Структура и состав семьи, их влияние на формирование личности ребёнка.
Семья - основообразующий элемент человеческого сообщества. Основные признаки семьи: - брачные или кровнородственные связи между всеми ее членами;- совместное проживание;- общий семейный бюджет. Структура семьи:- "нуклеарная семья" состоит из мужа, жены и их детей;- "пополненная семья" - увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи; -"смешанная семья" является "перестроенной" семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи; -"семья родителя-одиночки" является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен.Е.А. Личко разработал следующую классификацию семей:§полная семья (есть мать и отец); - неполная семья (есть только мать или отец); - искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери). Функциональные особенности:- гармоничная семья; - дисгармоничная семья. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Полные семьи с несколькими детьми. Между братьями и/или сестрами образуются значимые и долговременные привязанности, начинающиеся в младенчестве, хотя часто младшие дети более привязаны к старшим, чем те к ним. Младенцы нередко сильно привязываются к родителям и бывают очень расстроены, когда их с ними разлучают даже на ночь. Нередко старшие дети являются для младших образцом для подражания в социальном плане. Г. Фигдор описывает пять основных направлений, по которым различаются отношения между детьми в одной семье: соперничество, привязанность, безопасность, близость (в том числе откровенность и шутливые отношения), общие фантазии.
Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся.В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде :- нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);- недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;- затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;- формирования избыточной, патологической привязанности к матери. В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. С точки зрения М.А. Костенко, наибольшая опасность для развития ребенка, особенно в раннем возрасте, наступает тогда, когда нет матери (отцовская семья) Роль матери в семье: - является эталоном женственности для собственных детей, примером женщины и матери для девочек; - оказывает влияние на эмоциональное, нравственное развитие ребенка;- прививает любовь к порядку, аккуратности; - следит за успеваемостью детей;- больше вовлечена в личные проблемы детей, нежели отец.