Развитие игры у слышащих детей

Компоненты игры 2 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 7 лет
Замысел игры, постановка игровых целей и задач. Дети обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определя- ется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. В конце 3-го года жизни дети начинают готовить условия для игр, обозначать замысел игры. Игровые замыслы начинают адресовываться группе детей.   Дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначить игровую задачу. Воплощение замысла в игре происходит путём решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения. Как правило, дети сами договариваются перед началом игры. Замыслы игр более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замыслы игры, учитывают точку зрения партнёра, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в неё новые идеи и образы, то есть плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией.
Содержание игр Основное содержание игры – действие с предметами. К концу 3 –го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами. Сюжетно-отобразите- льная игра переходит в сюжетно – ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых. Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план. В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.
Сюжет игры Сюжеты преимущественно бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. В конце3-го года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок. Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок. Сюжеты развёрнуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр. Для детей характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых.
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре В конце 3-го года жизни некоторые дети начинают обозначать роль словом. С переходом к общественным игровым действиям появляется основание для содержательного ролевого общения. Дети часто разговаривают с игрушками как с партнёрами по игре. Постепенно роль партнёров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значения предметов-заместителей Дети переходят к играм вдвоём, а затем к групповым играм. Ребёнок берёт на себя роль, но пока ещё редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными. Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры, с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, так как им легко удаётся взаимодействие в игре: самостоятельное распределение ролей, реализация замысла . Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. Речь занимает всё большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но и через речь раскрывается сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые.
Игровые действия, игровые предметы К концу 3-го года жизни дети принимают от взрослого и выполняют действия с предметами- заместителями, сообщают другим предполагаемое содержание своих действий с ними. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий словом («Куклы уже поели»). Им становится доступной условность игры («Это понарошку»). Дети переходят к обобщённым действиям. В совместных играх они сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются, к 3-му году появляются первые подлинно коллективные игры. Дети используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом. Во 2-ой половине 4-го года жизни дети придумывают разнообразные замещения, изменяют первоначальное игровое назначение предмета. Они избирательно относятся к предметам-заместителям, часто предлагают свой вариант сверстникам. Дети заменяют недостающие тематические игрушки другими предметами. Дети самостоятельно выбирают предметы- заместители. Совершенствуются способы действий с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия: свободно играют с игрушками, предметными заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения. Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушка- ми, собственными самоделками. Широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.
Правила игры Детей привлекает само действие. Правила игры не выполняют функцию её регулятора. Правила регулируют последовательность действий. Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за выполнением правил игры другими детьми Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.
               





Психологическая характеристика трудовой деятельности детей с нарушением слуха.

1. Задачи формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду   Развитие трудовых умений детей, овладение элементарной культурой труда   Ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду

2. Последовательность формирования видов трудовой деятельности у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста

  4. Ручной труд  
  3. Труд в природе  
  2. Хозяйственно - бытовой труд  
  1. Самообслуживание
               

3. Профессиональная ориентация:

1. Профпросвещение
2. Профконсультация
3. Профадаптация
4. Профотбор
5. Психологическая подготовка

Наши рекомендации