Средства учебной деятельности

§ интеллектуальные действия (мыслительные операции) - анализ, синтез, обобщение, классификация и др.;

§ знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт;

§ фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт

§

Способы учебной деятельности
Репродуктивные   Проблемно-творческие   Исследовательско- познавательные действия

Продукт учебной деятельности

Средства учебной деятельности - student2.ru структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики;

Средства учебной деятельности - student2.ru внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах;

Средства учебной деятельности - student2.ru поведение субъекта, проявляющееся в потребности продолжать эту деятельность (интерес, включенность, позитивные эмоции) или нежелании, уклонении, избегании.

Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как ее субъекта в

плане совершенствования, развития, формирования его личности благодаря

осознанному, целенаправленному присвоению им общественного опыта

в различных видах и формах общественно полезной, познавательной,

теоретической и практической деятельности (Галина Михайловна Коджаспирова).

Виды учебной деятельности

План

Проблемное обучение

Программированное обучение

Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин)

Проблемное обучение

Проблемное обучение- обучение, при котором учащимся знания не со­общаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе раз­решения проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация- начальный момент мыслительного процесса обу­чающихся, осознанное затруднение, пути преодоления которого необходи­мо самостоятельно найти.

Проблемное задание (познавательная, поисковая задача)- задание, спо­соб выполнения и результат которого учащимся заранее неизвестны, но уровень их подготовки позволяет самостоятельно найти способ его выпол­нения и получить ответ (Г. М. Коджаспирова).

Уровни проблемного обучения

Уровень Деятельность учителя Деятельность ученика Задачи уровня
Проблемное изложение Ставит проблему, выдвигает гипотезу, показывает путь ее доказательства, фор­мулирует вывод Мысленно следит за процессом творче­ского поиска и логи­кой доказательства Формирование об­разца умственных действий в проб­лемной ситуации
Частично-поисковый уровень Конструирует общее задание, расчленяет его на вспомогатель­ные, намечает план поиска, консульти­рует и помогает в процессе реализа­ции обучаемыми по­следующих поиско­вых этапов Самостоятельно осу­ществляет последу­ющие этапы поиска решения по состав­ленному плану при корректирующей ро­ли педагога Формирование эле­ментарных умений и навыков поиско­вой деятельности
Исследова­тельский уровень Объявляет тему, по­степенно подводит к необходимости пройти весь путь поиска: постановка проблемы, решение, выводы Самостоятельно фор­мулирует проблему, находит ее решение, делает выводы Формирование на­выков исследова­тельской, творче­ской деятельности

Поисковые умения

ü Учитывать и соотносить все данные в условии задачи между собой и с требованием задачи, выяснять их согласованность и противоречивость.

ü Выявлять избыточные и недостающие данные.

ü Соотносить шаги поиска решения между собой и с вопросом задачи.

ü Доказывать каждый вывод.

ü Стремиться к исчерпыванию всех возможных доказательств и определять их

ü достаточность.

ü Стремиться к исчерпыванию всех возможных выводов в соответствии с вопросом задачи.

ü Проверять решение и его соответствие требованию задачи.

Программированное обучение

Программированное обучение- управляемое усвоение учебного матери­ала, осуществляемое по специально составленной пошаговой обучающей программе, реализуемой с помощью обучающих устройств или програм­мированных учебников.

Программированный учебный материал представляет собой серию срав­нительно небольших порций учебной информации (кадров, файлов, шагов), подаваемых в определенной логической последовательности (Г. М. Коджаспирова).

Средства учебной деятельности - student2.ru Принципы программированного обучения (В. П. Беспалько)

Ø определенная иерархия управляющих устройств, т. е. ступенчатая соподчиненность частей в системе при относительной самостоятельности этих частей;

Ø осуществление обратной связи, т. е. передача информации о необходимом образе действий от управляющего объекта к управляемому (прямая связь) и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (об­ратная связь);

Ø осуществление шагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала;

Ø индивидуальный темп продвижения и управления в обучении, создающий ' условия для успешного изучения материала всеми учащимися, но в индиви­дуально необходимое время для каждого отдельного ученика;

Ø использование специальных технических средств или пособий.

Виды обучающих программ

Линейные программы- последовательно сменяющиеся небольшие бло­ки учебной информации с контрольным заданием, чаще всего тестового характера с выбором ответа. (При неправильном ответе надо вернуться к первому этапу.) (Б. Скиннер).

Линейная программа

  Шаг1   Шаг 2
  Средства учебной деятельности - student2.ru Средства учебной деятельности - student2.ru 1 ---------------------- 2 3 информация упражнение контроль Средства учебной деятельности - student2.ru Правильный ответ Средства учебной деятельности - student2.ru Средства учебной деятельности - student2.ru 1 2 3
           
Средства учебной деятельности - student2.ru     неправильный    
        ответ    
           

Разветвленная программа- обучаемому в случае неправильного ответа предоставляется дополнительная учебная информация до тех пор, пока он не сможет дать правильный ответ на контрольный вопрос (или выполнить задание) и продолжить работу с новой порцией материала. (Н. Краудер).

Адаптивная программа- подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, менять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям и пособиям и т. д. (В основном возможна при использовании компьютера). В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

Наши рекомендации