Заучивание стихов тренирует память

Снег тает

на ветке дерева,

где голубь воркует.

Смотри, маленький котенок

мягко ступает

по опавшим осенним листьям.

Ползает и смеется ребенок,

ему исполнилось два года

этим утром.

Это традиционное японское стихотворение - хайку, написанное Иссой Кобаяни,

поэтом позднего средневековья.

В нашей экспериментальной школе воспитания талантов такие хайку учат для

тренировки памяти. Хайку очень подходят для этой цели, потому что они

короткие, ритмичные - они легко запоминаются. Кроме того, они отвечают тем

требованиям, которые предъявляют к детской поэзии: "стихи для запоминания

должны воспитывать в ребенке благородные чувства, и они должны быть

красивыми, изысканными и заслуживающими того, чтобы их помнить всю жизнь. И в

то же время они должны нравиться ребенку".

Сначала дети учат по одному стихотворению Иссы каждый день. Им рассказывают о

содержании стихотворения, на следующий день они читают его наизусть и

получают задание выучить новое. Таким образом, ребенок тренирует память, но

при этом получает удовольствие. Если в первый раз ребенку нужно услышать

стихотворение десять раз, прежде чем он его запомнит, то в следующий раз ему

достаточно трех-четырех повторений, а потом и одного раза. Мне говорили, что

ребенок выучивает 170 стихов Иссы в год.

Повторение - мать учения. Это аксиома. Если ребенок забыл строчку, пусть

повторит все стихотворение от начала до конца. Те, кто тренировал свою память

таким образом, могут запомнить целую сказку после четырех или пяти прочтений.

Некоторые читатели с сомнением отнесутся к такому методу тренировки памяти. Я

тоже вначале считал, что хайку Иссы не совсем подходят для детей. Однако цель

таких занятий не просто заучивать наизусть, но также развивать эстетическое

чувство ребенка, его умственные способности и творческие потенции.

Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений.

Но память ржавеет, если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется,

тем лучше она функционирует и развивается.

Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит

удовольствие в повторении.

Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть

В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести

месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства,

чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от

подделки.

Этот метод обучения хорошо применим к воспитанию ребенка. Если у него в

мозгу, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное

искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать

подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на еге вкусы.

Если же в его мозгу отпечатаются подделки, он будет нечувствителен к

подлинному искусству. Конечно, не всегда легко отличить истинное от

фальшивого. Формируя эстетические потребности своего ребенка, родители должны

доверять и своему вкусу и руководствоваться прекрасными произведениями

искусства, которые ценились во все века. Не надо давать ребенку только книжки

с примитивными картинками, поскольку якобы он не поймет более сложного языка

живописи. Если родители ценят Матисса и Пикассо, они, безусловно, могут

показывать их картины своему ребенку. Если они получают удовольствие от

музыки Бетховена и Моцарта, пусть и ребенок их слушает как можно чаще.

Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием

для оценки произведений искусства в последующей жизни.

Сегодня матери во всех странах мира ругают своих детей за то, что их ничто не

интересует, кроме поп-музыки. Но чего еще можно ждать от подростков, если с

самого раннего детства они, как правило, слышат только эту музыку, которая

прочно запечатлелась у них в мозгу. Разумеется, они уже не в состоянии

воспринимать более сложную музыку. Когда определенные штампы сформированы в

сознании, поздно приучать детей к чему-то другому.

Сила воздействия музыки и живописи, этих двух видов искусства, формирующих

эстетический вкус, зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный

фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь. Помощь родителей должна

быть своевременной.

Ребенок - великий имитатор

Когда мне было три года, мне нравилось имитировать заикание одного нашего

соседа. Мама ругала меня: "Прекрати! Заикание заразно."

Автор многих книг о раннем детстве К.М.Джоунс рекомендует водить ребенка,

который боится собак, туда, где дети играют со своими собаками. Подражая этим

детям, он избавится от своего страха.

Я слышал от одной матери, что ее ребенок был очень разборчив в еде, пока она

не начала сажать его за стол с другими детьми того же возраста, которые с

жадностью ели любую пищу. Иногда ребенок с плохим аппетитом вдруг начинает

хорошо есть после визита в дом, где дети едят с завидным аппетитом. Мать

может подумать, что ее ребенку не нравится именно ее стряпня, а на самом деле

он просто подрлжаст другим детям.

Дети начинают подражать уже в первый год жизни, а на втором и третьем году

они подражают сознательно, и не только детям своего возраста, но и старшим.

Недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Поэтому в присутствии ребенка,

обращайте внимание на свое поведение, особенно когда у детей самый

подражательный возраст. Трехлетние дети имитируют все жесты, манеру говорить,

походку и т.д.

Эта склонность к подражанию влияет также и на эмоциональное состояние

ребенка. Ребенок может стать нервным, поиграв с другим нервным ребенком, или

вдруг начать бояться самолетов, если его приятель их боится.

Подражая, ребенок не просто обезьянничает - это акты настоящего творчества.

Поэтому не ругайте его и не относитесь к этому слишком серьезно, чтобы не

убить в зародыше творческую личность, что, разумеется, не входит в ваши

намерения.

Наши рекомендации