Классификации методов обучения

Беседа

Упражнение

Самостоятельная работа

Методы стимулирования и мотивации учения

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Технология активного обучения

Методы обучения- система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими сред­ствами самообразования и самообучения.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (Г.М. Коджаспирова)

I. По источнику передачи и восприятия учебной информации:

Словесные

Наглядные

Практические



рассказ

лекция

беседа

диспут

конференция

драматизация

объяснение

наблюдение демонстрация

упражнение лабораторные работы выполнение трудо­вых заданий

II. По логике передачи и восприятия информации:

Дедуктивные Индуктивные

III. По степени управления

Учебной работой

Управляемая работа с книгой

Самостоятельная работа с книгой

• письменные работы

• лабораторные работы

• выполнение трудовых

и практических заданий

IV. По степени самостоятельности

И активности мышления школьников

Репродуктивные

Продуктивные



Объяснительно-иллюстративные

· беседа

· работа с книгой

· устное изложение

· наблюдение

Проблемное изложение

• решение проблемы учителем

• проблемная ситуация

• проблемная задача Вывод делает учитель

Частично-поисковый

Репродуктивные

· Программированное обучение (линейное, разветвленное)

эвристическая беседа

• диспут

Вывод делается совместно

Исследовательский

· опытническая работа

· творческая работа

Вывод делают учащиеся

• опытеская работа

Беседа

Беседа- метод устного изложения, внешним признаком которого являет­ся чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения. Определяет индуктивный характер познавательной деятельности.

Технология беседы

v ясная целевая установка и логика задаваемых вопросов;

v вопросы продуманы по трудности;

v не спрашивать об очевидных вещах;

v следует избегать альтернативных вопросов или ответ аргументируется;

v аргументация вопросов с ответами «да», «нет»;

v с каждым вопросом следует обращаться к классу, а потом к конкретному ученику;

v вопросы должны быть различной трудности;

v включение в беседу большей части класса;

v постоянная проверка ответов;

v вникать в неправильные ответы и направлять мысль ученика;

v отводить достаточно времени на ответ;

v формулировать наводящие, но не подсказывающие вопросы;

v не удовлетворяться одним ответом на вопрос, побуждать учащихся к сомнению;

v побуждать учащихся самим ставить вопросы;

v не задавать одновременно несколько вопросов.

Виды бесед

Эвристическая беседа

Цель - подвести учащихся с помо­щью умелой по­становки вопросов учителем и благо­даря собственным усилиям и самосто­ятельному мышле­нию к приобрете­нию новых знаний

На один вопрос учителя следует чаще всего много ответов учащихся

Катехизическая беседа

Цель - контроль понимания и ус­воения учащими­ся полученных знаний. Служит прежде всего для развития памяти и мышления

На один вопрос учителя следует только один пра­вильный (по су­ти) ответ уча­щихся

Герменевтическая беседа

Цель - разъясне­ние, растолковывание совместно с учащимися смысла читаемого текста, рассматриваемой картины, результа­тов эксперимента, экскурсий

Вырабатываются умения понимать и правильно оцени­вать изучаемое

Сократическая беседа

Цель - научить мыслить диалек­тически, избегать категорических высказываний

Устный диало­гический метод, рассчитанный на то, что уже известно собесед­нику, но будет подвергнуто со­мнению
Упражнение

Упражнение- метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, прак­тических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учи­телем или в специально организованной индивидуальной деятельности.

Виды упражнений: воспроизводящие и творческие.

Условия эффективности упражнений

o Прочное усвоение теоретического материала учащимися.

o Тщательный инструктаж учителя и показ образцов выполнения работы.

o Сознательное отношение учащихся к их выполнению.

Наши рекомендации