Теоретические основы воспитания

ЛЕКЦИЯ №4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

В настоящей лекции мы рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания.

Воспитание - один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает обучение. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и поэтому, пересекаясь друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Обучение строится, ориентируясь в основном на освоение учащимися основ различных наук. Воспитание же связано с освоением ребенком тех норм поведения, которые сложились в обществе, а также с формированием личностных черт и качеств человека.

Можно наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенные знания и умения, но не хватает воспитанности (страдает культура отношения к людям, не выработаны общественные мотивы поведения и т.д.). Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материалом по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности или подворовывать мелкие вещи одноклассников. Как видим, обученность и воспитанность - далеко не одно и то же.

Обучение и воспитание имеют ряд общих черт. Можно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и о их взаимопроникновении друг в друга.

Прежде всего, нужно отметить, что воспитание, так или иначе, включает в себя элементы обучения.

Воспитание рассматривают как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание).

Воспитание – это многофакторный процесс, результат влияния которого на личность обусловлен сочетанием множества факторов: наследственностью, окружающей средой, интересами и потребностями самой личности. Значительную роль в воспитании играет личность воспитателя как носителя исторического опыта, социальных смыслов и ценностей.

Воспитание – это двусторонний субъект-субъектный процесс, в котором осуществляется взаимодействие воспитателя и воспитанника, в результате чего происходят изменения как в личности воспитанника, так и воспитателя.

Воспитание – это неоднозначный процесс. Средства и методы воспитания в силу неповторимости и своеобразия каждой воспитательной ситуации далеко не всегда дают предполагаемый результат.

Воспитание – это процесс длительный и непрерывный. Основы характера, направленности личности закладываются в детстве, но процесс формирования личности, ее совершенствование и самосовершенствование продолжаются на протяжении всего жизненного пути.

Процесс воспитания неотделим от самовоспитания. Каждый человек, для того чтобы состояться как личность, должен быть способен к саморазвитию. Поэтому воспитание должно опираться на позитивную активность личности, ее способность и стремление к самосовершенствованию.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Воспитание – один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуации педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, учебной, трудовой, досуговой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития (саморазвития) его личности или отдельных личностных качеств.

Как педагогическая категория, понятие «воспитание» утвердилась в XVIII веке в связи с развитием воззрений о религиозно-нравственном воспитании молодого поколения (М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, В.Н. Татищев и др.). Воспитание в XVIII и XIX вв. рассматривалось как воздействие с целью развития нравственных, умственных и физических качеств. И в педагогике существовало 3 вида воспитания: нравственное, умственное и физическое. Особенностью понятия «воспитание» была ярко выраженная духовно-нравственная составляющая. Сущность понятия «воспитание» сливалась с пониманием нравственного воспитания.

В настоящее время в педагогической литературе существуют много аспектов воспитания: трудовое, правовое, гражданское, семейное, физическое и т.д.

В современном педагогическом обиходе за данным термином «воспитание», кроются разные по масштабу педагогические объекты: воспитание - как социально-педагогическое явление; воспитание - как педагогический процесс; воспитание - как педагогическая деятельность.

Процесс воспитания характеризуется конечной целью - представлением об идеальном воспитаннике.

Особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность. Воспитание – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы оно ярким ни было, не способно сильно повлиять на поведение ученика. Для этого необходима система регулярных педагогических воздействий. Если же процесс воспитания нерегулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать новые устойчивые привычки.

В педагогической литературе существует понятие цели воспитания. По своему содержанию - это социальные идеи, формулируемые обществом на определенном этапе его развития («слуга Богу, Царю и Отечеству», «всесторонне и гармонически развитая личность», «человек культуры», «активный строитель коммунизма», теперь это «конкурентоспособная личность»).

В начале ХХ века категория цели воспитания стала предметом внимания многих известных педагогов и философов в России.

Термин «цель воспитания» появился в русской педагогической литературе благодаря Николаю Ивановичу Новикову (1744-1818) в 1783 г. в статье «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия», первый раздел которой называется «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его». Новиков ввел понятие «цель воспитания»: «Всякое человеческое дело, требующее в исполнении распорядков и времени, тем лучше удается и почти тогда только и бывает хорошо исполнено, когда сначала представить себе ясно его предмет и после в исполнении никогда не будешь упускать оный из вида».

Цель воспитания - одна из ключевых педагогических категорий.

Как сложный «педагогический процесс, воспитание представляет развертывающуюся во времени систему воспитательных отношений, в которой осуществляются различные по форме, характеру, содержанию, структуре связи».

Воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения. Между началом педагогического воздействия и устойчивым проявлением воспитанности порой может лежать длительный период. Даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя.

Существует еще одно понятие в педагогике. Это среда. Под средой в педагогике понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие человека, формирование его личности.

На воспитание личности оказывает влияние, как среда – она создает условия для развития и формирования личности, – так и наследственность, благодаря которой человек получает определенные задатки. Развитие потенциальных возможностей личности, формирование характера и направленности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, где существенную роль играет активность самой личности. Главными формами взаимодействия личности с окружающей средой является общение и деятельность.

Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.

Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего среду социальную, т. е. определяемую экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации. Определенную роль играет среда географическая, большое значение придается домашней среде — ближайшему окружению ребенка.

В понятие «социальная среда» входят материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений и определяемый ими характер протекания социальных процессов и функционирования различных учреждений, создаваемых обществом.

К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, массовые средства распространения информации.

Социоцентрическая модель

Социоцентрическая модель воспитания основывается на признании права каждой личности на развитие, обучение и воспитание. Приоритет в области воспитания отдается социальным институтам, которые реализуют социальный заказ. В нашей стране социоцентрическая модель воспитания сложилась в период развития советской педагогики. Наиболее ярким ее выразителями являются классик советской педагогики, создатель теории коллектива А.С.Макаренко. В модели воспитания, которая создавалась в колонии им. А.М.Горького и коммуне им. Ф.Э.Дзержинского цели педагогической деятельности были направлены на воспитание коллективиста, способного в коллективном труде быть полезным обществу. Такой человек был наиболее востребован на данном этапе развития советского общества.

Все теории, разрабатываемые в русле социоцентрической модели воспитания, отличает:

· наличие внешне задаваемой цели;

· наличие модели формирования личности,

· единство, универсальность содержания воспитательной деятельности;

· общность идеологии;

· наличие передаваемых технологий.

Все эти особенности являются, с одной стороны, безусловным плюсом, но с другой стороны, содержит определенную опасность нивелирования, усреднения, стандартизации воспитания. При построении социоцентрической модели крайне важно создать условия для сохранения возможности каждой личности проявить свою индивидуальность.

Натуроцентрическая модель

Натуроцентрическая модель воспитания ориентирована на максимальное развитие в человеке того, что заложено природой, компенсацию природных недостатков и помощь каждому в определении его место во взрослой жизни.

Исходный тезис натуроцентрических моделей: ребенок рождается с определенным набором качеств, переделать или изменить которые ни общество, ни среда, ни воспитание не в состоянии, они могут лишь проявить то, что заложено природой ребенка. Поэтому в воспитании основной ориентир делается на поиск наиболее оптимального способа «доведения» каждого, как минимум, до нормы, как максимум, до наивысшего для конкретной личности уровня.

Исходя из натуроцентрической модели, невозможно использовать единую стратегию применительно к разным детям. Поэтому необходимо дифференцировать: выделять типологические группы детей и к этим группа разрабатывать специфические способы воспитания. В отечественной школе натуроцентрические идеи получили свое развитие в популярном в период советской власти направлении – педологии. В рамках педологии стала разрабатываться система тестирования, которая позволяла определять уровень развития ребенка и подобрать соответствующую его уровню развития систему обучения и воспитания. Но это течение в 30-е годы XX века было признано несоотвествующим официальной идеологии и прекратило свое развитие. Тем не менее, идеи дифференциации учеников в зависимости от способностей становятся все более популярны в современной отечественной школе.

Все теории, разрабатываемые в русле натуроцентрической модели воспитания, отличает:

· определение цели воспитания, исходя из особенностей отдельной личности;

· педагогическая помощь в развитии природных задатков;

· вариатиивность, отказ от единой стратегии воспитания;

· типологизация, дифференциация содержания воспитательной деятельности;

· отсутствие унификации методов и технологий.

При построение системы воспитания на основе натуроцентрической модели важно стремиться избегать позиции неравенства детей, которая может иметь далеко идущие последствия.

Антропоцентрическая модель

Исходной точкой при построении антропоцентрической модели является признание уникальности, неповторимость каждого ребенка.

Роль учителя – из транслятора знаний, твердо знающего в каком направлении лучше развивать ребенка, превращается в партнера, сотрудника в личностном развитии ребенка. Основными методами в рамках антропоцентрической модели является совместный поиск истины, диалог, свободная творческая деятельность.

Ярким представителем антропоцентрической модели является Рудольф Штейнер (Создатель Вальдорфской педагогики, Основной принцип вальдорфской школы — свободное развитие ребенка, без страха и стресса, а общим законом для вальдорфских учителей является уважение к личности ребенка), который утверждал, что понять сущность человека можно только интуитивно, человек представляет собой внеисторическое, вневременное, явление, единство духа, души и тела. Поэтому воспитание не должно ориентироваться на какие-либо государственные стандарты. Он считал, что воспитание должно быть направлено на развитие индивидуальности человека, на пробуждение сущностных сил ребенка. Роль педагога – это роль помощника в развитии жизненных сил ребенка. В антропоцентрической модели проектируются не нормативы и этапы, а условия развития, создается максимально естественная развивающая среда.

В отечественной школе антропоцентрическую модель воспитания создавал с яснополянской школе Л.Н.Толстой. В своей школе известный писатель пытался создать атмосферу свободного творчества, где педагог и ученики становились партнерами в совместной творческой деятельности.

Все теории, разрабатываемые в русле социоцентрической модели воспитания, отличает:

· индивидуализация, отказ от унифицированной цели воспитания;

· проектирование условий, а не личностного развития;

· свобода творчества;

· нацеленность на самореализацию, саморазвитие;

· диалог воспитателя с воспитанником;

· создание естественной развивающей среды.

Отсутствие заранее проектируемых программ создает сложности приближения в системе воспитания к какому-либо социально-значимому стандарту.

Теоцентрическая модель

Теоцентрическая модель основана на понимании человека как продукта божественного (космического) творения. Божественный аспект сложился в Средневековье и трактует воспитание как подготовку к загробной жизни. Целью воспитания связана со служением Богу, формированием богоугодных качеств. Теоцентрическая модель воспитания утверждает примат духовного над телесным. Цель воспитания в рамках теоцентрической модели является человек, верующий в бога, детерминированный его волей, зависимый от него. Целью развития человека является приближение к божественному (высшему) идеалу, но только приближение, поскольку достичь высшего идеала невозможно. Теоцентрическая модель ориентирует человека на постижении своей особой (божественной) миссии.

Разработка теоцентрической модели в отечественной общественной мысли нашла свое развитие в идеях космистов (В.И.Вернадский. П.П.Флоренский). Космисты утверждают, что человек неразрывно связан с биосферой, с окружающей его материально-энергетической средой и вне ее существовать не может. Космисты в отличие от теологов отводят человеку активную роль. Они убедительно доказывают, что человек в современном мире становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни. Перед ним открываются широкие творческие возможности. Человек должен нести ответственность за свои мысли, и действия.

Все теории, разрабатываемые в русле теоцентрической модели воспитания, отличает:

· связь человека с высшими силами (Бог. Космос);

· примат духовного над телесным;

· направленность на совершенствование (прежде всего духовное) человека;

· использование специфических символов, ритуалов, обрядов;

· ориентация на духовные искания человека, поиск своей миссии как высшего смысла своей жизни.

Сложность построения данной модели связана с установкой на подчинение личности внешней далеко не всегда зависимой от человека могучей внешней силе.

В основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы Министерством образования РФ, современная стратегия воспитания обозначена как модернизация российского образования, которая должна быть направлена на соответствие содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Гуманизация была обозначена, как основной стратегический воспитательный ориентир.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 конкретизировала государственную стратегию. В Концепции воспитание было названо приоритетной сферой образования. Здесь говорится, что современная государственная стратегия направлена на воспитание образованных, нравственных, предприимчивых людей, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих ответственностью за судьбу страны, людей способных к созидательной творческой деятельности на благо отечества.

Процесс воспитания подчиняется принципам. Принцип - это то, что педагог планирует, к чему стремится; это путь, который позволяет педагогу привести детей к идеалу.

Под принципами воспитания в педагогике принято понимать исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам.

Они указывают ведущие направления воспитательной деятельности, характеризуют особый стиль воспитания и помогают творчески подойти к воспитательному процессу. Успешно осуществлять воспитание учитель может только в том случае, если он постоянно придерживается определенных принципов. Принцип - это обобщенное руководство или правило, постоянно при различных условиях и обстоятельствах проводимое в жизнь.

К основным можно отнести принципы: гуманизма, культуросообразности, природосообразности, учета индивидуальных особенностей личности, народности, целостности, преемственности, выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далеких) целей, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитывать через взаимодействие в коллективе, воспитывать через творчество:

На протяжении столетий в педагогических трудах Я.А.Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоции, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, Я.Корчака, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко и др. обозначился ряд идей, которые выдержали испытание временем и служат основой для разработки множества современных воспитательных концепций.

Принцип гуманизма

Вся классическая педагогика пронизана идеями гуманизма. Принцип гуманизма, который предполагает признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы.

Гуманизм понимается как признание человека высшей ценностью. Ж.-Ж. Руссо считает самым важным званием звание Человека. Воспитание призвано помочь сохранить и развить то человеческое, что есть в каждом ребенке, считает И.Г.Песталоции.

«Подлинная гуманность воспитателя, – писал В.А.Сухомлинский – означает мастерство, искусство, умение пробудить у ребенка мысль о том, что он еще не стал таким, каким может и должен быть».

Принцип природосообразности

Воспитание должно осуществляться в согласии с природой ребенка. Я. А. Коменский считает, что педагоги должны «верно и мягко упорядочивать природные инстинкты, когда они сами проявляются». Они должны направлять развитие ребенка, не разрушая его, не запрещая ребенку быть самим собой.

И.Г.Песталоцци пишет: «Если ход природы в развитии человеческих сил предоставлен себе, развитие движется медленно, исходит из чувственно-животного в человеке и этим чувственно-животным тормозится». Поэтому идею элементарного образования он рассматривает как идею «природосообразного развития и формирования сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений».

Принцип народности

Идея народности четко обозначилась в педагогических трудах К.Д.Ушинского. Он считал, что воспитание, основанное на народных началах, имеет такую воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведение этого идеала в отдельных личностях. Назвать народным можно только такое воспитание, которое тесно связано с жизнью народа и служит ему надежной опорой, для этого воспитание должно иметь «общественную идею».

Принцип целостности

Принцип целостности обусловливает единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека и предполагает в этой связи интеграцию деятельности всех социальных институтов;

Принцип преемственности

Принцип обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.

Наибольший успех в воспитании дает система принципов, приведенных ниже.

Выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далеких) целей.Наиболее действенным является выстраивание нескольких целей («перспективных линий развития», как говорил А. С. Макаренко). При этом каждая цель имеет свой масштаб (выиграть в этой игре, научиться ставить палатку или готовить какое-либо блюдо, сходить в поход весной, выработать в себе какое-либо качество, стать интересным человеком и т.д.) и, конечно же, свой временной период (один день, неделя, год, несколько лет, вся жизнь). Обязательным условием выступает взаимосвязь всех этих целей, их поддержка друг друга. Ближние цели (на один - пять дней) вытекают из средних, а средние обоснованы и поддержаны дальними. Такое построение целей позволяет подбирать и менять ближние цели, подбирая более соответствующие характеру и возрастным особенностям воспитанников.

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема.В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником. Воспитатель должен бороться не с плохими качествами, которые есть у ребенка, а за хорошие качества, которые у него еще только будут. В этом основное отличие между учителем-ремесленником, отбывающим на уроках время, и мастером, умеющем найти в детях хорошее. Недопустимо акцентировать внимание учащихся на их промахах и недостатках. Мастера воспитания действуют наоборот - выявляя и поддерживая отдельные положительные стороны учащихся, формируют у них ощущение постоянного успеха, атмосферу эмоционального подъема. Положительный эмоциональный фон позволяет воспитателю сделать удивительно притягательной для детей саму деятельность, стиль воспитательских отношений и даже «дух» всего образовательного учреждения. Спокойная и уверенная обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и сам труд в радость, а отдых веселый и радостный, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.

Воспитывать через взаимодействие в коллективе.Основной задачей воспитания выступает развитие личностных качеств учащегося. Проявляются эти качества в большей степени в ходе общения и взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Кристаллизация характерных для данного ребенка черт большей частью происходит в процессе взаимодействия со сверстниками, когда ребенок пробует, корректирует и формирует свой стиль поведения. Активизация взаимодействия способствует ускорению процесса формирования личностных качеств. При этом шире используются групповые и парные формы работы, формируются гуманные отношения в коллективе.

Воспитывать через творчество.Проведенные исследования показывают, что основным недостатком традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящего человека, готового к решению сложных и нестандартных жизненных проблем. Выход из такой ситуации только один - активное включение учащихся в деятельность творческого характера и развитие творческих способностей. Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что ребенок сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности.

Конечно же, различные педагоги выбирают различные принципы. Это обусловлено их мировоззрением, стилем общения, чертами характера. В основном эти принципы соответствуют духу времени, в котором живет данный человек. К принципам различные авторы относят: опоры на положительное, опоры на успех, сочетания уважения и требовательности.

Основные категории теории воспитания это: «метод воспитания», «прием воспитания», «средство воспитания», «форма воспитания».

Наиболее распространенной и общепринятой является классификация методов воспитания И.Ф. Харламова (1990) и Поповой (2002) по основным базовым функциям, которые они выполняют.

Метод воспитания – это разработанная с учетом педагогических закономерностей (дидактических) и принципов система приемов и соответствующих им правил воспитательной (обучающей) деятельности педагога, целенаправленное применение которых позволяет существенно повысить эффективность управления соответствующим видом деятельности и общения воспитуемых (обучаемых) в процессе решения определенного типа воспитательных (дидактических задач).

Наряду с понятием «метод воспитания» в теории и практике воспитания применяются понятия «прием» и «средство воспитания». Но если понятие метода используется на теоретическом уровне, то в практике воспитательной деятельности методы воспитания проявляются через приемы.

Прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий. При помощи приема не решается вся задача, а лишь какой-то ее этап, какая-то ее часть. Прием и метод соотносятся как часть и целое.

Средства воспитания - это необходимый инструментарий воспитательной деятельности представляют собой конкретные формы и виды воспитательной работы (учебные занятия, различные беседы, экскурсии, вечера, конкурсы, читательские конференции, а также наглядные пособия и т.д.), которые используются в процессе применения того или иного метода. Средство – это частный метод воспитания.

В педагогической теории и практике различаются прямое и косвенное воспитательное влияние. В случае прямого воспитательного влияния воспитатель непосредственно обращается к сознанию и чувствам воспитанников, побуждая их действовать определенным образом. Косвенное воспитательное влияние направленно не непосредственно на воспитанника, а на окружающую его среду.

Поскольку нельзя обойтись без коррекции поведения учащихся, это производится с помощью ОСНОВНЫХ методов воспитания. Это: убеждение; положительный пример; упражнение (приучение).

Убеждение, положительные примеры и упражнение (приучение) выступают как основные методы воспитания у учащихся социальных и духовных отношений.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

1. Влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующее представления, понятия, идеи.

2. Влияние, создающее привычки, определяющее тот или иной тип поведения.

Метод убеждения — это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснены сущности социальных и духовных отношений и правил поведения, в развитии сознания и чувств, взглядов и убеждений формируемой личности и в побуждении ее к активно работе по совершенствованию своих свойств и качеств.

Психологической основой этого метода является принципа опережающего отражения в сознании человека тех действии поступков, которые он собирается совершить.

Понятие «убеждение» многозначно. Оно обозначает психическое качество личности, состояние сознания, выражающее твердую уверенность в правильности оценки того или иного положения, явления, поступка. Убеждения – это система твердых взглядов человека. Они направляют деятельность личности. Однако, убеждения человека могут быть истинными, то есть соответствовать реальной действительности, и тогда деятельность, направляемая ими, будет социально и личностно ценной. Но убеждения могут быть и ложными, как проявление отрицательного жизненного опыта личности. Они ведут к неправильным, часто вредным поступкам, для самого учащегося и для всего ученического коллектива. Например, некоторые ученики считают, что хорошо учиться — совсем не обязательно. Можно обманывать учителей, пропускать уроки, опаздывать — в этом признак ловкости и находчивости.

Другое значение понятия «убеждение» — словесный метод воспитания, действие которого направлено, прежде всего, на развитие сознания, эмоций и воли, на формирование понятий, суждений, взглядов, оценок, способствующих совершенствованию внешней и внутренней деятельности личности и коллектива.

Методы убеждения: внушение, разъяснение, рассказ, беседа/лекции, диспуты, пример.

Внушение (суггестия от лат. sugestio - внушаю, советую) - метод взаимодействия воспитателя и воспитуемых, при котором воздействие педагога (чаще всего, словесное) осуществляется без особого аргументирования, а воспитанник принимает это воздействие положительно, без особых критических замечаний. Внушение проникает в психику человека незаметно и реализуется в поведении, мотивах, установках. Действие внушения основано на таких качествах личности воспитанника как доверчивость, робость, неуверенность в своих силах, уважение к педагогу, подражательность. Поэтому внушение чаще всего применительно во взаимодействии с детьми дошкольного младшего школьного возрастов, но использование метода возможно и в более старшем возрасте.

Н.Ю. Хусаинова рассматривает виды внушения по разным логическим основаниям: непреднамеренное и преднамеренное, специфическое и неспецифическое, положительное и отрицательное, непосредственное и отсроченное, индивидуальное и групповое.

Непреднамеренное внушение основано, по большей части, на интуиции педагога, который говорит без особой цели убедить собеседника.

Преднамеренное внушение предполагает сознательное словесное воздействие педагога на воспитуемого, ориентированное на закрепление позитивных качеств учащихся или на изменение отрицательных качеств.

Специфическое внушение — то, которое приводит к конкретным идеям, мыслям, поступкам.

Неспецифическое внушение — то, которое становится причиной положительного психического состояния (эмоционального подъема, бодрости, радости, надежды).

Прямое внушение (открытое): цель внушения ясна воспитателю и воспитаннику; косвенное внушение (закрытое) выражено в намеке, который должен понять воспитанник. Непосредственное внушение — педагог наблюдает реакцию воспитанника. Отсроченное внушение — рассчитано на то, что результат ожидается через определенный промежуток времени. Индивидуальное внушение обращено к отдельному человеку, групповое — к группе. Внушая, педагог стремится говорить проникновенно, убежденно, эмоционально, с особой интонацией.

В самовоспитании чрезвычайно важную роль играет самовнушение, при котором человек сам ставит себе задачу, определяет приемы ее решения, стремится к реализации намеченной цели. Успех в достижении цели приносит удовлетворение, укрепляет веру в свои силы, потребность в дальнейшем совершенствовании своей личности.

Рассказ — устное повествование, изложение какой-либо жизненной истории, литературного произведения, сказки, содержание которой имеет воспитательную значимость, ненавязчиво раскрытую. Метод особенно эффективен при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов, которые отличаются наглядно-образным мышлением, эмоциональной непосредственностью реакции, доверчивостью к педагогу. Много увлекательных коротких рассказов было в книгах К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Родная речь». Рассказ «Хромой и слепой»: приходилось хромому и слепому переходить ручей. Слепой взял хромого себе на плечи и оба перешли благополучно.

В.А. Сухомлинский рассказывал детям сказки, легенды, басни. В Павлышской средней школе, директором которой был В.А. Сухомлинский, учителя и дети сочиняли сказки сами.

Рассказ ведется неторопливо, последовательно, эмоционально, с сохранением образности повествования. Художественный рассказ оказывает на детей, прежде всего, эмоциональное впечатление.

Беседа — метод воспитания, при котором педагог опирается на опыт и знания учащихся и, используя диалог (вопросы-ответы), подводит учащихся к усвоению новых знаний о воспитании и самовоспитании, привлекает их к самостоятельной оценке событий, поступков, формирует определенное отношение к действительности, к людям, к искусству.

Содержание бесед: составляют вопросы воспитания и самовоспитания, культуры, нравственной, эстетической, экономической, экологической, культуры поведения. Беседа, как метод воспитания, имеет широкое распространение в школьной практике. Однако, беседа иногда превращается в набор скучных сентенций, которые дети не принимают, относясь к размышлениям педагога равнодушно или отрицательно.

Мастерство педагога в проведении бесед заключается в умении ставить вопросы так, чтобы учащиеся отвечали на них искренне и непринужденно, в умении создать эмоционально-эстетическую обстановку в классе, направлять учащихся к самостоятельным размышлениям и оценкам.

В заключительном слове обобщается материал беседы, намечается решение проблемы, наиболее правильное с точки зрения учителя и участников беседы; намечается программа действий для закрепления тех положений, качеств поведения и отношений, о которых говорилось в беседе.

Особое место в учебно-воспитательном процессе занимают индивидуальные беседы, которые проводятся часто, как профилактические, в целях предупреждения негативных поступков, или когда такой поступок уже совершен, возник конфликт. Мастером индивидуальных бесед был АС. Макаренко, и нам представляется, что содер

Наши рекомендации