ПЕДАГОГ как субъект педагогического процесса

план

  1. Становление педагогической культуры учителя
  2. Педагогическое матсерство

Педагог- лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения: учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения или дет­ского дома, преподаватель лицея, колледжа, техникума, вуза и т. д.

Структура готовности к педагогической деятельности
  Сформированное педагогическое сознание > Я-концепция > В-концепция (концепция воспитанника) > Д-концепция (концепция деятельности)  
       
  Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения  
       
  Владение педагогической техникой  
       
  Наличие педагогических способностей ♦коммуникативных ♦ перцептивных ♦ прогностических ♦ конструктивных ♦ дидактических ♦ гностических ♦ организаторских ♦ экспрессивных  
     

Классификация типов учителей

По характеру ценностных ориентации (В. Н. Сорока-Росинский) учителя- теоретисты
педагоги - реалисты
педагоги- артисты
учителя интуитивисты
По специфике интеллектуально- волевой сферы (Э. Г. Костяшкин) интеллектуальный
эмоциональный
волевой
организаторский
По личностным установкам (Я. Корчак) воспитатель- тиран
честолюбивый воспитатель
разумный воспитатель
По преобладающей направленности личности организатор
предметник
предметник-организатор
коммуникатор
  учитель-интеллигент (просветитель)

Педагогическая культура учителя- совокупность высокого уровня раз­вития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельно­сти и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.

Компоненты педагогической культуры учителя

v ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и

v потребностей;

v гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие;

v педагогическое мастерство;

v установка на постоянное самосовершенствование;

v культура поведения и общения, педагогический такт;

v личностная самостоятельность учителя;

v общая и педагогическая эрудиция и компетентность;

v доброжелательность, общительность, увлеченность работой.

Качества, необходимые для эффективной работы

v стремление к максимальной гибкости;

v способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников;

v умение придать личностную окраску преподаванию;

v установка на создание позитивных подкреплений для развития положите

v ной Я-концепции у воспитанников;

v умение управлять собой и детьми;

v владение стилем неформального общения с воспитанниками;

v эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность;

v умение регулировать конфликты ненасильственным путем;

v уважительное отношение к чужим традициям и верованиям;

v креативность;

v аттракция;

v способность к рефлексии.

Критерии успешности учителя

Отношение к людям доброжелателен помогает другим умеет слушать и слышать других и иные мнения независтлив не стесняется спрашивать и учиться у других старается всё объяснять
Отношение к себе чувствует себя достаточно сильным и уверенным старается возникающие проблемы решать, а не избегать берет на себя обязательства и ответственность самокритичен
Отношение к работе трудоспособен и организован, на все хватает время ищет решения и возможности их реализации испытывает ответственность за всю работу в целом, а не толь­ко за свой участок
Креативность, гибкость знает, где и когда нужно бороться, а когда отступить сам себе задает темп работы использует время рационально не боится ошибиться в поисках лучшего занимается самообразованием

Этапы развития педагогического профессионализма

(по К. Ю. Бабанскому)

I. Владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов деятельности (учитель-профессионал)

II. Использование в учительской практике наряду с апробированными

средствами оригинальных новых подходов к решению задач, их успешная реализация в собственной деятельности (учитель-новатор)

III. Умение учителя научно обоснованно оценивать эффективность

возникающих у него новых идей и возможность передачи их

другим учителям (учитель-исследователь)

Наши рекомендации