Технические средства педагогического процесса

План

Классификации технических средств

Компьютер в учебно-воспитательном процессе

Компьютерные технологии

Технические средства педагогического процесса- совокупность техни­ческих устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации.

Дидактические особенности

ü Информационная насыщенность.

ü Возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы.

ü Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов.

ü Показ изучаемых явлений в развитии, динамике. Реальность отображения действительности.

ü Выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насы­щенность.

Классификации технических средств

По функциональному назначению Передачи учебной информации, контроля знаний, тре­нажерные, обучения и самообучения, вспомогатель­ные, комбинированные
По принципу устройства и работы Механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные
По логике работы С линейной программой, не зависящей от обратной связи, и с разветвленной программой
По характеру воздействия на органы чувств Визуальные, аудиосредства, аудиовизуальные
По характеру предъявления информации Экранные, звуковые, экранно-звуковые

Требования к техническим средствам

Функциональные- способность аппаратуры обеспечивать необходимые ре­жимы работы.

Педагогические- соответствие возможностей ТС формам и методам учеб­но-воспитательного процесса, сочетаемость с словом педагога.

Эргономические- удобство и безопасность эксплуатации, минимальное ко­личество операций при подготовке и работе с аппаратом, уровень шума, удоб­ство просмотра, ремонта, транспортирования.

Эстетические- гармония формы, целостность композиции, товарный вид.

Экономические- относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности.

Типичные педагогические ошибки применения технических средств

♦ недостаточная методическая подготовленность учителя;

♦ неправильное определение дидактической роли и места в учебно-воспита­тельном процессе;

♦ несоответствие выразительных возможностей средств их дидактической зна­чимости;

♦ бесплановость, эпизодичность применения;

♦ перегруженность урока или воспитательного занятия техническими средства­ми.

Компьютер в учебно-воспитательном процессе

Мультимедиа компьютеры- компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.).

Значение в учебно-воспитательном процессе

О Вписываются в рамки традиционного обучения.

О Используются с успехом на различных по содержанию и организации ученых и внеклассных занятиях.

О Способствуют активному включению обучаемого в учебно-воспитательный процесс, поддерживают интерес.

О Способствуют пониманию и запоминанию учебного материала.

Задачи применения компьютера в обучении

· Обеспечение обратной связи в процессе обучения.

· Обеспечение индивидуализации учебного процесса.

· Поиск информации из самых широких источников.

· Моделирование изучаемых процессов или явлений.

· Организация коллективной и групповой работы.

Обучение с применением компьютера надо строить так, чтобы ученик пони мал, что задачу решает он, а не машина и что только он несет ответственность за последствия принятого решения.

Виды обучающих компьютерных программ:

/ иллюстрирующие, / программы обучающего контроле

/ консультирующие, / операционные среды,

/ программы-тренажеры, / учебные игровые программы,

/ программы проблемного обучения, / графические программы.

Преимущества использования компьютера в обучении

§ адаптивность учебного материала;

§ многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);

§ интерактивность (взаимодействие ТС и учащегося, имитирующее естественное общение);

§ подконтрольность индивидуальной работы обучаемых во внеучебное время.

Наши рекомендации