Тема 4. Методы обучения. Классификация средств обучения

Задание №1.

● Выпишите основные понятия дидактики:

Методы обучения - ……………………………………………………………………………..

Приемы обучения - ……………………………………………………………………………..

Средства обучения - ……………………………………………………………………………..

Задание № 2.

● Составьте таблицу.

"Основные подходы к классификации методов обучения в педагогической теории".

Авторы Основание типологии Разновидности методов обучения
     

Задание № 3 .

Познакомьтесь с классификацией методов продуктивного обучения.

Методы продуктивного обучения.
креативные
когнитивные
оргдеятельностные


- методы наук - интуитивные методы - методы учеников
- методы учебных предметов - алгоритмические методы - методы учителя
- метапредметные методы - методы эвристики - административные методы

(Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - С. 322 - 323.)

● Ответьте на вопросы:

- Что понимают под когнитивными, креативными, оргдеятельностными методами?

- В чём преимущество данной классификации?

Задание № 4.

Учитывая, что выбор методов обучения определяется смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения, временем, особенностями используемой учителем дидактической системы и т.д., предложите рекомендации по использованию возможных методов на одном из семинарских занятий (по выбору) по курсу "Теории обучения".

Задание № 5.

Прочитайте текст:

"Высокий уровень познавательной активности школьников обеспечивается различными средствами, в том числе и ситуацией успеха, которую педагог создаёт для учащихся. Исследователи определяют её как «комплекс оптимальных приёмов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности школьника».

«Ситуация успеха становится не просто педагогическим приёмом, но условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию познавательной активности учащихся. Ситуация успеха "перерастает" из приёма в педагогическое условие активизации учебной деятельности только в том случае, если происходит смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом учебной деятельности, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность. <…>

Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности: положительные эмоции в деятельности; приятное чувство успеха, вызванное преодолением трудностей, предложенных учителем; эмоции радости, интеллектуального подъёма в процессе решения учебных задач; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим учащимся; осознание недостаточности своих знаний, умений в ситуациях преодоления; формирование устойчивой потребности в самообразовании.»"

· Как вы думаете, можно ли создать на уроке ситуацию успеха для всех учащихся сразу?

· На основе анализа опыта педагогов сделайте вывод о том, как каждый из них обеспечивает условия для достижения успеха учащимися или создаёт ситуацию успеха.

Задание № 6.

● Проанализируйте приведённые ниже фрагменты уроков. Результаты внесите в таблицу.

Урок Метод обучения Приём Средство
       

1) Урок географии, тема: "От чего зависит погода. Воздушные массы." Учитель обращается к ученикам: "Как вы помните, несколько дней назад у нас стояла солнечная, тёплая, настоящая весенняя погода. А вчера после полудня вдруг подул слабый, но неприятный, холодный ветер с севера. Ночью и утром сегодня был туман, а сейчас - видите? - мелкий, холодный дождь моросит и с севера тянет всё тот же противный ветер. Интересно, почему так изменилась погода? И какую погоду мы можем ожидать завтра?" После этого учитель ставил перед учениками ряд вопросов. Ученики отвечали на них, затем следовали другие вопросы: "Какая, мы сказали, была погода на днях? А почему не такая, как зимой? А какое значение имеет высота солнца и продолжительность дня? А как изменилась влажность воздуха за эти тёплые дни? Какой воздух принёс северный ветер? и т.д."

2) Урок физики, тема "Инерция". Учитель: "На моём столе находится штатив с подвешенным к нему на нити грузом, к которому снизу привязана вторая нить. Вверху нить натянута грузом, и если дёрнуть за нижнюю нить, то можно ожидать обрыва именно верхней нити. Но вот я произвожу опыт. Вы видите, что оборвалась не верхняя, а нижняя нить. Причиной обрыва является новое для вас свойство тел, которое носит название инерции..."

3) Урок природоведения по теме "Дикие звери зимой". Учитель начинает урок с показа соответствующих рисунков, расположенных в два ряда: "Звери осенью" и "Звери зимой". В первом - рисунки лисы, ежа, медведя, барсука, волка, лося; во втором - лисы, волка, лося. Задание: "Рассмотреть внимательно рисунки зверей в обоих рядах. Что заметили? Что заинтересовало? Сравните оба ряда."

4) Урок ботаники, тема "Строение семян". "Ребята, наша новая тема - "Строение семян". Объяснять я вам её не буду. Посмотрим, сможете ли вы с ней справиться сами. Откройте учебник на 36-й странице. Что написано вверху страницы? ("Семена и посев".) А ниже, помельче, но тоже жирным шрифтом? ("Строение семян".) Ещё ниже? ("Строение семени фасоли".) Со всем этим материалом вам следует познакомиться. Читайте внимательно, не торопясь. Рассмотрите рисунок. На рисунке найдите всё, о чём говорится в тексте. Когда закончите читать, ответьте на вопросы, которые записаны на доске."

Задание № 7.

Прочитайте описание особенностей класса и оснащённости школы учебными пособиями.

● По согласованию с преподавателем определите тему урока. Какие методы обучения в данной ситуации вы бы выбрали? Дайте обоснование.

1) Класс общеобразовательной школы в посёлке городского типа. Отличников нет, неуспевающих по вашему предмету - тоже. Общий уровень знаний и учебных навыков невысок. Интерес к вашему предмету проявляют 1-2 человека, остальные слушают вас внимательно, только если интересно, если же материал сложен для понимания, предпочитают "не напрягаться". Навыки самостоятельной работы в зачаточном состоянии. Владение материалом в основном на репродуктивном уровне. В классе часты проблемы с дисциплиной, на уроке учащиеся отвлекаются, занимаются своими делами, не слушают учителя. В школе неплохой набор наглядных пособий, но ТСО в основном старые, большей частью неисправные.

2) Очень сильный гимназический класс. Абсолютное большинство учащихся помимо школьных заданий занимается самостоятельно, читают дополнительную литературу. В классе высокий общий интеллектуальный уровень, ребята владеют учебным материалом, имеют неплохие навыки учебной и частично-поисковой работы. В классе, как правило, деловая рабочая атмосфера, хотя нередки споры по острым вопросам. Школа хорошо оснащена всеми необходимыми учебными пособиями.

3) Класс общеобразовательной средней школы. Два отличника, трое неуспевающих по вашему предмету, несколько учащихся глубоко интересуются вашим предметом, занимаются в предметном кружке, читают дополнительную литературу, участвуют в научно-исследовательской работе. В целом класс имеет достаточно высокий уровень знании по предмету, правда, вызванный не интересом, а требовательностью учителя. Проблемы с дисциплиной редки, вызваны бывают лишь плохим поведением 1-2 учащихся. Школа оснащена необходимыми учебными пособиями.

Тема 5. Образовательная диагностика. Контроль и учёт в процессе обучения

Задание № 1.

Изучите проблему неудач учащихся в учебной деятельности.

● Изложите письменно точку зрения автора на данную проблему. Придерживайтесь плана:

- Причины неудач.

- Разновидности педагогических неудач.

- Средства предупреждения, касающиеся педагогических причин неудач.

● Упорядочите в соответствии с критериями деления дидактических причин школьных неудач на относительные независимые и относительно зависимые от учителя следующие причины:

- несовершенные школьные учебники,

- методические ошибки учителя,

- недостаточное знание учащихся учителем,

- перегруженные программы.

Задание № 2.

● Проведите рефлексию результатов своей учебной деятельности по курсу "Теории обучения".

Параметры диагностики Мои основные результаты Виды деятельности, благодаря которым достигнуты данные результаты
1. Знание фактов, теорий, закономерностей, принципов, современных технологий обучения.    
2. Владение понятиями, умение раскрыть закономерности, применять (обосновать) принципы, правила обучения в конкретных педагогических ситуациях; осуществление на основе теории обучения других практических действий.    
3. Интерес к предмету.    
4. Качества личности, которые а) помогали б) затрудняли познавательную деятельность в области изучаемой дисциплины.    
5. Основные трудности в учебной деятельности.    
6. Изменения - в знаниях по предмету; - в умении чувствовать и ощущать; - в творческих способностях; - в умении осознавать себя (рефлексия).    
7. Общая оценка результатов учебной деятельности по курсу.    

Задание № 3.

● Разработайте программу педагогического мониторинга по изучению интеллектуальной сферы подростка, используя следующую информацию.

"Одна из особенностей педагогического мониторинга заключается в том, что основное внимание направляется на процессуальные характеристики индивидуальности. При проведении педагогического мониторинга целесообразно использовать как педагогические, так и психологические, социологические методы - наблюдение, анкетирование (открытое, закрытое, полузакрытое); изучение документации школы, педагогического опыта; беседы, опросы, интервью, рейтинг; самооценка; парное сравнение; экспертные методы исследования; тестирование. В целом при проведении мониторинга необходимо ориентироваться на следующие требования: адекватность, точность, своевременность, доступность, системность, непрерывность, полнота, структурированность, которые характерны для любого вида и уровня мониторинга. Педагогическая программа изучения интеллектуальной сферы подростка может включать следующее:

1. Анкету для учащегося, направленную на выявление мотивов и интересов в познавательной деятельности учащихся (5-7 вопросов).

2. Анкету диагностики эмоциональной сферы учащегося (5-7 вопросов).

3. Тест на определение волевых качеств учащегося, предусматривающий выявление внешних признаков проявления регулятивных процессов:

- контролирует свои действия, оценивает их;

- исправляет свои ошибки;

- интересуется действиями других учащихся;

- может найти ошибки у других учащихся и предложить способы их исправления;

- объясняет свои действия;

- называет причины (мотивы) исправлений.

4. Схему наблюдения и анализа учебной деятельности учащегося и её продуктов, предусматривающую

- цель наблюдения и анализа;

- содержание наблюдаемых и изучаемых явлений (во время урока, внеурочной деятельности);

- параметры диагностики: признаки познавательной деятельности (познавательная потребность, выполнение мыслительных операций, активность, самостоятельность в решении познавательных задач, заинтересованность в получении знаний, целеустремлённость и др.);

- формы и способы анализа.

Тема 6. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия дидактики:

Инновация -…………………………………………………………………………

Типы школ -………………………………………………………………………..

Альтернативная школа - …………………………………………………………

Авторская школа - …………………………………………………………………..

Модернизация образования - …………………………………………………………

Интеграция образования - ……………………………………………………………

Задание № 2.

● Используя научную и научно-методическую литературу,

а) выпишите основные подходы к пониманию термина "инновация";

б) изложите точку зрения автора на классификацию инноваций в образовании, внеся необходимые сведения в таблицу:

Критерии инноваций Виды нововведений
1. Сфера осуществления новшества (что обновляется в образовании?). 1. - 2. - 3. - 4. - 5. -
2. Способ возникновения новаторского процесса. 1. - 2. -
3. Широта и глубина новаторских мероприятий. 1. - 2. -
4. Основа, на которой возникают новшества. 1. - 2. -

Задание № 3.

Познакомьтесь с целями и основными принципами государственной политики в области образования, зафиксированными Законом РФ "Об образовании" :"Под образованием… понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5. свобода и плюрализм в образовании;

6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

● Ответьте письменно на вопрос: какие нововведения в сфере образования отражены в данных положениях Закона? Приведите примеры, подтверждающие сущность ваших выводов.

Задание № 4.

Проанализируйте схему финансовых потоков в системе общего образования, предложенную П.И. Пидкасистым.

Федеральный бюджет
Региональные и местные бюджеты
Образовательные бюджеты
Предприятия и организации
Семьи

● Перечислите новшества в сфере финансирования образования.

1. _____________________________

2. _____________________________

3. _____________________________

Задание № 5.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент об инновационных процессах в педагогической практике и образовании:

"В последние годы у нас в стране идёт стихийный поиск новых форм на разных уровнях образования. Можно приводить примеры возникновения альтернативных школ, гимназий, лицеев, колледжей, создаются различные концепции в поисках оптимальных путей развития школы. Однако все эти эксперименты не носят системного характера и нацелены, как правило, только на "элитарное" образование. Поэтому массовой школой, работающей в рамках традиционной парадигмы образования, любые такие нововведения отторгаются. С другой стороны, поскольку элитные школы находятся в образовательном пространстве, сформированном на основе чуждой им парадигмы, то они вынуждены идти по пути наименьшего сопротивления и включать новые, нужные им предметы, в добавление к традиционным, а новые формы пытаться приспособить к старому содержанию. Это в лучшем случае ведёт к сильной перегрузке учащихся, а в худшем сводится к смене вывески."

(О.П. Морозова. Педагогический практикум.)

● Ответьте письменно на вопросы:

- Насколько правомерно утверждение подобного рода?

- Существуют ли сегодня реально функционирующие образовательные модели школ, которые снимали бы обозначенные противоречия?

Аргументируйте свою точку зрения.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы по разделу «Теория воспитания»

Тема 7. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия теории воспитания:

Воспитание …………………………………………

Формирование …………………………………

Развитие …………………………………………………………………….

Задание 2.

· Изучите текст и дополнительные источники, составьте конспект сообщения по темам:

Многозначность термина воспитания.

Характеристика процесса воспитания: сущность, особенности, подходы.

Закономерности и принципы воспитания: определения, характеристика, связь.

Смена парадигм воспитания в современной системе образования России. Гуманистическая педагогика.

Задание №3.

· Сопоставьте два взгляда на человека, его поведение, определите свое отношение, свою позицию. Сделайте вывод о том, каким должно быть воспитание в соответствии с позицией Б.Скиннера и К.Д. Ушинского.

Форма представления результата: резюме (текст).

1) «Хорошо сформированная цивилизация — это совокупность факторов подкрепления. Члены этой цивилизации ведут себя таким образом, чтобы поддержать личность, давать ей возможность преодолевать всякого рода неожиданности и изменять ее ...с помощью факторов подкрепления» (Скиннер Б. Утопия и человеческое поведение).

2) «Теория удовольствия и неудовольствия, наслаждения и страдания — это старая сенсуалистическая теория... ложна в самом своем основании... Жизнь души, не порывающая сама себя, может состоять только в деятельности не для добывания удовольствий, а для самого дела. В такой деятельности и удовольствия и неудовольствия нейтрализуются, и на их место выходит жизнь — горящая, пламенная, сыплющая вокруг искры; человек мыслящий ...берет самый этот источник жгучих и блестящих искр» (Ушинский К.Д. Собр. соч. — Т. 10).

Задание №4.

· Прочитайте текст. Выделите существенные черты воспитания. Форма отчета: резюме.

Воспитание и социализация

Сталкиваясь с трудностями современного воспитания, многие представляют, что раньше все было проще, лучше и эффективнее. Однако стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Здесь далеко не все зависит от свободного усмотрения. Между прочим, некоторая рассогласованность целей и результатов воспитания — необходимое условие и предпосылка исторического развития вообще. Если бы какому-то поколению взрослых удалось сформировать детей целиком по своему образу и подобию, последующая история стала бы простым повторением пройденного.

Традиционные институты и методы воспитания были эффективны в передаче унаследованных от прошлого ценностей и норм, в частности потому, что увязывались тесно с относительно неизменным способом ведения хозяйства, экологическими условиями и социальной структурой. Сколько-нибудь серьезное изменение социальной среды и рода занятий ставило традиционную систему воспитания в тупик, вызывало напряжение и неустойчивость.

Наряду с другими вопросами научно-техническая революция выдвигает перед обществом необходимость уточнить сами критерии эффективности воспитания. В прошлом старшие оценивали успешность своей воспитательной работы прежде всего по тому, насколько им удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки, ценности, Детей готовили к жизни в обществе, которое — это молчаливо предполагалось — в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. Ныне положение меняется. Социальные изменения — научно-технические, культурные, бытовые — настолько быстры и значительны, что никто уже не сомневается: сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и воспитатели. Поэтому и свою воспитательную работу мы должны оценивать не столько по тому, как нам удается передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения.

Проблема эта является мировой, глобальной. Во всех странах социологи и экономисты констатируют колоссальный разрыв между растущей стоимостью образования (удлинение сроков обучения, рост его массовости, удорожание его технических средств) и его недостаточной социальной эффективностью, а также между формальным, техническим обучением, в ходе которого человек обладает некоей суммой знаний, и формированием культурной, творческой и социальной ответственности личности.

Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. Знаем ли мы, как этого достичь? В общем виде — да: самостоятельную, творческую личность формирует самостоятельная, творческая деятельность, т. е. самостоятельность. Это не голословное утверждение, а научно доказанный факт. Ученые разных стран разными методами и на разном материале установили: самоуправление, т. е. возможность проявить инициативу, собственную мысль и независимость суждений в учебной деятельности, не только способствует развитию у школьников более творческого, гибкого, оригинального стиля мышления, но и повышает уровень их общей социальной самостоятельности и активности, а также степень психологической устойчивости. Та же закономерность действует в трудовой деятельности взрослых. Чтобы труд, учеба или досуг помогали становлению самостоятельной творческой личности, они должны отвечать двум главным требованиям. Во-первых, деятельность должна быть содержательно сложной, интересной, требующей интеллектуального и эмоционального напряжения; во-вторых, быть достаточно самоуправляемой, воплощая тот принцип, который у нас сейчас провозглашен применительно к хозяйственной деятельности: жестко контролировать конечный результат, допуская вместе с тем широкие вариации в способах его достижения. Только при этих условиях личность эмоционально вовлекается в деятельность целиком и берет на себя ответственность за ее результаты. Напротив, чрезмерная опека, мелочный внешний контроль, нивелирующий индивидуальность, снижают уровень социальной ответственности и благоприятствуют формированию иждивенческих установок, умственного и социального потребительства.

(Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи)

Задание № 5.

· Изучите текст «Системный подход к воспитанию». Обратите внимание на понятия: система, структурные компоненты воспитательного (педагогического) процесса. Форма отчета: резюме и схема «Воспитательный процесс как система».

Итак, процесс воспитания (как педагогический) – целенаправленная, организованная деятельность по формированию и развитию детей, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках педагогической системы (учреждения).

Воспитание в рамках учебно-воспитательного учреждения, являясь педагогическим процессом, рассматривается как система. Понятие система в педагогике закреплено в разных терминах: педагогическая система, воспитательная система, система образования, воспитательная система школы, система воспитательной работы и некоторые другие. Структуру педагогической системы составляют компоненты, в которых отражены основные категории педагогики, в том числе теории воспитания, а именно: цель воспитания, содержание, методы, средства, формы воспитания. Педагогический процесс и педагогическая система составляют единство, поскольку процессы – это свойство систем. Можно сказать, что педагогические процессы – это последовательная смена состояний педагогической системы. Специалисты выделили такие компоненты системы: цели и содержание воспитания, педагогические процессы (методы и средства воспитания) и их организационные формы, ученики и учителя.

Рассматривать педагогический процесс системно значит выделить структурные компоненты системы и процесса и функциональные связи между ними. Это помогает осознать специфику, сущность каждого компонента, их взаимодействие, изменение одного от изменения другого, например: от цели меняется содержание, а определенное качественное состояние ученика, его воспитанность меняет методы воспитания и т.д.

Структура педагогического процесса – это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компоненты педагогического (воспитательного) процесса таковы: целевой - определение целей воспитания; содержательный – разработка содержания воспитания; операционно-деятельностный – организация воспитывающей деятельности и взаимодействия участников процесса; оценочно-результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания, суждение об эффективности процесса. Есть еще один компонент деятельности – коммуникативный, он отражает наличие в воспитательной системе субъекта и объекта воспитания, проще воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка и означает общение, взаимодействие их в процессе воспитания. В соответствии со структурой педагогического процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности, в заключение анализ и оценка результатов. Определение целей требует педагогической диагностики – изучения состояния педагогического процесса, в первую очередь воспитанности и обученности школьников, а также других условий процесса. Этапы педагогического процесса приводят к мысли о цикличности, повторяемости, педагогической деятельности: диагностика, проектирование, реализация, контроль. Это тоже описано в литературе. Ученый Б.П. Битинас, анализируя педагогический процесс, выделил единицу анализа – педагогическую ситуацию. Это определенное качественное состояние педагогического процесса в какое-то время. Поскольку процесс – это движение, изменение состояния системы, то он представляет цепь педагогических ситуаций, в каждой из которых есть педагогическая задача. Решение задачи и осуществляется в описанном выше цикле. Непрерывная спираль этих циклов, можно сказать, составляет процесс воспитания.

В жизни это означает, что воспитатель всегда имеет проблемы в воспитании и развитии учеников и должен уметь решать свои профессиональные задачи, опираясь не только на здравый ум и доброе сердце, но и на научное знание о воспитании, в частности, на системно-структурный анализ процесса воспитания.

Структурные элементы (части) системы определяют и структуру, составные части деятельности воспитателя, процесса воспитания. Основное следствие использования системного подхода, теории управления в педагогике состоит в том, что процесс воспитания рассматривается как процесс управления и деятельность педагога как деятельность по управлению деятельностью воспитанника, лучше сказать по организации деятельности детей. И в этом читается главный закон воспитания, говорящий о связи воспитания и деятельности: воспитывать – значит организовать деятельность ребенка. В гуманистической интерпретации – помочь ребенку самому организовать его деятельность и жизнь.

Тестовые задания

1. Соотнесите понятия (слева) с их определениями (справа)

A. Процесс воспитания –   а) это процесс взаимодействия индивида с окружающей средой, в ходе которого человек усваивает нормы и ценности общества, адаптируясь к адекватной и успешной деятельности в обществе.  
B. Социализация –   б) это процесс количественных и качественных изменений в физической и психической сферах человека, проходящий под влиянием внешних и внутренних факторов, управляемых и неуправляемых.
C. Развитие личности –   в) целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека, подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни в обществе.
D. Воспитание –   г) процесс становления личности под относительно независимыми влияниями наследственности, среды, воспитания и активности самого человека.
E. Формирование личности –   д) это организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на формирование личности, оказывающее влияние на формирование ценностей, отношений, опыта индивидов.

Выберите правильный ответ:

Наши рекомендации