Технология целеполагающей деятельности учителя в процессе конструирования занятия

Уровни усвоени Учебная цель (обобщенная) Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся Методы обучения Формы проверки
Уровень зна­комства пред­ставления (дея­тельность уча­щихся) по узнаванию Учащиеся получают представление о чем-либо Учащиеся опознают, различают, классифицируют (при внешней опоре) Объяснительно-иллю­стративные: рассказ, лекция, демонстра­ция, иллюстрация, ра­бота с книгой, проб­ное выполнение прак­тических действий при внешней опоре Тест-опознание, тест-различение; тест- классифика­ция; выполнение типовых заданий
Алгоритмиче­ский уровень (воспроизво­дящая деятель­ность учащих­ся) Учащиеся усваивают факты, понятия, за­коны, умеют приме­нять их в типовых ситуациях Учащиеся описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, объясняют, вычисляют, демонстри­руют, формулируют, воспроизводят (по памяти, без внешней опоры) Репродуктивные: ре­шение типовых задач, выполнение трениро­вочных упражнений, проверочная беседа, практические, лабо­раторные работы, наблюдения Тест-подстановка, тест конструктив­ный, все виды практических (репродуктивных) работ
Творческий уровень (по­исковая дея­тельность, «открытие» новых знаний, способов) Применяют знания, умения и навыки в нестандартных (не­типовых) ситуациях Учащиеся видоизменяют, реоргани­зовывают, обобщают, систематизи­руют, упрощают, усложняют, нахо­дят причинно-следственные связи, выбирают, оценивают значимость данных, формируют новые цели, находят в объекте его составляющие Проблемное изложе­ние, частично-поиско­вый, исследователь­ский, эвристическая беседа Задачи-проблемы, проблемные воп­росы, творческие работы, модели­рование

В процессе целеполагающей деятельности педагог выделяет эле­менты содержания, являющиеся предметом данного занятия; оп­ределяет для каждого элемента уровень его усвоения и обобщен­ную цель, руководствуясь требованиями стандарта, количеством времени, особенностями учащихся; формулирует цели и соответ­ственно им выбирает методы и формы действий, необходимых для достижения целей.

Проверка и оценивание результатов обучения должны быть ориентированы на цели обучения. В нашей педагогической прак­тике распространено явление, когда в проверке и оценивании нет адекватности целям. Например, по стандарту какой-либо эле­мент содержания должен быть усвоен на уровне знаний и типовых умений (алгоритмический уровень), а проверка и оценка осуще­ствляются с помощью тестов по выбору правильного ответа из данных, т.е., в сущности, на уровне узнавания.

Тест в самом общем виде можно представить в виде структуры: Тест = Задание + Эталон, т. е. любое задание можно считать тес­том, если разработан эталон его выполнения. Эталон — это пол­ный правильный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных, т. е. операций, отражающих суть и содержание испытания.

Сопоставляя пооперационно ответ учащихся с эталоном, можно прийти к выводу о качестве выполненного теста. В обучении при­меняют тесты достижений трех уровней, что соответствует трем уровням усвоения материала (узнавание и воспроизведение, дей­ствия по алгоритму, творческая деятельность).

Для 1-го уровня характерны тесты на опознание: относится ли показываемый объект или явление к объектам или явлениям данного вида; тесты на различение («выборочные» тесты): надо выбрать одно или несколько решений из списка возможных ре­шений (при этом варианты возможных решений содержатся в самом тесте); тесты-подстановки: надо вставить пропущенное сло­во, формулу или другой какой-либо существенный элемент зна­ний.

Для 2-го уровня подбирают конструктивные тесты: ученик дол­жен по памяти воспроизвести соответствующую информацию, ука­зать существенные операции теста. Могут использоваться и типо­вые задачи, условия которых позволяют «с места» установить из­вестную разрешающую ее процедуру (правило, формулу, алго­ритм) и получить необходимый ответ.

В качестве 3-го уровня предлагают нетиповые задачи на приме­нение знаний в новых ситуациях (для каждой задачи разрабатыва­ют эталон существенных операций, возможно, и альтернативных); проблемы, решение которых приводит учащегося к «открытию» нового для себя знания (перечень необходимых и возможных опе­раций разрабатывается заранее).

Наши рекомендации