Выбор доминирующего типа обучения. Понятие о методической системе

Второй способ конструирования методики обучения заключает­ся не в изолированном выборе методов обучения как таковых, а в выборе доминирующего типа, методической системы обучения в

целом. Под типом (методической системой) обучения мы понимаем единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения. Если, например, целью обу­чения является усвоение фактов или описание явлений, то веду­щим психологическим механизмом обучения будет ассоциация, а основными видами деятельности — восприятие, осмысление, за­поминание и воспроизведение. Соответствующими методами обу­чения выступают изложение, чтение, воспроизводящая беседа, просмотр иллюстраций. В совокупности получается система объяс­нительно-иллюстративного, воспроизводящего обучения. Если ве­дущей целью обучения определено развитие инициативы, творче­ства, самостоятельности, то основными психологическими меха­низмами обучения становятся механизмы творческой деятельнос­ти (предвидение, прогнозирование, выдвижение и проверка гипо­тез, перебор альтернатив, мысленное моделирование, интуитив­ное обоснование и др.). Средствами такого обучения служат выдви­жение и анализ проблем, анализ нестандартных задач и ситуаций, творческая дискуссия и т. п. Возникает совершенно иная система — методическая система проблемного, поискового обучения.

В методической системе методы выступают способами реализа­ции целей и содержания, воплощением психологических меха­низмов обучения и учения. Преимущество ориентации на методи­ческие системы в том, что открывается возможность упростить процедуру выбора и сделать ее более целостной, гармоничной, а не пошаговой (постановка целей, затем уже отбор содержания, методов и форм).

Итак, каковы реально существующие методические системы, каковы их возможности и ограничения?

Проанализируем сначала системы, оставленные нам от про­шлого, а затем набирающие силы, но не ставшие еще основными, перспективные системы обучения будущего, с тем чтобы сосредо­точить внимание на «работающих» в настоящее время ведущих системах обучения.

К системам, элементы которых остались нам от прошлого, сле­дует отнести обучение догматическое и обучение чисто репродук­тивное.

Догматическое обучение имеет целью запоминание фактов, заучивание текстов, причем их осмысление не является обяза­тельным. Элементы такого обучения мы используем, заучивая факты, имена, даты, коэффициенты, формулы без вывода, ино­странные слова, некоторые символы. Конечно, элементы осмыс­ления, установления ассоциативных связей неизбежно присут­ствуют, но основное внимание уделяется заучиванию, точному воспроизведению.

Часто репродуктивное обучение — исторически первый вид обу­чения, проводимого по формуле «делай, как я» и связанного с

воспроизведением, репродуцированием образцов деятельности. Его элементы, основанные на подражании, играют определенную роль в развитии памяти, развитии способности к воспроизведению, особенно в начальной школе.

Из методических систем, входящих в жизнь, утверждающих­ся, можно назвать близкие, но не идентичные системы гипнопе­дии, релаксопедии и суггестопедии.

Гипнопедия — обучение во сне — существует в двух видах: обу­чение в состоянии естественного сна и обучение в состоянии ис­кусственного (гипнотического) сна. Накопленный в нашей стра­не и за рубежом опыт изучения во сне иностранных языков сви­детельствует о больших возможностях овладения информацией пу­тем прослушивания во сне записанных на пленку текстов. Основ­ным фактором, тормозящим внедрение такого вида гипнопедии, является пока запрет, наложенный медиками: им еще предстоит глубже изучить природу и фазовые состояния сна, чтобы дать об­основанное заключение о том, на каких фазах сна, в каких коли­чествах можно вводить информацию без ущерба для здоровья че­ловека.

Есть определенный опыт использования гипноза для целей обучения и воспитания как детей, так и взрослых, в частности для внушения более высокой самооценки, повышения уровня притязаний, снятия психологических барьеров, раскрытия твор­ческих потенций личности. Однако нравственные и медицинские ограничения в этом виде гипнопедии оказываются еще более жесткими.

Гораздо больше возможностей уже сегодня открывается для ис­пользования в обучении различного рода релаксации (расслабле­ния).

Релаксопедия — обучение в состоянии расслабления, освобож­дения от сковывающих условностей, от боязни дать неверный от­вет, заслужить низкую оценку. Особая роль здесь принадлежит со­зданию игровых ситуаций, имитационным и поисковым обучаю­щим играм.

И наконец, суггестопедия — обучение с помощью внушения. Этот вид обучения связан с широким использованием внушаю­щего воздействия, обращения к чувствам, интуиции, прошлому опыту, влиянию авторитета и традиций. Чаще всего приемы суг­гестопедии вписываются в другие системы обучения, способству­ют усилению их эмоционального воздействия, но в ряде случаев указанные приемы становятся ведущими, и тогда можно говорить об особом типе обучения — внушающем обучении.

Теперь несколько подробнее охарактеризуем основные, веду­щие в настоящее время типы обучения: сообщающе-иллюстративное, алгоритмическо-программированное и проблемно-поис­ковое.

Наши рекомендации