Ф «Какой игрушки не стало?» Ф

Педагог выставляет перед детьми 4-6 игрушек, названия которых дети четко произно­сят и запоминают. Педагог, закрыв ширмой все игрушки, одну из них прячет, после чего убирает ширму. Дети должны вспомнить название спрятанной игрушки и найти соответ­ствующий символ среди лежащих на столе.

Ф «Вспомним сказку» Ф

Перед детьми выставляются картинка к знакомой сказке и несколько символов. Ребе­нок берет символ и называет слова, относящиеся к содержанию текста, утрированно произ­нося соответствующий звук.

Ф «Разберем и соберем» Ф

Детям раздаются символы гласных и согласных звуков. Взрослый выставляет картинку (например, КОМ) и просит выйти тех детей, у которых находятся символы звуков, имею­щихся в слове. Дети с символами в руках выходят и по очереди утрированно произносят каждый свой звук, доказывая, что он имеется в названии картинки (например: Ком, кОм, коМ). После того, как звуки, обозначенные символами, «обнаружены» в слове, взрослый помогает детям соединить их в слово.

Ф «Разные загадки кота Васятки» Ф

Взрослый предлагает детям прослушать стихотворение (загадку) и добавить в его конец подходящее по смыслу и рифме слово. Чтобы облегчить подбор слова, взрослый показывает ребенку символ соответствующего гласного или согласного звука, на который начинается задуманное слово.

СТИХИ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В НИХ НЕДОСТАЮЩЕГО СЛОВА С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ

(авторы М. Дружинина, А. Усачев, И. Лопухина, Т. Ткаченко и др.)

Тексты отличаются частым повторением изучаемого звука в словах, что улучшает фонематические представления ребенка. После прослушивания стихов и подбора детьми недостающего слова (со зрительной опорой на соответствующий символ) полезно предло­жить детям перечислить все слова*, в которых они услышали заданный звук.

Незнакомые понятия уточняются и закрепляются. Прослушивание стихотворений, помимо указанных целей, развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует по­полнению словарного запаса.

Звук А

Звук У

Звук И

Звук О

ЗвукМ

* Аист Алику принес апельсин и (абрикос).

* В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).

* Алый арбуз все ребята едят, аист зовет на амбар (аистят).

* Август, алеет над лесом закат, алые аисты к лесу летят,

белые астры вдруг заалели на покрасневшей от солнца (аллее).

* Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа).

* Детишки плавать на виду у мамы не хотят,

устала утка на пруду учить своих (утят).

* Улитка просит уточку : «Закинь-ка в воду (удочку)».

•:• •— Куда бежишь по улице? — Кричит улитка курице. — Куд-куда, куда бегу? Крылья гладить к (утюгу).

* — Уф ! — сказал утюг и встал. — До чего же я (устал).

* Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

* Давно и в наши времена имеют дети (имена).

* Из трубы над домом быстро вылетают дым и (искры).

* Есть у Петеньки-Петюшки в доме разные (игрушки).

* Иван достал из новой миски икру, инжир, изюм, (ириски).

* Ослик любит очень золотую (осень).

* Очень больно жалит в нос стая полосатых (ос).

* Облако, похожее на ослика, видели мы с маленького острова,

долго был тот ослик рядом, около, а потом уплыло это (облако).

* Мая мыла не любила, мама Маю мылом (мыла).

* Машут маками медведи — мчится мышка на (мопеде).

* Гномы сели на машину, гномы едут к (магазину).

* Снова в доме мир и лад, если съели (мармелад).

* Вот малиновка с корзиной прилетела за (малиной). •:» Прилетели мотыльки — Дайте нам мешок (муки).

* Здесь и далее задание на повторение слов с труднопроизносимыми фонемами предлагается де­тям, у которых не нарушено произношение звуков, входящих в их состав.

Звук В

* Вдоль вокзала, вдоль перрона ходит важная (ворона).

* — Воробей! — Кричит ворона. — Отойдите от (вагона).

* Вова громко вскрикнул сразу, выронив восьмую (вазу).

* Волк верблюду вдруг сказал: «Вместе сходим на (вокзал)?»

* Вдоль дороги как-то вез взмокший вол с поклажей (воз).

* Верблюд вздохнул: «Не до еды, когда в пустыне нет (воды)».

Звук Н

* С ниткой ножницы дружны, нитке ножницы (нужны).

* Нужен нам на кухне очень, если только он наточен, ручка есть,

но нету ножек... Ну, конечно, это (ножик).

* Не царапают, не колют, непонятные цветки,

ярче всех они на поле, а зовутся (ноготки).

Звук Б

* Потеряли ботики в болоте бегемотики

и бегают босые — будто бы (большие).

* Покупайте баклажаны, булки, бублики, (бананы).

* Белые бараны били в (барабаны).

* Подлетают к баночке беленькие (бабочки).

* Бродят бодро утром рано в огороде два (барана).

* Надевают игроки бутсы, боты, (башмаки).

* Я обедом недоволен, может быть, я очень (болен)?

* Бегал меж берез барашек, он будил в лесу (букашек).

* Боря бойко на балкон вынес булку и (батон).

ЗвукП

* Называйте, не стесняйтесь, выбирайте, угощайтесь:

вот плетенки и пампушки, пышки, пирожки и (плюшки).

•> Позабыв про огорченье, гномы съели все печенье, пирогов поели и лежат в (постели).

* Птицы к дому подлетели: перевернуты постели

и летают по избушке пух и перья из (подушки).

* Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про (пух).

* Попугай, попугай ты меня не (пугай).

ЗвукД

* Жил да был веселый гном, он в лесу построил (дом).

* Для птицы дуб — отличный дом, особенно с большим (дуплом).

* Шли два гнома по долине, увидали гномы (дыни).

* Дождик льет как из ведра, значит в облаке (дыра).

* Гном отправился в дозор, обошел дозором (двор).

* Дятел на дубу сидит и в дубу дупло (долбит).

Звук Т

* С танкера летят за борт: танк, тахта, топор и (торт).

* Летает редко табуретка и торт в тарелке тоже редко,

но если есть садится Светка — летят и торт и (табуретка).

* Ткет ткач ткани на платок (Тане).

* У кота замерзли лапки, Таня свяжет Тошке (тапки).

Звук Г

* Гуси плыли по реке, гном качался в (гамаке).

* Гром гремит, гроза грохочет, гнома дождь сейчас намочит,

но не страшен гному гром, гном укрылся под (грибом).

* В густом лесу гремит гроза — закрыли гномики (глаза).

<• Гномы, верно, скрылись в горы или убежали в город, может быть, похитили гномиков (грабители)?

* Грустно песню голося, шли под горку три (гуся).

* Отвечали грустно гуси: «Мы гостили у бабуси,

нам дала бабуся крошки, мы играли на (гармошке)».

* Мы нашли газету где? Она висела на (гвозде).

* Груша гусениц не любит, грушу гусеница (губит).

Звук К

* Кот копеек накопил, кошке козочку (купил).

* Кто идет? Куда идет? Конь, коза, корова, кот, крыса, курица и крот.

Мы идем на огород. Кто копает землю? (Крот.)

Кто поймает крысу? (Кот.)

Кто в картошке и капусте червяков-жуков клюет? (Курица.)

Кто нас на себе везет? (Конь.) Кто нам молоко дает? (Корова.)

Ну а кто крадет капусту ?(Коза.) — Мы не пустим в огород!

* Поставил кастрюлю Кирилл на комод,

под крышкой в кастрюле клубничный (компот).

* Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, (карандаш).

* Катя стала мяч искать и залезла под (кровать). «•'Кто уселся у окошка, ну, конечно, наша (кошка).

* Я сегодня утром рано умывался из-под (крана).

* Коля полез за конфетой в буфет, факт, что в буфете не будет (конфет).

* Где весною было пусто, летом выросла (капуста).

Звук X

* Хлеб схватил и наутек хитрый маленький (хорек).

* Хлеба полные мешки держат дома (хомяки).

* Хочешь знать, конечно, ты, для чего хорькам (хвосты).

* В холодильник, наконец, я поставил (холодец).

* В хате зазвонил будильник — открываем (холодильник).

* Хмурый, хмурый хнычет хорь, на хоря напала (хворь).

Звук С

* Солнце село за селом, спят синицы, сойки спят,

спит в воде усатый сом, спят и лес и степь и (сад).

* Слон за спичками пошел, налетел во тьме на (стол).

* Ночью тихо в старом доме, только мышь шуршит в (соломе).

* Слабо светит светлячок, да трещит в углу (сверчок).

* На сосне сорочий склад: сверху сапоги висят, самовар,

сковорода, слив сушеных два пуда, взяты, видно, у синицы скатерть новая и (спицы).

* Есть посуда — самовар, есть машина — самоход,

есть игрушка — самокат, ну а в небе (самолет).

* Слон свистел среди ветвей словно серый (соловей).

Конспекты занятий

В данном разделе мы приводим конспекты не всех, а только 10 занятий, предусмотрен­ных перспективным планом. Проводить их полностью рекомендуется в логопедических груп­пах и в тех, где уровень речевого развития дошкольников низок. Для детей с нормальным уровнем развития речи желательно использовать отдельные фрагменты занятий (с учетом плана, см. с. 17-18). Объясняется это тем, что в первом случае на каждом занятии изучает­ся один звук, а во втором — несколько звуков одновременно.

В подробных описаниях занятий отражены: постепенное усложнение навыков звуково­го анализа и лексического материала, работа с индивидуальным и демонстрационным на­глядным материалом, динамические паузы, связанные с темой занятия, обоснованность и целесообразность использования зрительных и жестовых символов.

Здесь же приведены различные комбинации игр и упражнений с акцентом на изучае­мые звуки, восприятие которых постоянно подкрепляется соответствующими символами.

Таким образом практики знакомятся с наиболее важными и действенными приемами и средствами обучения, анализ которых предполагает выход за рамки авторского опыта и акти­визацию собственного. По нашему представлению, любой специалист, располагая предло­женным планом и ознакомившись с содержанием 10 конспектов, сможет самостоятельно со­ставить необходимое количество занятий. Надеемся, что при подготовке к занятиям педаго­гам помогут описание артикуляции звуков, 25 игр, подборка стихов, загадок, сказок, а так­же все теоретические и практические рекомендации данного пособия.

Тема занятия. Звук А(Игровой персонаж ДОКТОР АЙБОЛИТ)

ЦЕЛИ: познакомить детей с понятиями «слово», «звук». Учить выделять (на слух и про-износительно) звук А в начале слов. Продолжать совершенствовать фонематическое воспри­ятие, внимание и память детей.

Ход занятия

Наши рекомендации