Преимущества программированного обучения

ü применение алгоритмизированных предписаний помогает обучаемым находить верные решения определенного круга задач кратчайшим путем;

ü выработка способов рациональных умственных действий, логичности мышления;

ü приобщение к использованию в обучении современных информационных технологий;

ü индивидуализация учебного процесса;

ü обеспечение эффективной организации и управления учебным процессом;

ü возможное обучение любых категорий обучаемых (вплоть до детей с умственными или речевыми ограничениями по специальным программам).

Недостатки программированного обучения

ü преобладание репродуктивных методов и регламентации деятельности обучаемого;

ü ограничение живого общения с обучающимся;

ü торможение развития внешней речи обучаемого;

ü необходимость технических устройств или специальных пособий и умения ими пользоваться.

Модернизированный вариант программированного обучения – компьютерное обучение. Преимущества современных компьютеров как технических устройствснимают ряд недостатков программированного обучения, но порождают новые.

Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин)

В обучении эта концепция ставит задачей повысить качество формируемых действий и понятий обучающихся при сокращении сроков их подготовки

ЭТАП формирование мотивационной основы действий

выработка у обучаемого отношения к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала усвоения

ЭТАП составление схемы ориентировочной основы действия

выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия, постоянно проверяемые и уточняемые

ЭТАП формирование действия в материальной (материализованной) форме

обучаемый производит требуемые действия с опорой на внешние представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия, на развернутый алгоритм действия

4 ЭТАП формирование действия как внешнеречевого (проговаривание алго­ритма действия, «громкая социализованная речь»)

содержание ориентировочной схемы действия отражается в речи, которая выступает основой для становящегося действия

ЭТАП формирование действия во «внешней речи про себя»

постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи, сворачивание алгоритма действия

6 ЭТАП предметное содержание действия

речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат - предметное содержание действия

Концепции развивающего обучения

план

Дидактическая система Л. В. Занкова

2. Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова

3. Технология В. С. Библера, С. Ю. Курганова «Диалог культур»

4. Технология гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили

Сущность развивающего обучения

v Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития» личности (Л. С. Выготский).

v Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственных действий; самоуправляющиеся механизмы личности; эмоционально-нравствен­ную и деятельностно-практическую сферы.

v Ребенок является полноценным субъектом деятельности и своего развития

Дидактическая система Л. В. Занкова

Л. В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдуще­го столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.

Основные принципы

o Высокий уровень трудности.

o Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учеб­ных программ.

o Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным со­путствующим повторением и закреплением в новых условиях.

o Осознание школьниками хода умственных действий

o Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познаватель­ных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.

o Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.

o Развитие каждого учащегося данного класса.

Наши рекомендации