся к двум разным уровням сложности (базовому и повышенному).

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий данного раздела:

– задания на заполнение пропуска в связном тексте путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму;

– задания на заполнение пропуска в связном тексте путем образования родственного слова от предложенного опорного слова.

Рекомендуемое время на выполнение заданий данного раздела 40 мин.

10. Обучение грамматике. Формирование грамматического навыка. Роль правила в его формировании. Индукция или дедукция. Понятие «кванта» и единицы обучения. Схема работы с новым грамматическим явлением. Программные требования в области грамматики. Грамматика в рамках заданий к ЕГЭ.

Основная цель – формирование грамматических речевых умений.

В условиях средней школы нет реальной возможности для овладения всеми грамматическим строем ин.яз., поэтому в методической литературе различают активный и пассивный гр. минимум.

Под активным гр. минимумом подразумеваются те гр. явления, которые предлагаются для употребления в устной речи. (Принципы отбора: принцип распространенности в уст. речи, образцовости, исключения синонимичных явлений).

К пассивному минимуму относятся гр. явления, которые учащиеся должны лишь узнавать и понимать в тексте или воспринимать на слух. (Принципы отбора: принцип распространенности в книжно-письменной речи, многозначности).

Одновременно мы говорим о рецептивном уровне владения гр. материалом (пассивный уровень), репродуктивном (активный уровень), продуктивном (активный, но более высокий характерный для творческих высказываний учащихся в реальной речи).

Огромное преимущество английского языка – при обучении можно выделить ядро активного гр. минимума, который необходим и достаточен для тех коммуникаций, которые проходятся в школе. Если концентрировать внимание в течение всех 10 лет обучения на этом ядре, то можно обеспечить учащимся относительно правильную речь.

Ядро – при времени Simple, формы глагола “to be”и фразы с ним, множественное число сущ., личные местоимения, there is/are, степени сравнения прил., формы косвенной речи. Этот микрокосмос в англ. яз. при прочном его усвоении может обеспечить учащимся базовое владение англ. яз. (но понимание не очень).

1) Названные гр. явления при их первичном введении подлежат длительной обработке.

2) Данные явления должны пройти прочной нитью через всё обучение в виде постоянного повторения, возвращения к ним, выполнения упражнений с ними, постоянного внедрения их во все виды реч. деятельности.

3) Данные явления должны быть содержанием коррективно-повторительных курсов в начале каждого учебного года.

Сказанное не означает, что не надо брать остальные гр. явления, но к прохождения материала нужно подходить творчески.

Существует 2 подхода обучению грамматике – имплицитный(без объяснения правила, прямой метод) и эксплицитный (с объяснением правила, сознательно-коммуникативный метод). Редко используются в чистом виде (в рамках интенсивной методики изучения – имплицитный). В школе распространен дифференцированный подход.

Имплицитный путь. Схема: 1 этап – аудирование речевых образцов и гр. структур: This is a book. This is my book. This is not my book. Is this a book? Yes, it is. No, it is not. Is this a book or a notebook? … 2 этап- хоровое проговаривание за учителем. 3 этап – выполнение ответных упр. с учителем и друг с другом. 4 этап – учебный диалог с несколькими структурами.

Эксплицитный подход – 2 пути.

Дедукция – от общего к частному. Какой-либо языковой факт сообщается в виде правила самим учителем примерами, написан на доске, а правило – в тетрадь. Объяснение должно быть четким, конкретным, без использования сложных терминов, понятным и с примерами. Не занимает много времени на уроке, но не стимулирует умственную активность учащихся.

Индукция – от частного к общему. Учащиеся сами формулируют правило, исходя из контекста и имеющихся знаний. Стимулирует умственную активность учащихся, но имеет ряд недостатков: занимает много времени, не все гр. явления могут быть объяснены так, нет гарантий, что все поймут правило верно.

Квант – отдельная трудность внутри гр. явления, которое подлежит отработке (Е.И. Пассов). Количество квантов не совпадает с количеством единиц обучения. ЕО – отрезок учебного времени, наполненный определенным количеством упр., направленных на преодоление трудности.

1. I, you, we read – 1.1

2. He/she reads – 2. 2

3. Do you read? – 3. 1+2

4. Does he read? – 4. 3

5. Who reads? + кратк.ответ – 5. 3+1

6. I don’t read – 6. 4

7. He doesn’t read – 7. 1, 2, 3, 4

Наши рекомендации