Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. €

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – С. 229-231.

4.Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. средних пед. заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.-С. 269-271.

План

1. Тенденции развития урока.

2. Требования к современному уроку.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели и задач.

3. Изучение нового материала.

Тенденции развития урока

Урок – это основная форма организации обучения в классно-урочной системе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для овладения знаниями, формированием умений и навыков и личностного развития всех учащихся (Сластёнин В.А.).

Тенденции развития урока. Урок явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Одна из наиболее ярко выраженных тенденций — стремление к оптимальной реализации триединой функции обучения — образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и к его направленности на творческое развитие потенциала учащихся.

Другая тенденция — наполнение урока жизненно важным со­держанием, организация обучения как естественного компонента
жизнедеятельности учащихся. Урок все более становится не толь­ко специально организованной формой познания, но формой общения. Он
выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирова­ние активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением этой тенденции является
широкое использование диалогических форм обучения (бесед,
обсуждений, дискуссий, диспутов), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной
работы.

Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и сочетании с другими организационными формами обучения. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя в особом внимании к организации самостоятельной работы, в том числе в плане увеличения выделяемого на нее времени.

В современной практике обучения применяются нетрадиционные виды уроков, среди которых можно назвать брейн-ринг, концерт, суд, диспут, брифинг, пресс-конференцию, заочную экскурсию, КВН, игру «Что? Где? Когда?» и др. Все это многообразие видов урока по существу выступает модификациями урока-игры. Также существуют уроки - моделирования, проектирования, пленэры, драматизации, интегрированные занятия.

Требования к современному уроку.

Основные тенденции развития урока по Сластёнину В.А. находят свое конкретное проявление в организацион­ных и собственно дидактических требованиях к уроку.

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. € - student2.ru Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. € - student2.ru К организационным требованиям относятся:

Внешняя организованностьсвязана со своевременным началом и окончанием урока; соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при проведении урока.

Внутренняя целенаправленностьпредполагает ясно сформулированные цели и задачи как всего урока, так и отдельных его этапов;своевременное и четкое их доведение до сознания учащихся; отбор наиболее рациональных методов и средств обучения, содержание учебного материала, особенности класса, возможноси учителя.

Четкое построениетребует: целесообразного разделения урока на этапы в соответствии с уровнем подготовленности учащихся; ясного представления учителем и учащимися характера и последовательности работы на каждом этапе урока; логической взаимосвязи в переходах от одного этапа урока к другому; целесообразной смены видов и форм работы.

Голуб Б.А. выделяет следующие организационные требования:

1.Использование разнообразных методов и приемов обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока.

Любое однообразное длительное воздействие (длительное устное объяснение, например) на учащихся может привести к рассеиванию их внимания, к сонливости. Это явление вполне объяснимо с физиологической точки зрения - мозг человека обладает свойством самозащиты. Наступление сонливости - это и есть результат такой самозащиты. У детей это свойство проявляется в поисках различных посторонних видов деятельности, они отвлекаются от хода урока, не воспринимают информацию учителя. Поэтому на каждом уроке, на каждом его этапе необходимо стремиться к разумному изменению видов деятельности учащихся. Для этого необходимо пользоваться разнообразными методами и приемами обучения, чтобы периодически воздействовать на разные органы чувств, создавая условия для более эффективной познавательной деятельности. Необходимо четко продумывать при подготовке к уроку, когда, в какой части урока будет использоваться тот или иной метод, прием или средство (слово, наглядность, учебник и т. п.). Однако смена видов деятельности на уроке должна быть разумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенности данного класса и т. п. Не все дети и не всегда могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой.

2.Каждый урок должен отличаться своей организационной закономерностью, ощутимостью положительных результатов.

Чтобы каждый прошедший урок вызывал у учащихся и учителя чувство движения вперед. Чтобы урок давал заметное нарастание знаний, или их совершенствование, или и то и другое вместе. Такое заметное нарастание знаний (умений и навыков) всегда вызывает чувство удовлетворения и, естественно, вызывает активное отношение у учащихся к учению. Каждый урок должен быть законченной частью процесса обучения.

3.Каждый урок должен быть оптимально технически и дидактически оснащен. Познание начинается с чувственных восприятий. Однако не нужно использовать наглядность ради наглядности, нельзя злоупотреблять техническими средствами, необходимо чувство меры.

Подведение итогов урока.

- Назовите основные тенденции развития урока.

- Перечислите требования к современному уроку с примерами.

12 ноября 2009г.

Допущена к уроку 10 ноября 2009г______________

Оценка: ___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – С. 229-231.

4.Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. средних пед. заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.-С. 269-271.

План

1. Тенденции развития урока.

2. Требования к современному уроку.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели и задач.

3. Изучение нового материала.

Тенденции развития урока

Урок – это основная форма организации обучения в классно-урочной системе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для овладения знаниями, формированием умений и навыков и личностного развития всех учащихся (Сластёнин В.А.).

Тенденции развития урока. Урок явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Одна из наиболее ярко выраженных тенденций — стремление к оптимальной реализации триединой функции обучения — образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и к его направленности на творческое развитие потенциала учащихся.

Другая тенденция — наполнение урока жизненно важным со­держанием, организация обучения как естественного компонента
жизнедеятельности учащихся. Урок все более становится не толь­ко специально организованной формой познания, но формой общения. Он
выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирова­ние активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением этой тенденции является
широкое использование диалогических форм обучения (бесед,
обсуждений, дискуссий, диспутов), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной
работы.

Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и сочетании с другими организационными формами обучения. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя в особом внимании к организации самостоятельной работы, в том числе в плане увеличения выделяемого на нее времени.

В современной практике обучения применяются нетрадиционные виды уроков, среди которых можно назвать брейн-ринг, концерт, суд, диспут, брифинг, пресс-конференцию, заочную экскурсию, КВН, игру «Что? Где? Когда?» и др. Все это многообразие видов урока по существу выступает модификациями урока-игры. Также существуют уроки - моделирования, проектирования, пленэры, драматизации, интегрированные занятия.

Требования к современному уроку.

Основные тенденции развития урока по Сластёнину В.А. находят свое конкретное проявление в организацион­ных и собственно дидактических требованиях к уроку.

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. € - student2.ru Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. € - student2.ru К организационным требованиям относятся:

Внешняя организованностьсвязана со своевременным началом и окончанием урока; соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при проведении урока.

Внутренняя целенаправленностьпредполагает ясно сформулированные цели и задачи как всего урока, так и отдельных его этапов;своевременное и четкое их доведение до сознания учащихся; отбор наиболее рациональных методов и средств обучения, содержание учебного материала, особенности класса, возможноси учителя.

Четкое построениетребует: целесообразного разделения урока на этапы в соответствии с уровнем подготовленности учащихся; ясного представления учителем и учащимися характера и последовательности работы на каждом этапе урока; логической взаимосвязи в переходах от одного этапа урока к другому; целесообразной смены видов и форм работы.

Голуб Б.А. выделяет следующие организационные требования:

1.Использование разнообразных методов и приемов обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока.

Любое однообразное длительное воздействие (длительное устное объяснение, например) на учащихся может привести к рассеиванию их внимания, к сонливости. Это явление вполне объяснимо с физиологической точки зрения - мозг человека обладает свойством самозащиты. Наступление сонливости - это и есть результат такой самозащиты. У детей это свойство проявляется в поисках различных посторонних видов деятельности, они отвлекаются от хода урока, не воспринимают информацию учителя. Поэтому на каждом уроке, на каждом его этапе необходимо стремиться к разумному изменению видов деятельности учащихся. Для этого необходимо пользоваться разнообразными методами и приемами обучения, чтобы периодически воздействовать на разные органы чувств, создавая условия для более эффективной познавательной деятельности. Необходимо четко продумывать при подготовке к уроку, когда, в какой части урока будет использоваться тот или иной метод, прием или средство (слово, наглядность, учебник и т. п.). Однако смена видов деятельности на уроке должна быть разумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенности данного класса и т. п. Не все дети и не всегда могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой.

2.Каждый урок должен отличаться своей организационной закономерностью, ощутимостью положительных результатов.

Чтобы каждый прошедший урок вызывал у учащихся и учителя чувство движения вперед. Чтобы урок давал заметное нарастание знаний, или их совершенствование, или и то и другое вместе. Такое заметное нарастание знаний (умений и навыков) всегда вызывает чувство удовлетворения и, естественно, вызывает активное отношение у учащихся к учению. Каждый урок должен быть законченной частью процесса обучения.

3.Каждый урок должен быть оптимально технически и дидактически оснащен. Познание начинается с чувственных восприятий. Однако не нужно использовать наглядность ради наглядности, нельзя злоупотреблять техническими средствами, необходимо чувство меры.

Наши рекомендации