Методика проведения обследования
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
И КРИТЕРИИ ЕГО ОЦЕНКИ
Диагностика познавательного развития показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. При этом следует иметь в виду, что в случаях серьезных недостатков в умственном развитии необходимо применить не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. В более сложных случаях требуется клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое изучение ребенка и т. п.
Перед проведением психолого-педагогического обследования ребенка родителям необходимо иметь заключение о соматическом и неврологическом статусе, о состоянии зрительного и слухового анализаторов.
При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий:
§ присутствие родителей (или лиц, их заменяющих);
§ налаживание доброжелательного контакта взрослого с ребенком в целях создания особых, доверительных отношений между ними;
§ предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности;
§ в случаях затруднений при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех ребенку необходимо оказать помощь, а затем предложить ряд заданий с учетом его возможностей.
Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются:
§ принятие задания;
§ способы выполнения задания;
§ обучаемость в процессе обследования;
§ отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания. Согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению с взрослым.
Способы выполнения задания. При обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения.
При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются:
§ хаотичные действия;
§ метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод
практического примеривания);
§ метод зрительной ориентировки.
Адекватность действий. Учитывается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов.
Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.
Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста.
Допустимы следующие виды помощи:
§ выполнение действия по подражанию;
§ выполнение задания по подражанию с использованием указательных
жестов;
§ выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции.
Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия:
§ количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;
§ речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка;
§ обучаемость (переход ребенка от неадекватных действий к адекватным,
свидетельствует о его потенциальных возможностях, отсутствие результата в
некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с
нарушениями эмоционально-волевой сферы).
Отношение к результату своей деятельности.
Для нормально развивающихся детей характерны заинтересованность в собственной деятельности и в конечном результате деятельности.
Безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату — для ребенка с нарушениями интеллекта.
Количественная оценка. Все указанные выше параметры нашли отражение в балльной оценке познавательного развития детей.
При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.
Количественная оценка в баллах:
1 ребенок не сотрудничает с взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к
заданию, не понимает его цели.
2 ребенок принимает задание, начинает сотрудничать с взрослым,
стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не
может, в процессе диагностического обучения действует адекватно,
но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.
3 ребенок начал сотрудничать с взрослым, принимает задание, понимает
его цель, но самостоятельно задание не выполняет;
в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем
переходит к самостоятельному способу выполнения задания.
4 ребенок сразу начинает сотрудничать с взрослым, принимает и
понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34—40).
Важно отметить, что в случаях обнаружения отставания в умственном развитии ребенок должен быть обследован психоневрологом или невропатолога.
ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ
Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей
2 – 3 –летнего возраста.
Таблица № 1
№ п/п | Наименование задания | Возраст детей | |
2-2.5 года | 2.5-3 года | ||
Поймай шарик | + | + | |
Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки | + | + | |
Разбери и сложи матрешку: двусоставную трехсоставную | + | + | |
Разбери и сложи пирамидки: из трех колец из четырех колец | + | + | |
Найди парные картинки: две четыре | + | + | |
Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый) с четырьмя (красный, желтый, зеленый, синий) | + | + | |
Сложи разрезные картинки: из двух частей из трех частей | + | + | |
Построй из палочек: молоточек из двух палочек домик из трех палочек | + | + | |
Достань тележку: скользящая тесемка скользящая и одна ложная тесемка | + | + | |
Нарисуй: дорожку домик | + | + |
Для проведения обследования необходимо иметь:
§ два детских столика;
§ два стульчика.
1. Желобок с шариком.
2. Три коробочки четырехугольной формы одного цвета, разные по
величине, с соответствующими крышками;
три разных по величине шара одного цвета.
3. Две матрешки (трехсоставные).
4. Две пирамидки:
§ из трех колец одного цвета;
§ четырех колец одного цвета.
5. Две пары предметных картинок.
6. Восемь цветных кубиков:
§ два красных,
§ два синих,
§ два желтых,
§ два зеленых.
7. Разрезные картинки:
§ первая пара — одна из предметных картинок разрезана на две части;
§ вторая пара — одна из картинок разрезана на три части.
8. Пять плоских палочек одного цвета.
9. Тележка с кольцом, через которое продета тесемка.
10. Карандаш, бумага.
Номера пунктов соответствуют номерам заданий.
При анализе результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.
Многие дети раннего возраста с отклонениями в умственном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания имеют невербальную форму выполнения.
Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности от наиболее легких к более сложным.
Отдельные задания дублируются, т. е. дается несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки)
Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету.
Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зрения.
ПОЙМАЙ ШАРИК.
Задание направлено:
§ на установление контакта и сотрудничества ребенка с взрослым;
§ на выявление понимания ребенком словесной инструкции;
§ на умения следить за двигающимся предметом,
§ на определение уровня развития ручной моторики.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования:
психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка:
§ принятие задания;
§ понимание речевой инструкции;
§ желание сотрудничать (играть) с взрослым;
§ отношение к игре;
§ результат;
§ отношение к результату.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1 ребенок не начинает сотрудничать даже после обучения, ведет
себя неадекватно (бросает шарик, берет шарик в рот и т. д.);
2 ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить
ловить шарик, но это не всегда удается;
3 ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать
шарик не всегда удается из-за моторных трудностей;
после обучения результат положительный;
4 ребенок сразу начинает сотрудничать с взрослым; успешно ловит и катит
шарик.
СПРЯЧЬ ШАРИКИ.
Задание направлено:
§ на выявление практического ориентирования на величину;
§ наличия соотносящих действий.
Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной
формы одного цвета с соответствующими крышками;
два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.
Проведение обследования:
перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать.
Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.
После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
§ принятие задания;
§ понимание речевой инструкции;
§ способы выполнения - ориентировка на величину;
§ обучаемость;
§ наличие соотносящих действий;
§ отношение к своей деятельности;
§ результат.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1ребенок не понимает задание; не стремится к цели;
после обучения задания не понял.
2 ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению
цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату
безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
3ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении
соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой);
ребенок заинтересован в результате своей деятельности;
после обучения задание выполняет.
4 ребенок сразу понимает задание, выполняет его, применяет соотносящие
действия, заинтересован в конечном результате.
РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ.
Задание направлено:
§ на выявление уровня развития практического ориентирования на
§ величину предметов;
§ наличия соотносящих действий;
§ понимания указательного жеста;
§ умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.
Проведение обследования:
психолог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.
Обучение: психолог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка
спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
§ принятие задания;
§ способы выполнения;
§ обучаемость;
§ отношение к результату;
§ понимание указательного жеста;
§ наличие соотносящих действий;
§ результат.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1 ребенок не научился складывать матрешку, после обучения самостоятельно
не действует, ведет себя неадекватно (берет матрешку в рот, кидает,
стучит, зажимает матрешку в руке и т. д.).
2 ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого.
3 ребенок принимает и понимает задание, но выполняет его после помощи
взрослого (используется указательный жест или речевая инструкция); и
понимает, что конечный результат достигнут; после обучения
самостоятельно складывает матрешку.
4 ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его
самостоятельно, отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован
в конечном результате.
РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКИ.
Задание направлено:
§ на выявление уровня развития практического ориентирования
§ на величину;
§ на наличие соотносящих действий;
§ на определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук;
§ целенаправленности действий.
Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.
Проведение обследования:
психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
§ принятие задания;
§ учет величины колечек;
§ обучаемость;
§ отношение к деятельности;
§ результат.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1ребенок действует неадекватно, даже после обучения: пытается надеть
колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает
их в pуке и т. д.
2 ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колечек;
после обучения нанизывает все колечки, но их размер по-прежнему не
учитывает, не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих
рук; к конечному результату своих действий безразличен.
3ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на
стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет
безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук
не выражена; адекватно оценивает результат.
4ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом
размеров колечек; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность
действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.
НАЙДИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ.
Задание направлено:
§ на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных
картинок;
§ понимание жестовой инструкции.
Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок (грибок, дом, зонтик, бабочка).
Наглядный материал: набор № 1, рис. 1—8.
Проведение обследования:
перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.
Обучение: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.
Оценка действий ребенка:
§ принятие задания;
§ осуществление выбора;
§ понимание жестовой инструкции;
§ обучаемость;
§ результат;
§ отношение к своей деятельности.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1 ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно
(переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять
картинку у взрослого т. д.).
2 ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе
обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности
безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
3ребенок сразу понимает условия задания, допускает одну ошибку; после
обучении действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.
4 ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки;
заинтересован в конечном результате.
СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ.
Задание направлено:
§ на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник),
Наглядный материал: набор № 1, рис. 9—12.
Проведение обследования:
взрослый показывает ребенку две (три) части разрезной картинки и просит: «Сложи картинку».
Обучение: в случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает полную и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую картинку и предлагает ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
§ принятие задания;
§ способ выполнения;
§ обучаемость;
§ результат;
§ отношение к результату.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1 ребенок после обучения действует неадекватно (не пытается соотнести части
разрезной картинки друг с другом).
2 ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к
конечному результату безразличен; самостоятельно сложить картинку не
может.
3 ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи
взрослого после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что
конечный результат положительный.
4 ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку;
заинтересован в конечном результате.
ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ.
Задание направлено:
§ на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления;
§ на выявление уровня умения использовать вспомогательное средство (тесемку).
Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей тесемкой - ложная.
Проведение обследования:
перед ребенком (на другом конце стола) стоит тележка, до которой он не может дотянуться рукой, но в зоне его досягаемости находятся два конца тесемки, разведенные между собой на расстояние 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесемки, то тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и таким образом подтянул тележку.
Обучение:проводится на уровне практических проб самого ребенка.
Оценка действий ребенка:
§ если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения;
§ если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз. В этом случае взрослый за экраном вновь продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания;
§ принятие задания;
§ результат;
§ отношение к результату.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1 ребенок не понимает задание, не стремится достичь цели.
2 ребенок пытается достать рукой цель, после нескольких неудачных попыток
отказывается от выполнения задания.
3 ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки, после двух-трех
попыток достигает результата, понимает конечный результат своих
действий.
4 ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание,
заинтересован в конечном результате.
Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка:
§ принятие задачи и отношение к ней;
§ понимание речевой инструкции;
§ оценка результата деятельности;
§ результат.
§ отношения к результату.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1 ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге, ведет себя
неадекватно заданию, речевую инструкцию не выполняет.
2 ребенок стремится что-то изобразить (черкание), к конечному изображению
безразличен, не определена ведущая рука; нет согласованности действии
обеих рук.
3 ребенок понимает инструкцию, нарисовать дорожку, изображая ее
многократными прерывистыми линиями без определенного направления;
понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но
согласованности действий обеих рук.
4 ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции,
заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая
непрерывная линия), четко определена ведущая рука, наблюдается
согласованность действий обеих рук.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
И КРИТЕРИИ ЕГО ОЦЕНКИ
Диагностика познавательного развития показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. При этом следует иметь в виду, что в случаях серьезных недостатков в умственном развитии необходимо применить не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. В более сложных случаях требуется клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое изучение ребенка и т. п.
Перед проведением психолого-педагогического обследования ребенка родителям необходимо иметь заключение о соматическом и неврологическом статусе, о состоянии зрительного и слухового анализаторов.
При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий:
§ присутствие родителей (или лиц, их заменяющих);
§ налаживание доброжелательного контакта взрослого с ребенком в целях создания особых, доверительных отношений между ними;
§ предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности;
§ в случаях затруднений при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех ребенку необходимо оказать помощь, а затем предложить ряд заданий с учетом его возможностей.
Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются:
§ принятие задания;
§ способы выполнения задания;
§ обучаемость в процессе обследования;
§ отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания. Согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению с взрослым.
Способы выполнения задания. При обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения.
При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются:
§ хаотичные действия;
§ метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод
практического примеривания);
§ метод зрительной ориентировки.
Адекватность действий. Учитывается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов.
Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.
Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста.
Допустимы следующие виды помощи:
§ выполнение действия по подражанию;
§ выполнение задания по подражанию с использованием указательных
жестов;
§ выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции.
Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия:
§ количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;
§ речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка;
§ обучаемость (переход ребенка от неадекватных действий к адекватным,
свидетельствует о его потенциальных возможностях, отсутствие результата в
некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с
нарушениями эмоционально-волевой сферы).
Отношение к результату своей деятельности.
Для нормально развивающихся детей характерны заинтересованность в собственной деятельности и в конечном результате деятельности.
Безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату — для ребенка с нарушениями интеллекта.
Количественная оценка. Все указанные выше параметры нашли отражение в балльной оценке познавательного развития детей.
При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.
Количественная оценка в баллах:
1 ребенок не сотрудничает с взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к
заданию, не понимает его цели.
2 ребенок принимает задание, начинает сотрудничать с взрослым,
стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не
может, в процессе диагностического обучения действует адекватно,
но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.
3 ребенок начал сотрудничать с взрослым, принимает задание, понимает
его цель, но самостоятельно задание не выполняет;
в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем
переходит к самостоятельному способу выполнения задания.
4 ребенок сразу начинает сотрудничать с взрослым, принимает и
понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34—40).
Важно отметить, что в случаях обнаружения отставания в умственном развитии ребенок должен быть обследован психоневрологом или невропатолога.