Робость малыша в присутствии незнакомых людей - доказательство развития способности распознавать образы
Мне хотелось бы объяснить особое использование слова "образ" в моей книге.
Слово "образ" чаще всего используется в значении "схема", "устройство
образца", "модель". Я же предлагаю использовать это слово в более широком, но
специальном смысле, чтобы обозначить процесс мышления, с помощью которого
детский мозг распознает и воспринимает информацию. Там, где взрослый человек
схватывает информацию, главным образом используя способность логически
мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей уникальной способностью
создавать моментальный образ: способ мышления взрослого не доступен ребенку и
придет к нему позже.
Самое яркое свидетельство этой ранней познавательной деятельности -
способность младенца различать лица людей. Мне особенно запомнился один
малыш, которого я увидел в детской больнице. Говорили, что он способен был
различать 50 человек в возрасте, когда ему было всего чуть больше года. Более
того, он не только узнавал их, но и давал каждому свое прозвище.
"50 человек" - цифра, может быть, не очень впечатляет, но даже взрослому
трудно запомнить 50 разных лиц в течение одного года. Попробуйте записать
поточнее черты лица всех ваших знакомых и посмотрите, можете ли вы отличить
одно лицо от другого аналитическим путем.
Распознавательные способности ребенка становятся очевидными примерно к
полугоду, когда появляется застенчивость. Его маленькая головка уже может
отличить знакомые лица, например мамы или папы, от незнакомых, и он ясно дает
это понять.
Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период "строгости" и период "все можно"
Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются
"прогрессивными", полагают неправильным сознательное обучение маленького
ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на
нервной системе ребенка, и более естественно предоставить его самому себе и
разрешить делать все, что он хочет. Некоторые даже убеждены, что в этом
возрасте ребенок - эгоист и делает все только для своего удовольствия.
Поэтому родители во всем мире под влиянием таких идей сознательно следуют
принципу "оставить в покое".
И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу,
моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими,
пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей. Ни с того, ни с сего
"ласковые" мамы превращаются в "грозных".
Между тем из изложенного выше ясно, что все должно быть наоборот. Именно в
первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда
он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его
"Я". Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского
сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более
позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.
ЧТО МОЖЕТ МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК
Взрослые понятия "трудно" и "легко" не годятся для детей
Мы, взрослые, берем на себя смелость утверждать, например, что эта книга
слишком трудна для ребенка или что ребенок не может оценить по достоинству
классическую музыку. Но на каком основании мы делаем такие выводы?
Для ребенка, у которого нет четких, устоявшихся представлений о том, что
"трудно" или "легко" - английский или японский языки, музыка Баха или детские
песенки, однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков, - все должно
начинаться одновременно, для него одинаково ново все.
Вывод, сделанный на основании чувств, не зависит от знаний, напротив, знание
может стать препятствием для чувств. Наверное, многие, глядя на знаменитую
картину, говорили про себя: "Она прекрасна!", хотя на самом деле она вас
совсем не тронула, ее ценность для вас - только в имени художника и в ее
цене. А ребенок, напротив, всегда честен. Какой-нибудь предмет или занятие
полностью поглощают его внимание, если это ему интересно.
Для ребенка проще запомнить "голубь", чем "девять"
Мне вспоминается один случай, коща у меня в гостях был мой 2-летний внук,
которого я давно не видел. Он посмотрел в окно, показал мне неоновые вывески
и гордо сказал: "Вот это "Хитачи", а это "Тошиба"". Пытаясь скрыть свой
восторг, я решил, что мой внук в 2 года уже может прочесть китайские
иероглифы "Хитачи" и "Тошиба". Я спросил его маму, когда он выучил китайский
алфавит, и тут выяснилось, что он не читал "Хитачи" и "Тошиба" по-китайски, а
просто запомнил торговые марки как образы и так их различал. Надо мной все
смеялись, как над "глупым, любящим дедом", но я уверен, что такое бывает у
многих.
Недавно я получим письмо от 28-летней мамы из Фуджисавы, которая прочла в
еженедельнике серию моих статей о раннем развитии. Из ее письма я узнал, что
ее старший 2,5-летний сын начал запоминать марки автомобилей, когда ему было
около 2-х лет. Уже через несколько месяцев он мог легко назвать около 40
автомобилей и японских и иностранных марок, иногда он мог даже назвать марку
машины, которая стояла под чехлом. А немного раньше, наверное под влиянием
телепрограммы "ЭКСПО-70", он начал запоминать флаги разных стран и теперь мог
узнать и правильно назвать флаги 30 стран, включая такие, как флаг Монголии,
Панамы, Ливана - флаги, которые и взрослый вспомнит с трудом. Этот пример
говорит о том, что у детей есть одно качество, которого давно нет у взрослых.
Ребенок наделен замечательной способностью по образам узнавать предметы, что
не имеет ничего общего с анализированием, этому ребенок научится значительно
позже. Прекрасный пример, подтверждающий эту гипотезу, - способность младенца
узнавать лицо своей мамы. Многие малыши начинают плакать, если их берут на
руки незнакомые люди, и успокаиваются и улыбаются на руках у мамы.
В качестве эксперимента мистер Исао Ишии давал уроки китайской письменности в
нашей "Ассоциации раннего развития". Трехлетние дети легко запоминали такие
сложные китайские иероглифы, как "голубь" или "жираф". Дело в том, что для
ребенка, который без особых усилий запоминает даже малейшие изменения в
выражении лица, трудные китайские иероглифы - не проблема. В отличие от
абстрактных слов, таких, как "девять", он может легко запомнить слова,
обозначающие конкретные предметы, такие, как "жираф", "енот", "лиса", как бы
трудны они ни были. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок может
обыграть взрослого в карты. Если взрослому сознательно приходится запоминать
место, число и картинку, то ребенок обладает замечательной образной памятью.