Психологические аспекты профессионального становления личности
Профессиональное развитие и становление нельзя искусст- венно отделить от жизненного пути человека в целом. Впервые это было убедительно показано в работе Ш. Бюлер, отметившей, что большинство людей проходит через определенные стадии развития в сходные возрастные периоды, причем им соответ- ствуют и стадии профессионального развития. Дальнейшие ис- следования в этой области позволяют сделать два основных вы- вода:
— необходимо рассматривать профессиональное созревание как процесс, длящийся всю жизнь;
|
На сегодняшний день существует несколько периодизаций
|
|
|
предложенными в классификациях общей и возрастной психо-
логии.
На примере периодизаций профессионального развития мы рассмотрим этапы, через которые проходит человек в своей про- фессиональной жизни; рассмотрим факторы, влияющие на вы- бор профессии и подготовку к ней.
|
еще очень молоды и часто завершается уже в преклонном воз- расте.
Этапы профессионального пути по Д.
Весь профессиональный путь Сьюпер разделил на пять эта- пов. В первую очередь, автора интересовало выяснение индиви- дом своих склонностей и способностей и поиск подходящей про- фессии, актуализирующей профессиональную Я-концепцию.
1-й ЭТАП— РОСТА(от рождения до 14 лет). В детстве начи- нает развиваться Я-концепция. В своих играх дети проигрыва- ют различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, вы- ясняя , что им нравится, и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на бу- дущую профессиональную карьеру.
2-й ЭТАП — ИССЛЕДОВАНИЯ(от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потреб- ностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Ос- новываясь на результатах такого самоанализа, они прикидыва- ют возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую про- фессию и начинают ее осваивать.
|
|
|
5-й ЭТАП — СПАДА(после 65 лет). Физические и умствен- ные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем, чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов, трудо- вая деятельность прекращается.
Этапы профессионального пути по
Приобретение установок и трудовых навыков, которые позво- ляют людям стать полноценными работниками, являются териями определения этапов профессионального пути.
1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ С РАБОТНИКОМ(от 5 до 10лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и ма- терями, и намерение работать в будущем становится частью их Я-концепции.
2 . ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ (от 10 до 15 лет). Школь- ник и научаются организовывать свое время и усилия для вы- полнения различных задач, например, домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоя- тельствах следовать принципу: вначале работа, а потом — игра.
3. ПРИОБРЕТЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬ- НОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (от 15 до 25 лет). Человек выбирает про- фессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.
4. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА (от 25 до 45 лет). Взрослые совершенствуют свои профессиональные способности и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.
|
ственности, с которой сопряжен их труд, и тратят свои силы и время для выполнения своих обязательств перед обществом.
6. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОДУКТИВНОМ ПЕРИОДЕ ПРО- ФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройден- ный путь и с удовлетворением вспоминают о своих профессио- нальных достижениях.
В профессиональной деятельности становление личности про- исходит особенно интенсивно, поскольку она концентрирует на себе основную активность субъекта. Формирование личности здесь представляет собой процесс образования особого типа сис- темных отношений. Е.А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность. Однако изучение личности профессионала следует на- чинать задолго до его вступления в особенно профессиональную деятельность, с ранних лет.
Следует отметить большую роль родителей и семейного вос- питания. Под влиянием семьи складывается исходная система отношений субъекта к миру профессий и к себе ка к будущему профессионалу. Большое значение имеют для ребенка так назы- ваемые сценарии воспитания. В ряде случаев родители способ- ны оказать негативное воздействие на профессиональную судь- бу своих детей, навязав им профессию, которая для них чужда или противопоказана. Рассмотрим наиболее распространенные
44 1
родительские планы, негативно сказывающиеся в будущей про- фессиональной жизни :
— жесткое половое предпочтение — в случае предварительного настроя на ребенка определенного пола и при появлении ре- бенка другого пола наблюдается воспитание либо по типу про- тивоположного пола с жестким навязыванием соответствую- щих интересов и профессий, либо падение интереса к воспи- танию и игнорирование явных способностей;
— стремление продолжить в ребенке собственную линию разви- тия — профессиональное направление, сходное с родительс- ким, зачастую противоположное истинным склонностям и спо- собностям ребенка;
|
что не удалось родителям, зачастую это весьма далекие от соответствующей среды сферы деятельности, подготовить к которым ребенка нет внутренних возможностей;
— реализация сценария «родители вундеркинда» — ребенка ориентируют на очень высокие достижения в обстановке по- вышенной ответственности и переутомления;
|
|
Все вышеперечисленные сценарии модели родительского от- ношения выступают факторами торможения профессионально- го развития личности в периоды, предшествующие непосред- ственной профессиональной ориентации.
Итак, остановимся на основных фазах развития профессиона- ла, выделенных Е.А. Климовым.
ОПТАНТ (фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вы- нужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.
|
натах, относительно рано, уже в подростковом возрасте опреде- ляют свое профессиональное будущее, поступая в профессиональ- ные училища; оканчивая кратковременные курсы, приступают
к работе на производстве). Современные подростки в поисках
«красивой» жизни начинают заниматься «коммерцией», счи- тая ее фактором материального благополучия.
АДЕПТ(или фаза адепта), так называемая «заспинная» под- готовка, объединяющая все категории стартующих профессио- налов. Адепт — это человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обуча- ющиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве — слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).
АДАПТАНТ(или фаза адаптации, привыкания молодого спе- циалиста к работе). Молодой специалист адаптируется к нор- мам коллектива, в который он попадет, входит во многие тонко- сти работы, привыкает решать творческие задачи.
|
называется, «наторевший» в своем деле работник, который ус- тойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.
МАСТЕР(или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики основных фаз ка к бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые и са- мые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или ка- кими-то специальными качествами, умениями ил и универса- лизмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповтори- мый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квали- фикации (разряд, категорию, звание).
АВТОРИТЕТ(или фаза авторитета). Она, как и фаза мастер- ства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уров- не, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
НАСТАВНИК(фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленника- ми, учениками, последователями, коллеги готовы поучиться,
|
стях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптации к профессиональным взаимоотношениям.
После завершения периода адаптации молодому специалис- ту требуется некоторое реальное подтверждение его профессио- нальных достижений в виде прибавки к зарплате, повышения статуса или предложения интересных перспектив. Если этого не происходит после 4—5 лет работы, появляется эмоциональ- ный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом, даль- нейшее сохранение ситуации становится залогом более тяжело- го протекания следующего нормативного психологического кри- зиса — кризиса 30-летия, одного из самых острых кризисов нормативного развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении проме- жуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в не- которых ощутимых переменах. Возможны следующие пути раз- решения этого кризиса: прекращение профессионального рос- та; стабилизация на достигнутом уровне; ограничение профес- сиональных притязаний; упрочение одной из сторон профессио- нальной деятельности; поиск новых путей развития, выводящих на более высокий профессиональный уровень; деструктивное раз- решение-конфликт, смена работы, попытка начать все сначала.
|
Подводя итоги, следует отметить, что профессиональное раз- витие личности представляет собой системное явление, опреде- ляемое общими закономерностями психического развития и про- исходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание.
|
Профессиональное обучение включает несколько уровней:
— обучение профессиям в начальных и средних специальных учебных заведениях;
— высшее профессиональное обучение в вузах;
— профессиональное обучение в системе повышения квалифи- кации и переквалификации (послевузовское обучение);
— разнообразные курсы профессионального обучения.
Производственные училища (ПУ) и средние специальные учеб- ные заведения (ССУЗ) профессионального обучения имеют свои специфические особенности в содержании и в методике обуче- ния, в контингенте учащихся, в специфике воспитательной ра- боты и пр.
Контингент обучаемых по возрастным характеристикам отно- сится к подростковому и раннему юношескому возрасту, явля- ющемуся «трудными, критическими возрастами» (см. главу
|
|
тически запущенных учеников» в производственных училищах в последние годы возрастает до 70-85 % и это превращается в самостоятельную педагогическую проблему: как вести их обу- чение, какими должны быть методики обучения и учебные по- собия для контингента «дидактически запущенных учащихся» (ДЗУ), поскольку обычные методы обучения и стандартные учеб- ники во многом недоступны для них. Исследования показали:
1. Скорость усвоения учебного материала «слабыми ученика- ми» — ДЗУ на 25—30% ниже чем у учащихся с нормальной подготовкой и составляет около 1,2 дв. ед./с.
2. При незначительной перегрузке происходит потеря инте- реса к занятию и прекращение учебной деятельности.
|
включающие один содержательный элемент.
4. Быстрее и прочнее усваиваются действия, имеющие отра- женный в учебнике четкий алгоритм выполнения, преподноси- мый в форме показа операций.
5. Для обучения решению технических задач наиболее эф- фективен способ обучения алгоритмам решения.
При классно-урочной системе организации обучения изуче- ние дозы учебного материала включает четыре явно выражен- ных этапа: работа над изученным учебным материалом, работа над новым учебным материалом, закрепление пройденного учеб- ного материала и выполнение домашнего задания. Анализ осо- бенностей применения учебного пособия на каждом этапе позво- ляет утверждать, что исходя из этапности изучения дозы учеб- ного материала и особенностей задач, решаемых пособием на этих этапах, доза учебной информации должна включать следу- ющие элементы:
|
|
3) основной блок новой информации или алгоритм действия;
4) вопросы, задания, упражнения и т. п. на практическое при- менение новых знаний;
5) вопросы и задания для самостоятельной домашней работы;
6) блок дополнительной информации (углубление изученного на занятии и индивидуализация обучения).
Хотя общая теория создания учебников и учебных пособий разработана, но для контингента дидактически запущенных уча- щихся необходимы специфические требования к содержанию и структуре учебных пособий.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что при созда- нии учебника или учебного пособия необходима детальная про- работка следующих аспектов:
1. Типология учебника по основным направлениям класси- фикации .
2. Функции, выполняемые учебником. Для создания эф- фективного учебника или учебного пособия, определения их оп- тимального содержания и структуры необходимо четкое пред- ставление об их функциях.
Всего в работах по теории учебника выделяется около 40 фун- кций. Авторы выделяют различные перечни дидактических функ- ций учебника. Основные функции выделяются практически всеми исследователями и понимание этих функций также яв- ляется схожим. В качестве основных выделяют информацион- ную, трансформационную, системообразующую, координирую- щую, интегрирующую, воспитательную и др.
|
При разработке структуры учебника главным является ре- шение двух задач:
1) определение структурных компонентов;
2) определение их соотношения.
Анализ научной литературы и анализ структуры типовых учебников выделяет следующие уровни структуры учебников и учебных пособий:
— содержательный уровень, «структурными» компонентами которого являются понятия, суждения и факты: их соотно- шение в учебнике — следование, причинность, количествен- ные, временные пространственные связи и т. п.;
— объемный, структурными компонентами которого являются параграфы, главы и разделы; их соотношение;
— построения логической системности;
|
имоорганизация.
Характеристики содержания:
— дидактический объем;
— степень научности;
— система построения;
— сложность и трудность материала.
|
Особенности усвоения учебного материала дидактически за- пущенными позволяют определить требования к со-
|
|
|
3. Представление материала практического
|
4. Для обучения решению технических задач следует пре- дусмотреть наличие в учебнике алгоритмов их решения.
Анализ существующих учебников и учебных пособий для ПУ на предмет их доступности для дидактически запущенных уча- щихся показал, что ни один из анализируемых учебников пол- ностью не удовлетворяет требованиям процесса обучения ДЗУ. А следовательно, необходимо определение путей и способов их адаптации для повышения эффективности обучения указанного контингента учащихся.
К основным недостаткам некоторых существующих учебни- ков следует отнести перегруженность материалом, недостаточ- но высокое качество и сложность иллюстративного материала, неполное использование аппарата организации усвоения.
|
учащихся по следующим направлениям:
• организация учебного материала пособия в целостные дозы с явно выраженной структурой, состоящей из качественно ми- нимизированных функциональных блоков:
1) контрольные вопросы и задания по материалу дозы;
2) краткая информационная справка по ранее изученному ма- териалу данного или смежных предметов, которая будет необходима при изучении данной дозы;
3) блок основной информации — дозы, разделенный на ми- нидозы, включающие один содержательный элемент;
4) блок дополнительной информации;
5) блок закрепления, включающий вопросы и задания на прак- тическое применение знаний;
6) блок систематизации (систематизирующие матрицы, схемы);
7) блок контроля (набор обоснованных и практически прове- ренных тестов второго уровня усвоения);
• оптимизация параметров содержания доз учебного мате- риала:
— информационный объем дозы учебного материала на одно
занятие составляет 4600-4650 двоичных единиц;
— ступень абстракции излагаемого материала —
— проектный уровень усвоения — II;
— система изложения учебного материала — дедуктивно-кон- кретная алгоритмическая;
— представление информационных основ деятельности в учеб- нике должно осуществляться в форме четкого и доступно- го алгоритма;
— обучение решению задач — в форме обучения алгоритмам решения;
— построение материала — на основе логической системности;
|
Порядок адаптации учебного материала к возможностям кон- тингента ДЗУ заключается во взаимообусловленной и соподчи- ненной последовательности действий исследования континген- та учащихся и переработки структуры и содержания базового учебника или учебного пособия:
1) определяются оптимальные для рассматриваемого контингента учащихся значения параметров и характеристик доз учебной информации на основании анализа исходных факторов:
|
— способности учащихся;
— базовая подготовка;
— уровень мотивации учебной деятельности;
б) факторов, характеризующих требуемые результаты обучения:
— уровень усвоения;
— степень осознанности усвоения;
— степень автоматизации усвоения;
2) параметры и характеристики доз учебного материала в посо- бии приводятся к оптимальному значению посредством кор- ректирующих
а) факторов, характеризующих организацию процесса обуче- ния:
— система организации обучения;
— время, отводимое на изучение данного материала;
— применяемые наглядные пособия;
б) факторов, характеризующих учебный материал:
— информационный объем;
— степень абстракции учебной информации;
|
УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ "
Схема 7
УРОВЕНЬ БАЗОВОГО ОПИСАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА — (не посредственное описание изучаемого объекта) включает:
— информативные единицы и возможные способы их организации;
— абстрактные единицы описания (положения);
— иллюстративные единицы описания (примеры). ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (цепочка логических суж- дений, умозаключений, выводов).
|
|
СХЕМАТИЧЕСКИЙ (графические схемы синтезируют информацию в простое и удобное системно-структурное изображение изучаемого материала)
НАДСТРОЕЧНЫЕ УРОВНИ: (сами по себе не описывают объект, но обслуживают процесс описания, управляют про- цессом понимания базового текста):
— ОБЪЯСНЕНИЯ — если предполагается ситуация
непонимания, необходимо дать дополнительные знания
— ССЫЛКИ — на уже полученное знание или отсыл- ка к определенному источнику знаний;
|
если абстракция сама по себе вызывает затруднения в
понимании;
— КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ — контрольные вопросы различных типов
— степень научности материала;
— трудность данного материала для рассматриваемого кон- тингента учащихся;
— сложность данного материала для рассматриваемого кон- тингента учащихся;
— система построения учебного материала в учебнике;
— структура учебного материала в учебнике. Структура учебного текста представлена в схемах 7 и 8.
Схема 8
Методика проектироваия учебного описательного технического теста
1) задать язык описания;
2) изобразить объект ка к не- расчлененное целое;
3) описать функцию объекта в более широком целом;
4) исходя из его функции рас- членить его на существен- ные части;
5) описать части объекта с точ- ки зрения функций, кото- рые они реализуют в целом;
6) построить функциональную структуру целого (описать все его части, их функции с точки зрения реализации функции целого объекта);
7) описать материальную кон- струкцию со стороны реа- лизации ею определенной функции;
8) Составную часть принять за целое и повторить цикл из
1—7 шагов
Контроль понимания текста
ВОПРОСЫ:
1) о природе целостного объекта;
2) о функци и целого (для чего целое?);
3) о частях, их особенностях, их различиях;
4) об обосновании, по которо- му объект разбивается на части;
5) о функциях частей в це- лом;
6) о структуре объекта;
7) о функциональной структу- ре объекта;
8) о процессах, которые реа- лизует функциональная структура;
|
10) задан материал, конструк- ция, нужно найти его функ- цию
8.7. Производственно-профессиональное обучение: формирование профессиональных умений и навыков
Закономерности управления процессом формирования умений и навыков являются важнейшим звеном в разработке психоло- гических основ профессионального обучения. Сформированная профессиональная деятельность должна: 1) достигать намечен- ной цели — воспроизводить продукт заданного образца; 2) вы- полняться как последовательность действий и операций, реали- зующих требуемую технологию производственного процесса;
3) отвечать установленной норме производительности (количе-
15*45 1
|
|
|
|
|
|
|
|