Современная педагогическая возрастная периодизация. Своеобразие периода раннего и дош.детства..
По Выготскому – (по уровню псих.развития)- 1)Новорожденность 2)Младенчество (1-12 мес) 3)Ранний возр. (1-3г.) 4)Дошк.возраст (3-7 л)
Эльконин (по ведущему виду деятельности): Младенческий возраст (от 0 до 1 года) – ведущей деятельностью является ситуационно-личностное общение или непосредственно-эмоциональное общение с взрослым, внутри которой у ребёнка формируется предметная деятельность. Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, у ребёнка происходит овладение предметами и орудийные действия во взаимодействии с взрослыми. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет) – ведущая деятельность – ролевая игра, дети моделируют (или воспроизводят) отношения между людьми и различные социальные роли. Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет) – ведущая деятельность – учебная деятельность, дети с помощью учителя осваивают способы и правила учебных действий, внутри которой развиваются познавательные и интеллектуальные способности.
Педагогическая периодизация (в соответсвии со структурой образ.учреждений): ясли, детский сад,школа.
Внутри каждого учреждения: -1гр.ранний возраст (до 1 года);- 2гр.раннего возраста (от 1 до 2 лет);- 1 мл.гр.(2-3г.); 2мл.гр.(3-4г.); сред.гр.(4-5);- стар.гр.(5-7)
РАННИЙ ВОЗРАСТ Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы. Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер и др. считают ранний возраст сензитивным для сенсорного развития детей. Исследуя развитие мышления ребенка, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, В. С. Мухина, А. В. Запорожец отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого..
Некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д.; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.
Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь
Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений.
Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное).
Отличие современного дошкольника: -ранняя интеллектуализация;-Увеличение количества одарённых детей;-более чувствительны, эмоциональны;-отстают в развитии социальных эмоций(сопереживание, сочувствие);- гиперативные, повышенная возбудимость;-ухудшение состояния здоровья (увеличение психически больных детей);-уходит сюжетно-ролевая игра из жизни ребёнка;-«Экран» -главный воспитатель ребёнка.