Предмет и задачи педагогики как науки. Отрасли педагогического знания.

Цели воспитания в РБ в соответствии с государственными нормативными документами

Основным директивным документом, определяющим воспитание в Республике Беларусь, стала «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999 г.).

В концепции была дана новая формулировка цели воспитания: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО, ДУХОВНО И МОРАЛЬНО ЗРЕЛОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, СУБЪЕКТА СВОЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СОЦИАЛЬНО, ДУХОВНО И МОРАЛЬНО ЗРЕЛАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ - ЛИЧНОСТЬ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ КУЛЬТУРЫ, ОБЛАДАЮЩАЯ ТВОРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ, СПОСОБНАЯ К САМОРАЗВИТИЮ И САМОРЕГУЛЯЦИИ С ПРИСУЩИМИ ЕЙ КАЧЕСТВАМИ ГРАЖДАНИНА, ПАТРИОТА, ТРУЖЕНИКА И СЕМЬЯНИНА.

Методологической основой содержания воспитания, согласно концепции, явился культурологический подход. Он позволил сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание - процессом культуротворчества.

Основные направления реализации «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь на 2000-2005 гг.» были определены в государственной «Программе воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь на 2000-2005 гг.», являющейся первым национальным документом, определяющим ориентиры практики воспитания нового тысячелетия.

В настоящее время документом, определяющим подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи в современных условиях является «Концепция непрерывного воспитания детей и учащееся молодежи в Республике Беларусь» (2006 г.). Данная концепция закрепляет в качестве приоритета воспитание в учреждениях образования целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны.

Цели воспитания в РБ в соотв-и с гос-ми нормат-ми док-миКонцепция определяет подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в нашей стране и базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности. Концепция закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Достижение цели воспитания в учреждении образования предполагает решение следующих основных задач: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений; создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности. Содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства. Общие требования к содержанию воспитания определяются также целями, задачами и принципами государственной политики в сфере образования. Основные требования организации воспитания обучающихся: обеспечение качества воспитания; соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении; педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.

Возрастные особенности развития человека. Варианты периодизации развития человека в истории и в современной педагогике.

Периодизация психического развития - это принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.

Возрастные особенности - это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.Сущность возрастных особенностей раскрывается на примере физического развития человека: рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и др. биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере: происходит социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности.

Попытки классифицировать периоды человеческой жизни для правильного управления процессами развития были предприняты Аристотелем, Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо и др.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н. э.) создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период.

До 7 лет ребенок воспитывается в семье, где главное внимание следует уделять его физическому развитию через закаливание, здоровое питание, гигиену. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки, детей следует обучать речи. Аристотель настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, отвергал самоустранение родителей от воспитания детей. С 5 до 7 лет ``дети должны уже присутствовать на уроках по тем предметам, которые им потом придется изучать самим''.

С 7 до 14 лет основным занятием становится учение (письмо, грамматика, рисование, музыка), в этот же период следует формировать опыт нравственного поведения путем упражнения в нравственных поступках.

С 14 до 21 года юноши должны изучать математику, литературу, астрономию, историю и физику.

Я. А. КОМЕНСКИЙ (1592-1670) создал единую систему образования:

Таблица 18

Возраст Тип школы Содержание образование
От рождения до 6 лет (детство) Материнская школа Первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни; воспитание умеренности, опрятности, трудолюбия, послушания, правдивости, справедливости, любви к людям; приобщение к религии.
С 6 до 12 лет (отрочество) Элементарная школа (школа родного языка) Родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание, пение, ознакомление с ремеслами, нравственное воспитание.
С 12 до 18 лет (юность) Латинская школа или гимназия Семь свободных искусств, естествознание, история, география.
С 18 до 24 лет (возмужалость) Академия (высшее образование) Богословие, медицина, юриспруденция.

Возрастная периодизация ЖАН-ЖАКА РУССО (1712-1778):

Таблица 19

Возраст Содержание воспитания
0-2 года Физическое воспитание (грудное вскармливание, свобода движений ребенка, закаливание).
2-12 лет (период ``сна разума'', когда ребенок еще не может логически мыслить) Развитие органов чувств, так как сенсорное воспитание предшествует умственному; усвоение идеи частной собственности; чтение; укрепление здоровья ребенка; выполнение посильных сельскохозяйственных работ.
12-15 лет Умственное воспитание (при выборе предметов для изучения следует исходить из интересов ребенка, из того, что он видит вокруг, так называемые реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы: природоведение, астрономия, география). В основе методики обучения - исследование различных явлений, самостоятельное открытие научных истин, наглядность. Трудовое воспитание (овладение столярным ремеслом).
С 15 лет до совершеннолетия(возвращение в общество, ``период бурь и страстей'') Нравственное воспитание: воспитание добрых чувств (посредством наблюдения человеческих страданий, положительных примеров); добрых суждений (путем изучения биографий великих людей, истории); доброй воли (посредством совершения добрых дел). Половое воспитание.

Полные периодизации охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные периодизации - только ту часть жизни, которая интересует определенную научную область. В современной науке приняты следующие периодизации:

Таблица 20

Психологическая периодизация Педагогическая периодизация
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ (от рождения до 2 мес.) 1. МЛАДЕНЧЕСТВО (2 мес. - 1 год) КРИЗИС 1 ГОДА 2. РАННЕЕ ДЕТСТВО (1 - 3 года) КРИЗИС 3-х ЛЕТ 3. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (3 - 7 лет) КРИЗИС 7 ЛЕТ 4. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7 - 10-11 лет) КРИЗИС ПРЕДПОДРОСТКОВЫЙ (9 - 11 лет) 5. ПОДРОСТКОВЫЙ (ОТРОЧЕСКИЙ) ВОЗРАСТ (10-11 - 14-15 лет) КРИЗИС ПЕРЕХОДА К ЮНОСТИ (15 - 18 лет) 6. ЮНОСТЬ: РАННЯЯ ЮНОСТЬ (15 - 17 лет) ПОЗДНЯЯ ЮНОСТЬ (17 - 21 год) КРИЗИС ПЕРЕХОДА К ВЗРОСЛОСТИ (18 - 20 лет) 7. ВЗРОСЛОСТЬ: МОЛОДОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (молодость, ``вхождение в зрелость'') 20 - 30 лет СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ(зрелость) 30 - 60 лет НОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ ЗРЕЛОСТИ: 30-летия 40-летия (кризис середины жизни) 50 лет 8. ВЗРОСЛОСТЬ: СТАРЕНИЕ И СТАРОСТЬ ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ(60 - 75 лет) СТАРОСТЬ(75 - 90 лет) ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО(свыше 90 лет) КРИЗИС ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ  

Варианты классификации методов обучения и их взаимодействие.

Содержание и направления процесса воспитания.

Предмет и задачи педагогики как науки. Отрасли педагогического знания.

И.П.Под-ласый определяет педагогику как науку о воспитании, а ее

предметом называет воспитательную деятельность по при-общению человека к жизни в обществе, осуществляемую учебно-воспитательными учреждениями, социальными ин-ститутами, семьей

В качестве объекта исследования педагогической науки в данном случае выступает растущий, развивающийся человек с позиции целостности природного, общественного и инди-видуального в его сущности, становлении и деятельности.

Во все времена педагоги искали пути помощи людям в реализации данных им природных возможностей, формиро-вании новых качеств. Для этого накапливали знания, созда-вали жизнестойкие педагогические системы, определяли и ранжировали основные задачи педагогической науки.

Задачи:

1)Выявление закономерно-стей в области воспитания, обучения, образования и управ-ления образовательными и воспитательными системами.

2)задача разработки и обоснования новых систем обучения и воспитания, методов и учебных материа-

3)задача прогнозирования обучения и воспитания на ближайшее будущее. Прогнозиро-вание в данном случае выполняет функцию управления раз-витием педагогики как теоретической и практической науки.

4)Задача внедрения результатов педагогического исследо-вания в практику имеет обязательный характер, поскольку ее решение свидетельствует об эффективности научного поиска.

5) временные за-дачи педагогической науки : разработка тестов, стандартов, электронных учебников и т. д.

Отросли:

В систему педагогических наук входят:

1. Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания, обучения, образования и развития личности.

2. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику).

5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в психо-физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи – логопедия.

6. Профессиональная педагогика изучает закономерности, разрабатывает теоретическое обоснование, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее будущий специалист овладевает наряду с общеобразовательными также специальными знаниями, умениями, навыками и, таким образом, обеспечивается формирование профессионально значимых личностных качеств и развитие профессионального мышления.

В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и др. педагогику.

Например, производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства и технологии производства, повышения их квалификации, переподготовки на новые профессии.

7. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения (клубы, центры, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства и др.) являются средством воспитания и развития личности, повышения культуры общества, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

8. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретическое обоснование и методики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

9. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, направленная на разработку теоретического и содержательно-методического обеспечения лечения и обучения учащихся в щадящем режиме.

10. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

2. Междисциплинарный характер педагогики. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика, бу-

дучи самостоятельной наукой, развивается в тесной взаимо-связи с другими научными дисциплинами [4] .

Философские науки (этика, эстетика, социология и др.) обеспечивают педагогику информацией о состоянии общест-ва, помогают определить смысл и цели воспитания.

Биологические науки (анатомия, физиология, генетика) помогают понять биологическую сущность человека: его фи-зическое строение; генетическое происхождение; особенно-сти развития высшей нервной деятельности, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, орга-нов чувств.

Использование закономерностей развития психики чело-века (их изучает психологическая наука) для повышения эф-фективности воспитательных воздействий на внутренний мир и поведение человека определяет основную область взаимодействия педагогики и психологии. В пограничных областях развиваются педагогическая психология и психопе-дагогика.

Педагогика тесно связана с экономикой, математикой, экологией , медициной, искусствознанием и другими наука-ми; на их стыках возникли новые науки – кибернетика, ма-

тематическая, компьютерная педагогика и др.

Таким образом, развиваясь как общественное явление, пе-дагогическая теория и практика отражает потребность своего времени и обеспечивает адекватное образование, воспитание и развитие подрастающего поколения.

Наши рекомендации