Гражданское и правовое воспитание: его значение, задачи и средства.

Гражданское воспитание - это система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а так же патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Задачи гражданского воспитания: формирование гражданского сознания; гражданских чувств; опыта гражданского поведения и умений организаторской деятельности.

(Средства?)в гражданском образовании широко используются методы формирования сознания личности (беседа, диспут, пример, инструктаж, разъяснение и пр.), организации и стимулирования поведения и деятельности школьников (требования, общественное мнение, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание).

Правовое воспитание – это прежде всего целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому и их закрепление в сознании людей как признаваемых и уважаемых ими поведенческих стереотипов. Правовое воспитание имеет целью формирование и развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц – представителей государственного аппарата в правовой сфере.

При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих всё-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на формирование и повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Будучи значимым средством формирования и повышения уров­ня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом ду­ховного воспитания личности в условиях построения в России пра­вового государства, правовое воспитание представляет собой осо­бую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов и иных социальных субъектов, направ­ленную на формирование и укрепление в сознании людей уважения к праву, пози­тивных правовых знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентации, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное по­ведение, активную жизненную позицию в реализации юридических норм.

Практически эта форма деятельности представляет собой систему мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и мо­ральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необ­ходимости и справедливости юридических норм, следованию их предписаниям.

Задачи правового воспитания:

Формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правах и обязанностях личности, правильном понимании и уяснении их содержания и значения;

Формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства, решительная борьба с правовым нигилизмом;

Формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

Формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

Формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм;

Формирование у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, установок законопослушания;

Средства правового воспитания составляют материальные формы, используемые для достижения целей правовоспитательной работы (законодательные акты, юридическая литература, теле-, видео- и кинофильмы, телепередачи правового характера и т.п.).

Теория нравственного воспитания. Содержание современного нравственного воспитания, его значение, задачи и средства.

Основные понятия теории нравственного воспитания. Мораль как форма общественного сознания. Понятие о нравственности. Чтобы изучить и усвоить основы нравственного воспитания, необходимо владеть основными понятиями его теории.

Каждый поступок человека, если он в той или иной мере влияет на других людей и небезразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или нет, нравственный или безнравственный. При этом человечество пользуется понятием «мораль».

Мораль – это форма общественного сознания, возникающая в системе конкретно-исторических общественных отношений, являющаяся их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, которые регулируют взаимодействия между людьми, их отношения к вещам и явлениям реального мира (Б.Т. Лихачев). Мораль в прямом значении этого слова – это обычай, нрав, правило. Иногда в качестве синонима к слову «мораль» используется понятие «этика» - привычка, обыкновение, обычай. В другом значении этика трактуется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как усвоены человеком нормы морали, этики, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с существующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности.

Нравственность – это освоенная, внутренне принятая человеком общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.Иными словами, нравственность – это мораль в действии. Человек может знать нормы и правила морали и не следовать им, нарушать их в своей жизни, нанося ущерб другим людям. Тогда о нем говорят как о морализаторе и безнравственном человеке. О нравственности можно говорить как личностной характеристикечеловека, в которой объединяются такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение в обществе.

Таким образом, поступки оцениваются в соответствии определенным моральным правилам. Правило, имеющее общий характер, то есть распространяющееся на множество одинаковых поступков, называется нравственной нормой. Она предстает как правило, требование, определяющее, как человек должен поступать в той или иной ситуации с точки зрения общественной морали. Нравственная норма может побуждать к тому или иному действию, поступку, а может и запрещать их, предостерегать от их совершения. Именно благодаря существующим нравственным нормам определяется порядок взаимоотношений человека с другими людьми, с окружающим его миром вещей, природы.

В этике и жизни людей определены нравственные категории, то есть понятия морали и нравственности, имеющие общий характер, побуждающие всех, всюду и всегда руководствоваться ими в жизни. В их числе такие категории, как добро, справедливость, долг, честь, совесть, достоинство, счастье.

Воспринимая мораль и нравственность как правила жизни, общество выработало понятие нравственный идеал, то есть образец нравственного поведения, к которому нужно стремиться всем людям, взрослым и детям, чтобы общественная жизнь была разумной, полезной для всех и красивой, эстетичной.

Необходимо четко уяснить еще одно понятие теории нравственного воспитания - нравственное сознание.Это сложное явление, которое складывается из первичных нравственных представлений (что – хорошо, что – плохо). В процессе обучения и воспитания, в течение жизни эти представления обогащаются, развиваются, интегрируются в нравственные понятия, которые переживаются как нравственные чувства (чувство совести, долга, собственного достоинства и т.д.).Как уже отмечалось, безнравственный индивид может иметь нравственные понятия, ясные представления о нормах морали и нарушать их. Однако человек не может быть безнравственным, если у него развиты нравственные чувства, способность к моральным переживаниям и угрызениям, мукам совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом.

В поисках нравственного идеала, совершенствования дети, подростки, юноши и девушки, взрослые люди переживают нравственные искания, определяют свои нравственные позиции, проявляют нравственную волю. Важными компонентами нравственного сознания являются нравственные потребности и воля. Вне их не может быть нравственности. Слепое послушание, бездумное исполнение чужой (иногда абсолютно безнравственной) воли приводит к слабости, бесхарактерности, в конечном итоге – к безнравственности. Только согласие с собственной совестью как общей нравственной категорией, волевая твердость в следовании нравственным чувствам обеспечивают в совокупности возможности нравственного поведения, осуществления нравственных поступков.

Заключительным компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственные навыки и привычки.Если они укоренились в сознании и жизни ребенка, в его нервной системе, психике, наступает состояние привычного нравственного сознания и поведения,когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых поведенческих норм, становятся просто невозможными. Нравственное поведение становится обыденным, в порядке вещей, не нуждающимся в контроле и самоконтроле.

Подводя итог сказанному о нравственном сознании как важном понятии теории нравственного воспитания, четко определим компоненты нравственного сознания:

1. Морально-нравственные знания (представления – понятия).

2. Нравственные чувства и переживания, совесть.

3. Сформированность нравственных идеалов (образцов поведения, жизни с точки зрения человеческой морали).

4. Нравственная воля, позволяющая неукоснительно правильно совершать нравственный выбор, перед которым оказывается в жизни каждый человек.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Задачи

Наши рекомендации