Перед педагогической психологией встают проблемы разра- ботки своеобразных «информационных моделей» для организа- ции профессионального обучения, т. е. способов передачи обуча- емому знаний (и организации их усвоения) о строении и рабо- те технической системы для формирования требуемой структуры деятельности и ее ориентировочной основы. Чем более четкой является структура информационной модели, тем легче она усваивается "отражается в концептуальной модели
тем меньше усилий и времени необходимы специалисту для решения задач. Чем полнее и точнее образ объек-
та, тем меньше времени требуется для оценки реальной ситуа- ции ипринятия оптимальных решений.
Важное значение в обеспечении эффективности профессио- нального обучения имеют логико-психологические механизмы усвоения знаний. Логико-психологический и дидактический анализ процесса усвоения знаний требует выяснения понятия
«знание». Это понятие многозначно и имеет несколько опреде-
лений. Знание определяется как часть сознания, ка к общее в отражении предмета, как способ упорядочения действительнос- ти, как деперсонифицированная форма выражения сущности вещей, как продукт и результат познания, ка к способ воспроиз- ведения в сознании познаваемого объекта.
Подобная многозначность в определении понятия «знание» обусловлена множеством функций, которые реализуются зна- нием. В дидактике знани е выступает и ка к результат осуще- ствления дидактического замысла , и ка к содержание, и ка к средство педагогического воздействия. Знание, входя в
туру прошлого индивидуального опыта обучаемых, меняет и пре- образует структуру, поднимая обучаемого на более высокий уро- вень психического развития, опережая развитие (Л.С. Выготский).
С точки зрения перечисленных дидактических функций зна- ния перед преподавателем всегда стоит несколько задач:
— перевести знание из его застывших форм в процесс познава-
тельной активности учащихся;
— преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности;
— сделать знание средством формирования человека как ности и субъекта деятельности.
Познание — это процесс порождения знания. Результатом по- знания может быть обыденное, научное и учебное знание. Обы- денное знание формируется в повседневном опыте, на основе которого отражаются главным образом внешние стороны и свя- зи окружающей действительности. Научное знани е представ- ляет собой систематизированные обобщенные разряды знаний, формирование которых основано не только на опытных, эмпири- ческих, но и на теоретических формах отражения мира и зако- номерностей его развития. В процессе обучения предметом ус- воения становится научное знание. В своих абстрактных формах научное знание не совсем и не всегда доступно, поэтому оно пред- полагает такие изменения формы его презентации, которые обес- печивают адекватность его восприятия, понимания и усвоения. Преднамеренное изменение, реорганизация научного знания, упрощение или сокращение предметного разнообразия, которое в научном знании отражается, с учетом психологических осо- бенностей и возможностей обучаемых, порождает учебное зна- ние. Таким образом, учебное знание является производным от
и в отличие от последнего является познанием уже известного или познанного, т.е. учебное и научное знание имеет разные источники происхождения или генетически различны.
Вторым отличием учебного знания от научного является их различие, т.е. по назначению. Основной функ-
цией учебного познания является определен-
ного уровня общей профессиональной квалификации, тогда как целью научного знания является создание и описание мира.
Учебный и научный типы познания различны и в операцио- плане. Специфика учебного познания определяется тем,
учебно-познавательная деятельность осуществляется с помощью специальных учебных приемов, умений и действий, в то время как познание связано с поисковыми задачами, решаемыми с привлечением особых исследовательских методов.
Учебное познание, как правило, осуществляется под руковод- ством преподавателя, который выступает посредником между познающим субъектом и научным знанием, являющимся пред- метом усвоения. В научном познании роль посредника выполня- ет информационно-пояснительная деятельность специалистов той или иной области научного познания.
При всем многообразии различий между учебным и науч- ным познанием, их отличает взаимообусловленность. Успешность учебного познания определяется прогрессом научного знания, а продуктивность научного познания оказывается зависимой от технологии учебного познания и его результатов в виде сформи- рованных определенного рода знаний, умений и навыков.
Учебное знание существует в трех формах: в форме учеб- ной дисциплины, в виде учебного текста и в форме учебной задачи. Адаптированная форма научного знания образует учеб- дисциплину, включающую закономерности познавательной деятельности учащихся и саму предметную форму научного знания, часть учебной дисциплины. Языковая форма
ния образует текст. По виду учебные тексты
бывают письменные (алфавитные, формульные, пиктографиче- ские), устные и технотронные (радио, звукозапись).
Учебная задача как форма учебного знания может быть опре- делена как некоторый этап учебно-познавательной деятельности и как упрощенная, рафинированная форма реальных проблем- ных ситуаций и как учебный текст или его /при этом решение задачи связано с пониманием текста).
Процесс учебного познания состоит из нескольких этапов:
— восприятие объекта, связанное с выделением его из общего фона и определением его существенных свойств;
этап осмысления (установление наиболее существенных вне- внутрисубъективных связей и отношений);
процесс запоминания выделенных свойств и отношений в результате их многократного восприятия и фиксации;
- этап активного воспроизведения воспринятых и понятых субъектом существенных связей и отношений. Этот этап свя- зан с включением вновь воспринятого знания в структуру про- шлого опыта либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.
Часто перечисленные этапы усвоения знания соотносятся с критериями оценки их усвоения: уровень различения и распоз- навания предмета, уровень его запоминания, уровень
ния и уровень его применения.
Важную роль в процессе усвоения знаний выполняет понима- ние. Ведущим признаком понимания считается вариативность способов видения одного и того же объекта или одних и тех же его свойств в их различных связях и отношениях. Пони- мание характеризуется также способом выделения общего в раз- личных формулировках, самостоятельным переформулированием знания в системе разных понятий, способностью к квалифика- ции, систематизации, группировке, квалификации объектов, доказательству теорем и теорий, способностью проводить при- емы, решение нестандартных задач и решение задач нестандар- тными способами.
Успешному усвоению знаний способствует такое системное психологическое образование, как индивидуальный стиль учеб- но-познавательной деятельности студентов (ИСПД). ИСПД при- нято рассматривать как психологический механизм усвоения студентами, школьниками знаний, умений и навыков, форми- рование, которого является одним из важных резервов повыше- эффективности обучения. Как синоним ИСПД часто ис- понятие «когнитивный (в зарубежной пси-
хологии).
Обращаясь сопоставлению между индивидуальными сти- лями в трудовой и профессиональной деятельности, необходимо отметить следующее. B.C. Мерлин и Е.А. Климов подчеркива- ли, что в трудовой деятельности индивидуальный стиль мо- жет проявиться только в способах и приемах работы, в то время как в учебной деятельности он проявляется и в про- дуктах творчества.
Признавая положение Выготского о том, что орудие —
знак является условием управления процессом познания и по- знавательными процессами в можно предположить, что индивидуальные стили пользования орудием — знаком харак-
теризуют особенности индивидуальных стилей деятельности. В операциональном плане ИСПД выступает доминирование в ней аналитического или синтетического коПодобно тому, как содержание стиля трудовой
тельности, по Е.А. Климову, определяется соотношением, а
нее, преобладанием ориентировочных или исполнительских
![Стилей учебно-познавательной деятельности Стилей учебно-познавательной деятельности - student2.ru](/images/pedagogika/stiley-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-1139446-35.png)
ствий в ней, так и в познании перевес в сторону анализа синтеза можно рассматривать ка к выражение ИСПД. Форми- рование индивидуального стиля в познании возможно лишь при условии положительной к нему мотивации.Ведущей формой положительной мотивации в сфере познания является интерес. ИСПД может стать условием преобра-
зования положительной мотивации в профессиональную направ- ленность личности. Если при этом понимать направленность ка к отношение к целям деятельности, то ИСПД является превращения абстрактного познавательного интереса в конкрет- ную целевую установку, являющуюся психологической осно- вой реальной деятельности. ИСПД является фактором профес- сионального становления личности.
Вместе с тем, профессиональное становление студентов не сво- дится только кформированию системы знаний. Оно включает в себя иусвоение определенных умений и навыков. Поэтому важ- ным показателем ИСПД является наличие таких практиче- ских навыков, которые могут иметь значение, как в учебной, так и в профессиональной деятельности студентов. Ких чис- лу следует отнести умения и навыки машинописи и фоносте- нографии, одинаково полезные как вучебной деятельности для ускорения записи лекций или для работы склавиатурой ЭВМ, так и вразных видах профессиональной деятельности.
Таким образом, усвоение знаний и формирование индиви- дуальных стилей познавательной деятельности является не- обходимым условием учебной деятельности в сис-
теме профессионального образования.
аспекты обучения и воспитания
Несомненно, период обучения в вузе — это важнейший од социализации человека. Социализация — это процесс мирования личности в определенных социальных условиях, про- цесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит всвою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данной группе
и обществе. Процесс социализации включает освоение куль- туры человеческих отношений и общественного опыта, соци- альных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. Встуденческом возрасте задействованы механизмы социализации: это и освоение социальной роли сту- подготовка к овладению социальной роли «профессио- нального специалиста», и механизмы подражания, и механиз- мы социального влияния со стороны преподавателей и студен- ческой группы. Явления внушаемости и конформизма также выражены в студенческой среде.
Понятие «социализация» более широкое, чем понятие
тание». Социализация не равна воспитанию, ибо воспитание — это намеренное формирование личности в соответствии с приня- тым идеалом под влиянием умышленно направляемых различ- ных воздействий (внушения, убеждения, эмоциональное зара- жение, личный пример, вовлечение в определенные виды дея- тельности и др. приемы психолого-педагогического воздействия) со стороны педагогов, родителей (порой эти воздействия
ются неадекватными или неэффективными или даже
ми для личности воспитуемого (а индивид при этом может иг- рать пассивную роль).
При социализации индивид играет активную выби-
рает определенный идеал и следует ему, а круг людей, которые оказывают социализирующее воздействие, — широк и неопре- делен. Студенческий возраст, как отмечалось, характеризуется именно стремлением самостоятельно и активно выбирать тот или иной жизненный стиль и идеал. Таким образом, ву- зовское обучение является мощным фактором социализации лич- ности студента, и этот процесс социализации идет в ходе самой жизнедеятельности студентов и преподавателей. Но встает воп- рос, требуется ли целенаправленные воспитательные воздействия на студентов со стороны преподавателей и эффективны ли они?
Нет, пожалуй, более спорной проблемы в психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. «Надо ли воспиты- вать взрослых людей?» Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимать воспитание. «Если его понимать ка к воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, об- ществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузов- ского обучения, то ответ должен быть однозначно положитель- ным» Смирнов).
Традиционный подход к воспитанию базируется на том, что воспитание студентов — это воздействие на их психику и дея- тельность сцелью формирования личностных качеств и свойств
направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дис- циплинированности, умения работать с людьми, самокритично- сти, любви профессии и пр. В вузе воспитание интереса и любви к профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содер- жании профессиональной работы, путем формирования у каж- дого студентаубеждения в своей профессиональной пригоднос- ти, понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, предусмотренными учебным планом данной специальности, пу- тем выработки стремления следить за всем прогрессивным в де- ятельности передовых специалистов, постоянно пополнять свои знания.
Именно в вузе закладываются основы тех качеств специалис- та, с которыми он вступит в новую для него атмосферу профес- сиональной деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие ка к личности. Требуется гибкий подход к воспи- танию молодежи, умение использовать и развивать лучшие сто- роны психики, направлять по нужному руслу ее поведение.
При отсутствии общественного воспитания студенческой молодежи возникает почва для развития «культуры нарцис- сизма» молодежи, которая характеризуется равнодушием мо- лодежи к социальным проблемам, процессам, к
творческой профессиональной деятельности и состоянию нра- вов, переключением интересов молодежи в сферу досуга, иж- дивенчества, антисоциального поведения. Школы и универси- теты, считает Л. должны помочь молодежи осознать необходимость и развить в себе такие качества для выполне- ния в будущем тех функций и той деятельности, которые бу- дут способствовать общественному прогрессу, установлению справедливого общества.
Дискуссии на моральные темы (отличие добра от понятие справедливости, свободы, истины, достоинства и пр.), деловые игры, обращение к реальным явлениям и фактам жизни обще- ства, организация определенной общественно-полезной и лич-
деятельности, в которой молодой человек мо-
жет себя проявить, чувственно-эмоционально и рационально пе- режить свои трудности и успехи, вовлечение студентов в различные формы студенческого самоуправления, реализация педагогики сотрудничества и уважительного отношения к лич- ности студента как полноценного и равноправного партнера лю- бой совместной деятельности — все это необходимые компонен- ты вузовского воспитательного процесса.
В современной психологии и педагогике начинает преобла- дать подход к воспитанию как к целенаправленному форми-
рованию личности в соответствии с избранным идеалом, а как к созданию условий для саморазвития личности студента. Пе- дагоги не должны заранее решать за человека, каким ему быть, ибо каждый имеет право и должен сам прожить свою жизнь, не перекладывая на других ответственность за тот выбор, за те ре- шения, которые ему приходится принимать. Самый главный прием воспитания — это принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений. Означает ли это, что педагог должен занимать пассивную позицию в отношении тех выборов и принципиальных решений, которые принимает его воспитанник? Разумеется, нет. Главная задача педагога-вос- питателя — раскрыть перед молодым человеком широкое поле выбора, которое часто не открывается самим ребенком или юношей из-за ограниченности его жизненного опыта, недостат- ка знаний. Раскрывая такое поле выбора, педагог не должен скрывать своего оценочного отношения к тому или иному выбо- ру, но следует избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за воспи- танником право на самостоятельное принятие решения.
Другая важная задача воспитания — помочь молодому человеку в выработке его индивидуального стиля жизни, ин- дивидуального стиля деятельности и общения. Необходимо относиться к студенту как к социально зрелой личности, не ог- раничивая его возможности развития личности, а усиливая их своей поддержкой, эмоциональной теплотой и уважением. Не- допустимо негативную оценку результатов учебной деятельнос- ти студента переносить на оценку личности студента в целом, демонстрируя словами и мимикой, что он неумен, ленив, безот- ветственен и т.п. Важно поддержать студента в его стремлении к достижению успехов, признания, саморазвития, профессио- нального или научного роста.
Наибольшие изменения в личности студентов происходят под влиянием тех факторов и условий, которые возникают в веду- щих видах совместной деятельности. Ведущей формой совмест- ной деятельности в системе профессионального образования яв- ляется учение. То, в каких формах протекает совместная учеб- ная деятельность обучаемых, определяет их общее, социальное и профессиональное становление. Особое значение в формиро- вании личности имеет коллектив учебной группы и уровни его развития. положение студента в окружаю-
щей его среде, в студенческой группе содействует нормальному позитивному развитию его личности. В случае необходимости педагог может помочь создать такую педагогическую ситуацию, чтобы студент предстал перед значимыми для него «другими» в
Схема 9
ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
не совпадают
j НЕФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ |
более важна в студенческой группе (стихийно
(официальное соотношение позиций членов группы, заданное извне: староста, профорг) официальный руководитель
возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов к (формируется постепенно)
ОТНОШЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СИМПАТИИ -АНТИПАТИИ УВАЖЕНИЯ -
Психологические методыдля выявления(эмоциональная сфера)
СОЦИОМЕТРИЯ
(деловая сфера) РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ
Социально-психологический статус
(каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений одногруппников с другом)
![Стилей учебно-познавательной деятельности Стилей учебно-познавательной деятельности - student2.ru](/images/pedagogika/stiley-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-1139446-64.png)
i i i
«Звезда»-наибо- «Предпочитаемый» «Пренебрегаемый» «Изолированный» «Отвергаемый»
популярные (узкий круг (отсутствие не хотят
![Стилей учебно-познавательной деятельности Стилей учебно-познавательной деятельности - student2.ru](/images/pedagogika/stiley-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-1139446-66.png)
тельный член для общения) общения, общаться) группы (максимум пассивность)
выборов) 1-2 выбора нет выборов отрицат. выборы
УРОВЕНЬ БЛАГОПОЛУЧИЯ ОТНОШЕНИЙ в группе:
(Если сумма «звезды» + «предпочитаемые» больше, мен
ьше
чем «пренебрегаемые» + «изолированные» НИЗКИЙ
«ЗВЕЗДА» неравен (обладает наиболее сильным влиянием на членов группы, е е основных ценностей)
, ситуативный универсальный (метод: оценить, кто из членов группы наиболее влиятелен в той или иной ситуации)
Варианты социально-психологической структуры
студенческой группы
![Стилей учебно-познавательной деятельности Стилей учебно-познавательной деятельности - student2.ru](/images/pedagogika/stiley-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-1139446-75.png)
• - Отсутствие структуры вообще (каждый сам по себе или попарные связи)
• - Складывающаяся структура (есть группировка из нескольких членов, остальные сами по себе)
• - Конкурирующая структура (наличие 2-3 конкурирующих между собой группировок)
• - Взаимодействующая структура (наличие нескольких группировок, взаимодействующих при организации совместной деятельности)
Групповые роли
- Координатор
- Генератор идей
- Шлифовщик
- Энтузиаст
- Контролер-аналитик
- Исполнитель
- Искатель выгоды
(посредник между людьми)
- Работяга (не стремится занять чье-либо место)
Признаки малой группы
- Личные контакты, восприятие индивидуальности всех людей в группе
- Наличие эмоциональных отношений
- Взаимодействие членов группы
- Наличие постоянной цели совместной деятельности (ближние перспективы, вторичные цели, дальние перспективы)
- Наличие организационной структуры
- Распределение групповых ролей
- Выработка групповой культуры
Групповые интересы - Потребности - Ценности - Цели - Мнения - Нормы
![Стилей учебно-познавательной деятельности Стилей учебно-познавательной деятельности - student2.ru](/images/pedagogika/stiley-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-1139446-76.png)
выгодном свете иполучил оценку, что улуч-
шит его психологическое состояние и сделает более благоприят- ной позицию в целом. Таким образом, в вузе сущность воспи- тания заключается в создании благоприятных возможнос- тей для саморазвития и самовоспитания человека путем раскрытия перед ним поля возможных и их послед-