Тема 1. Современные дидактические концепции

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия дидактики:

дидактические концепции (теории) - ……………………………………………………………. .

дидактические системы -……………………………………………………………………………

виды обучения- ……………………..……………………………………………………………….

репродуктивное обучение - …………………………………..……………………………………,

объяснительно-иллюстративное обучение - ………………………………………………………,

проблемное обучение-……………………………………………………………………………,

программированное обучение -…………………………………………………………………..

Задание № 2.

Проведите сопоставительный анализ трёх современных авторских дидактических систем (по выбору): Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Л.В. Занкова, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др.

● Результаты сопоставления внесите в таблицу:

Элементы дидактической системы Ф.И.О. педагога
……. …… ……
Концептуальные идеи (принципы)      
Главные цели обучения      
Специфика организации учебного процесса      
Роль учителя в обучении      
Роль ученика в обучении      
Особенности содержания образования      
Преобладающие формы и методы обучения      
Степень соответствия традиционному обучению      
Элементы системы, значимые для развития современной школы, практики образования.      

Задание № 3.

Разработайте план занятия на одну общую тему в двух разных системах обучения

(М. Монтессори и Дж. Дьюи).

● Результаты оформите следующим образом:

Тема занятия:

Возраст детей:

Элементы плана Система Монтессори Система Дьюи
Цели занятия    
Объект изучения    
Учебная проблема    
Задания учащимся    
Формы и методы обучения    
Ожидаемые результаты    
Способы проверки и оценки    

При разработке плана занятия учтите, что в обеих исходных дидактических системах познание мира происходит посредством практической деятельности, эксперимента. Но если в школе М. Монтессори основная идея - это развитие чувств, то в школе Дж. Дьюи - развитие активности, прагматического восприятия обучения.

Примеры уроков Монтессори и Дьюи по теме "Соль" для учащихся 8-9 лет.

Задание: вырастить кристаллики соли на ниточке из насыщенного раствора поваренной соли.

Монтессори: Ученики индивидуально наблюдают за происходящими в своём сосуде процессами, делают зарисовки. Трогают образующиеся кристаллы, нюхают их, пытаются лизнуть. Сравнивают форму кристаллов со стоящими рядом объёмными геометрическими фигурами.

Происходит эстетическое восприятие детьми кристалликов соли. Формируется ощущение процесса их выращивания, заботы о них.

Дьюи: Учащиеся периодически вынимают кристаллики из раствора и замеряют их размеры. Изучают реакцию кристаллов на изменение условий среды - концентрацию, температуру раствора. Обсуждают результаты и создают более благоприятные условия для их роста. Ведут лабораторные записи. Обсуждают перспективы применения выполненной работы.

В результате происходит коммуникация детей друг с другом, практическое и прагматическое восприятие опыта, поиск условий, где его можно применить.

Задание № 4.

Подумайте над вопросом: совпадают ли цели обучения во всех известных вам дидактических системах?

● Обоснуйте письменно свой выбор:

1) Да.

2) Нет.

3) Частично.

4) Не знаю.

Задание № 5.

Познакомьтесь с вкладом отечественных дидактов в разработку проблем теории обучения

(на примере Б.П. Есипова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, В.С. Леднёва, И.Я. Лернер, В.В. Кривского, Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой, С.Г. Шаповаленко, Г.И. Щукиной и др.)

Используйте для этого Российскую педагогическую энциклопедию. В 2-х т. - М., 1993.

● Составьте таблицу:

"Педагогические теории (концепции), идеи отечественных дидактов".

Ф.И.О. дидакта, годы жизни Основные труды Сущность разработанной теории (концепции), идей
Есипов Б.П. (1894-1967) "Самостоятельная работа учащихся на уроках" - М., 1961; "Пути совершенствования методов обучения" - Л., 1963; "Дидактика" - М., 1957. Разработал проблему самостоятельности учащихся: определил понятие, выявил степень самостоятельности в зависимости от характера деятельности; обосновал классификацию уроков по основным дидактическим задачам и целям.
………….. …………………………… ………………………………………
………….. …………………………… ………………………………………
………….. …………………………… …………………………………….


Задание № 6.

Ниже приведены педагогические ситуации некоторых фрагментов уроков. Определите, какой вид обучения представляют данные ситуации: а) объяснительно-иллюстративный, б) проблемный, в) программированный. Свой ответ обоснуйте.

Ситуация № 1.

Прежде чем приступить к основной части урока, учительница литературы прочитала учащимся отрывок из сочинения. В нём говорилось: "«Старуха Изергиль» у меня вызвала противоречивые чувства. Ларру искренне жаль. Слишком жестоко для него наказание. Я бы смягчил его. Легенду о Данко я читал, хотя и с чувством зависти, но сам никогда бы не смог так поступить, как поступил он. Да и надо ли так поступать?"

(Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач.)

Ситуация № 2.

Этот урок начался постановкой учебной задачи: основываясь на трёх законах динамики и экспериментально наблюдаемых Ньютоном и его предшественниками закономерностях в движениях земных и небесных тел, повторите научное открытие Ньютона. Сообщаю научную цель урока: обосновать гипотезу, что сила взаимодействия двух точечных масс прямо пропорциональна квадрату расстояния между ними. Записываем известные Ньютону данные, анализируем каждый факт. Делаем вывод, что около Земли существует поле тяготения, что сила тяготения должна быть пропорциональна массам взаимодействующих тел. Предполагаем, что сила, заставляющая тела падать на Землю, и сила, искривляющая траекторию Луны и вызывающая её неправильное движение, имеют одинаковую физическую природу. В итоге устанавливаем пропорциональность силы произведению масс и обратную пропорциональность её квадрату расстояний между точечными массами. При проверке закономерности вводим коэффициент пропорциональности и записываем формулу всемирного тяготения.

Смотрим фрагмент фильма об опытном определении гравитационной постоянной, отмечаем универсальность полученной формулы.

Домашнее задание формулируем так: "Каждый установленный факт, прежде чем стать научной теорией, должен пройти многократное подтверждение. Применяя данные 4-го опытного факта, подтвердить справедливость полученной формулы для такого варианта: некие реально не существующие планеты с равными массами совершают круговое движение вокруг общего центра. В этом центре находится светило, удерживающие предполагаемые планеты на соответствующих расстояниях. Доказать, что сила их взаимодействия с этим светилом обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними".

На каждом этапе этого урока выслушиваем мнения всех желающих, но оцениваем и обсуждаем только грамотные, аргументированные ответы, при этом особенно ценим силу доказательств и убеждённость их автора.

(Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач.)

Ситуация № 3.

Студентка-практикантка проводила урок зоологии по теме "Класс земноводных. Внешнее строение лягушки". Она рассказала о лягушках, их особенностях как биологического вида. При объяснении строения лягушки использовала рисунки, плакаты.

Почувствовав, что внимание учащихся ослабевает, практикантка обратила внимание детей на следующий эпизод: "Великий русский учёный И.В. Мичурин, любивший всё живое, однажды приручил лягушку и постоянно оберегал её. А когда друг Мичурина убил лягушку палкой, знаменитый естествоиспытатель месяц не разговаривал с ним".

Ребята с интересом дальше продолжили слушать урок.

Ситуация № 4.

На уроке истории при обобщении и повторении пройденного материала учащимся предлагается выполнить задание по карточкам, предусматривающее варианты ответов, один из которых - правильный.

Вопрос Варианты ответа
1 2 3
Какой метод развития сельского хозяйства в России во второй половине XIX в. получил название интенсивного? обеспечивающий прирост производства за счёт совершенствования технологии земледелия создающий прирост производства за счёт расширения новых земель предполагающий объединение мелких крестьянских хозяйств в крупное
Из каких сословий формировался класс предпринимателей в России в XIX в.? дворянство духовенство посадские купечество дворянство посадские казачество купечество дворянство
В каком году было отменено крепостное право в России?
Художник, автор картины "Бурлаки на Волге". Левитан Репин Суриков
Кто из российских императоров получил прозвище "кровавый"? Александр III Николай I Николай II

(из опыта работы М.А. Кувырталовой)

Тема 2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия дидактики:

Содержание образования - …………………………………………………………………

Государственный образовательный стандарт - ……………………………………..

Базисный учебный план - ………………………………………………………………….

Образовательная программа - ……………………………………………………………….

Учебник - …………………………………………………………………………………….

Задание № 2.

Рассмотрите с точки зрения данной дискуссии роль содержания образовательной продукции ученика в его образовании:

Л.Н. Толстой говорил, что в сочинениях крестьянских детей можно обнаружить творческую силу, не уступающую произведениям Гёте. Л.С. Выготский отрицал такую позицию, считая, что стихийное творчество детей обречено "оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм.

Задание № 3.

В современную теорию обучения введено понятие "учебный метапредмет", т.е. предметно оформленная образовательная структура, содержание которой базируется на системе фундаментальных образовательных объектов (А.В. Хуторской).

● Изучите на примере метапредмета "Числа" основные дидактические характеристики данного понятия.

Ответьте на вопросы:

1. В чём состоит педагогическое значение учебных метапредметов?

2. Чем метапредмет отличается от обычного предмета образовательной области?

3. Какова роль метапредметов в личностно-ориентированном обучении?

Задание № 4.

Представьте, что вы директор школы и вам необходимо определить, чем заполнить 25% учебного времени, предусмотренного вариативной частью учебного плана.

● Как вы будете его использовать; чем руководствоваться при определении содержания?

Задание № 5.

● Изобразите схематически существующие разновидности образовательных программ.

Образовательные программы

1. Каковы цели образовательных и профессиональных образовательных программ?

2. Где реализуются образовательные программы?

3. На основе чего определяется обязательный минимум содержания образовательных программ?

● Выделите основные характеристики образовательных программ, используя следующую информацию:

Типовые образовательные программы составляются учёными, методистами, авторами учебников и могут утверждаться органами управления образованием. Эти программы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности учащихся, характеризуют требования к подготовке учеников. В них даются рекомендации по организации обучения, указываются необходимые средства обучения, могут быть приведены примеры тестовых и контрольных работ. Типовые образовательные программы могут сопровождаться примерным тематическим планированием с разбивкой на отдельные уроки, которые публикуют методические журналы ("Литература в школе", "Математика в школе" и др.).

Рабочие образовательные программы составляются и подбираются самими учителями для осуществления реального обучения в конкретных условиях. Рабочая образовательная программа составляется по каждому учебному курсу и классу, как правило, на учебный год. При этом учитываются ГОСТы, национально-региональный компонент, принятая школой образовательная концепция, дидактическая система учителя и т.д.

Индивидуальные образовательные программы воплощают в себе ученический компонент базисного учебного плана и составляются по отношению к обучению отдельных учеников. Могут иметь различный вид и форму. Они могут относиться к отдельным учебным курсам или комплексному образованию ученика. В их составлении явно или косвенно принимают участие сами ученики. В программах данного типа индивидуально для каждого ученика указываются его цели обучения в целом и по отдельным предметам, направлениям и общий план деятельности, предметы и темы по выбору, мастерские и факультативы, планируемые образовательные результаты, их сроки, формы проверки и оценки достижений и т.д. Индивидуальные образовательные программы учеников учитываются педагогом при конструировании общей рабочей программы и осуществлении образовательного процесса.

(А.В. Хуторской. Современная дидактика. - СПб., 2008. - С. 231 - 232.)

● Результаты сравнительного анализа общепринятых видов образовательных программ оформите в виде таблицы.

Вопросы сравнения Виды образовательных программ
Типовая Рабочая Индивидуальная
1. Кем составляется?      
2. Область применения.      
3. Реализуемые цели.      
4. Специфика содержания.      
5. Особенности структуры.      

Задание № 6.

Дайте анализ одного из современных учебников по психологии (педагогике), придерживаясь ответов на следующие вопросы:

- Название учебника.

- Автор (авторы).

- Кому адресован учебник.

- Издательство, год издания.

- Структура учебника: основные разделы, темы и т.д. (Можно изобразить схематически.)

- Личностная ориентация.

- Деятельностный компонент.

- Творческая направленность.

- Методический инструментарий: иллюстрации, схемы, задания и вопросы и т.д.

- Внешний вид: переплёт, бумага, шрифт и т.п.

- Рефлексия, т.е. самооценка данного учебника в образовательном процессе по … (указать предмет).

Наши рекомендации