Основные направления развития логопедии.

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.

Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение П. К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия) и современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности.

Слово является сигналом особого свойства, средством обобщения, абстрагирования. Учет сложных нейрофизиологических механизмов речевой деятельности позволяет более эффективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и неречевых функций.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Для понимания механизмов речевых нарушений и выявления закономерностей коррекционного процесса важными являются знания о динамической локализации высших психических функций, о мозговой организации речи.

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка является продуктом длительного общественно-исторического развития и усваивается ребенком в сравнительно короткое время.

Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности.

Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, педиатрией.Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой.Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разрабо. Логопедия тесно связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой.Логопеду важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста.

Причины речевых нарушений

Причиной нарушения речив науке считается такое воздействие внешних и внутренних неблагоприятных факторов или их совокупно­сти, при которых возникают речевые нарушения различного рода. Однако причинами можно счи тать только те факторы, без воздействия которых нарушения не происходит.

В разделе патологии существует специальное учение о причинах, которое носит название этиология (от греч. аШа — «причина» и 1одов —I «наука», «учение»). Наиболее интенсивная работа над разработкой причин нарушения речи началась с 1920-х гг. Впервые в это время причины были разделены на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Эта заслуга принадлежит М.Е. Хватцеву, который подчеркнул при этом тесную взаимосвязь между ними. Кроме того, он классифицировал существующие причины на органические, функциальные, социально-психологические и психоневрологические.

Органическими причинамиявляются прежде всего поражение или недоразвитие во время дородового и послеродового периодов, а также во время родов. Кроме того, на аномальную речь могут повлиять и всевозможные органические нарушения периферического речевого аппарата. Тем самым Хватцев подраз органические причины нарушения речи на центральные и периферические. К первым относятся различные поражения мозга. Ко вторым — поражение органов слуха, расщепление нёба и другие изменения артикуляционного аппарата. При выделении функциональных причинХватцев опирается на учение И. П. Павлова

о нарушениях соотношения процессов возбуж­дения и торможения в центральной нервной системе.

К социально-психологическим причи­намбыли отнесены самые разнообразные не­благоприятные влияния окружающей среды.

Психоневрологические причинысодер­жат в себе и умственную отсталость, и наруше­ние памяти и внимания, и другие расстройства психики.

Очень широко распространены речевые на­рушения под воздействием экзогенно-органических факторов,т.е. неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему и на весь организм. В перинатальной патологии (внутриутробный период развития) наиболее неблагоприятное воздействие оказывает родо­вая травма и асфиксия (кислородное голода­ние). При внутриутробных поражениях мозга (вирусные заболевания, лекарственные препа­раты, вибрация, радиация, алкоголизм, курение) наблюдаются наиболее тяжелые нарушения речи.

Главное, необходимо учитывать, что выде­ленные причины очень редко проявляются в чистом виде. Гораздо чаще встречаются целые букеты влияния различных факторов. Кроме того, у разных людей один и тот же фактор может выступать то в качестве причины, то в качестве условия.

Основные виды речевых нарушений

Речевые нарушенияспециалисты разли чают по их проявлениям, природе возникновения, степени выраженности у конкретного человека, а также по их влиянию на его психическое состоя- ние и развитие.

Дислалияявляется наиболее часто ветречающимся нарушением. Это нарушение заключается в отклонении от норм подражания звука при допустимой работе слухового и речевого аппаратов. Дислалия может проявляться в ненормативном произнесении звуков, замене одних звуков другими, их смешении или пропусках.

Ринолалияотличается от дислалии назализованным тембром голоса. Тембр голоса и звукопроизношение нарушены под влиянием анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. В результате воспроизводимая артикуляция звуков существенно отличается от нормы.

Дизатриюобусловливает недостаточность иннервации речевого аппарата. При дизатрии особенности расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи напрямую зависят от степени поражения центральной и периферической нервной системы. Нарушение голосавытекает из отсутствия или расстройства фонации вследствие патоло- гических изменений голосового аппарата. На практике выявлено либо полное отсутствие голоса (афония), либо частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса (дисфония).

Нарушение темпа речираспространяет­ся на развитие как внешней, так и внутренней речи. Такая речь плохо понимаема окружающи­ми и может впоследствии вылиться в заикание. Патологически замедленный темп речи назы­вается «брадилалия». Ускоренный же темп речи получил термин, «тахилалия».

Заиканиеявляется самой древней пробле­мой в логопедии. При заикании нарушается тем-по-ритмическая организация речи. Этому спо­собствует состояние мышц речевого аппарата. В настоящее время заикание определено как сложное психофизическое расстройство.

Алалияраспространена очень слабо. Она представляет собой недоразвитие речи, харак­теризующееся поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития. Современные исследовате­ли особо выделяют психолингвистический ас­пект изучения.

Афазияпредставляет собой полную или частичную утрату речевых способностей в резуль­тате серьезных поражений головного мозга. Типичными причинами являются нарушение мозгового кровообращения (ишемия, геммо-рагия), травмы, опухоли и инфекционные забо­левания головного мозга.

Нарушение письменной речиподразде­ляется на нарушение процесса чтения (алексия, дислексия) и нарушение процесса письма (дисграфия, аграфия, дизорфография, эволюцион­ная дисграфия).

Наши рекомендации