Профилактика нарушений письменной речи
Специфическое нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия)- одна из наиболее распространенных проблем, встречающихся у учащихся начальных классов в общеобразовательной школе. Сложность этого дефекта обуславливается рядом причин.
ВО-ПЕРВЫХ – ЭТО РАЗНОВИДНОСТЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК. Это и смешение зрительных образов букв, и замены букв, сходных по звучанию, перестановки слогов, пропуски букв, обилие грамматических ошибок, не говоря уже об ужасном почерке. Каждая из этих ошибок требует организованной коррекционной работы, направленной на устранение причин этих нарушений.
ВТОРЫМ ФАКТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ СНИЖЕНИЕ ОБЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ НА ФОНЕ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА. Ни для кого не секрет, что большинство предметов школьной программы (за исключением физической культуры, технологии и изобразительного искусства) опирается на навык чтения и письма. Если ребенок недостаточно хорошо освоил их, то полноценная работа по другим предметам будет невозможной. На фоне этого страдает самооценка ребенка, его желание учиться и вера в свои силы.
ТРЕТЬИМ ФАКТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ВРЕМЯ, ЗАТРАЧЕННОЕ НА КОРРЕКЦИЮ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ. Процесс коррекции дисграфии зачастую длителен и требует от ребенка большой затраты времени и сил. Кроме того, занятия должны быть регулярны и четко структурированы. Работа осложняется и тем, что работы по коррекции ведется параллельно со школьным обучением и помимо тем, отрабатываемых на логопедических занятиях, ребенок должен осваивать программный материал по русскому языку в классе.
Отдельно стоит выделить такую наболевшую проблему, как ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ О РАЗНОВИДНОСТЯХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. К сожалению, часто родители обращают внимание только лишь на звукопроизносительную сторону речевого развития детей. Для многих это является главным, если не сказать единственным, показателем уровня развития речи ребенка.
Таким образом, когда ребенок с нарушениями речевой системы попадает в первый класс общеобразовательной школы, перед логопедом стоит масса задач, среди которых:
диагностика речи каждого ребенка;
выбор наиболее оптимальных методов и форм работы, направленных на устранение дефекта;
организация систематических логопедических занятий;
мотивация детей, стимуляция их познавательных способностей;
просветительская деятельность среди родителей, побуждение их к совместной коррекционной работе.
Как уже было сказано, решение этой задачи эта посильно, но требует много сил и времени, как со стороны логопеда, так со стороны родителей и детей.
Гораздо проще предотвратить это нарушение, нежели исправлять его. СТОИТ ПОМНИТЬ, ЧТО ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ НЕ ВОЗНИКАЮТ ВНЕЗАПНО, НА ПУСТОМ МЕСТЕ, «ИЗ НИЧЕГО».
На что именно должна быть нацелена работа, направленная профилактику нарушения письменной речи? Прежде всего – это работа, направленная на преодоление нарушений устной речи. Сюда относятся:
оррекция звукопроизношения (устранение недостатков произношения звуков: искажение, замена, отсутствие звука)
развитие фонематического восприятия, то есть узнавание звуков (неречевых и речевых);
развитие и обогащение словарного запаса (расширение кругозора детей, знаний по различным лексическим темам);
развитие грамматического строя речи (развитие навыка согласования слов в предложении);
развитие связной речи (ра звитие навыка с).
Помимо всего прочего работа должна вестись по следующим направлениям
формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза (анализ и синтез текста, предложения, слоговой и звукобуквенный анализ, слоговой и звукобуквенный синтез);
развитие зрительно-пространственного восприятия (цвет форма, размер, пространственные представления)
развитие зрительной памяти (образов предметов, букв, слогов, слов);
развитие слуховой памяти;
развитие внимания;
развитие мелкой моторики (развитие подвижности рук, умения правильно держать ручку, карандаш);
развитие эмоционально-волевой сферы (развитие интереса к логопедическим занятиям и желания преодолеть собственный речевой дефект).
Стоит помнить, что работа, направленная на коррекцию и развитие компонентов речевой системы, лежащих в основе навыков письма, способна предупредить появление дисграфии и дислексии у младших школьников. В свою очередь, если ребенок полноценно овладеет навыком письменной речи, он имеет все шансы успешно освоить основную учебную программу.
15.Характеристика лексической стороны речи детей с речевыми нарушениями речи.
Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечат-ление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подо-бранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития ре-чи. Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконапол-няемости является диагностическим критерием при обследовании речи дошкольников .
Под влиянием коррекционно-развивающего обучения это явление постепенно сглаживается, но всегда обнаруживается, как только у ребенка возникает необходи-мость усвоения новой лексики, сложной по звуко-слоговой структуре и морфологиче-ской организации .
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Все это оставляет впе-чатление общей «смазанности» речи. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен. Для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при, казалось бы, достаточно разнообразном предметном словаре, дети могут не точно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике. В са-мостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия . Дети склонны использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова: нырнул — «купался. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (вместо «заяц шмыгнул в но-ру» — «заяц убежал в дыру», и т. д.). Они плохо справляются с подбором синонимиче-ских и антонимических пар. Недоступными являются задания на подбор антонимов к словам с более абстрактным значением, таким, как: молодость, свет, горе и т. д. Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических слово-образовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в рече-вой практике, эти дети по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких ва-риантов. К ним относятся случаи образования увеличительных и многих уменьши-тельно-ласкательных форм существительных (ручище — «рукина, рукакища»; Наряду с этими ошибками у детей наблюдаются существенные затруднения в понимании и объяснении значений этих и других производных наименований: кипя-тильник — «чай варúт»,и т. п. Отмеченное недоразвитие словообразовательных про-цессов препятствует своевременному формированию навыков группировки одноко-ренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии может оказать негативное воздействие на качество овладения русским языком в процессе школьного обучения. Наблюдаются ошибки в употреблении существительных родительного и винитель-ного падежей множественного числа, некоторых сложных предлогов. Кроме этого, не-редко отмечаются нарушения в согласовании порядковых числительных и прилага-
тельных с существительными мужского и женского рода, единственного и множе-ственного числа.
Особую сложность представляют конструкции предложений с разными прида-точными. При их построении ребенок может пропустить или заменить союз. При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с про-пуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т. д. Рас-сказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют преимущественно короткие малоинформативные предложения. При этом ребенку сложно переключиться на изложение истории от третьего лица, включать в из-вестный сюжет новые элементы, изменять концовку рассказа и т. д.