Определение уровня сформированности вычислительных навыков учащихся 4-го класса
Эффективность использования проблемных ситуаций мы решили показать на примере формирования вычислительных навыков учащихся 4 - х классов. Исследование проводилось в средней школе № 17 г. Калининград. В исследовании принимали участие 20 учащихся 4 «а» класса, 20 учащихся 4 «в» класса.
В 4 классе «а» (экспериментальном) на уроках математики в процессе формирования вычислительных навыков применялись проблемные ситуации.
4 «в» класс - контрольный. Здесь обучение проводилось традиционно.
Цель исследования: доказать эффективность формирования вычислительных навыков посредством использования проблемных ситуаций
Задачи:
1) определить уровень вычислительных навыков учащихся;
2) разработать уроки с использованием проблемных ситуаций;
3) проанализировать итоги работы;
Исследование проводилось в три этапа;
Констатирующий этап – выявление уровня вычислительных навыков учащихся.
Нами были разработаны критерии и уровни сформированности вычислительного навыка (таблица 3).
Таблица 3
Критерии и уровни сформированности вычислительного навыка
№ | Критерий | Уровни сформированности вычислительного навыка |
Правильность | Ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами. Ребёнок иногда допускает ошибки в промежуточных операциях. Ученик часто неверно находит результат арифметического действия. | |
Осознанность | Ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции. Может объяснить решение примера. Ученик осознаёт на основе каких знаний выбраны операции, но не может самостоятельно объяснить, почему решал так. | |
Рациональность | Ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный приём. Может сконструировать несколько приёмов и выбрать более рациональный. Ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный приём, но в нестандартных условиях применить знания не может. Ребёнок не может выбрать операции, выполнение которых быстрее приводит к результату арифметического действия. | |
Обобщённость | Ученик может применить приём вычисления к большему числу случаев, то есть он способен перенести приём вычисления на новые случаи. Ученик может применить приём вычисления к большему числу случаев только в стандартных условиях. Ученик не может применить приём вычисления к большему числу случаев. | |
Автоматизм | Ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свёрнутом виде. Ученик не всегда выполняет операции быстро и в свёрнутом виде. Ученик медленно выполняет систему операций, объясняя каждый шаг своих действий. | |
Прочность | Ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время. Ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на короткий срок. Ребёнок не сохраняет сформированные вычислительные навыки. |
Для изучения уровня сформированности вычислительного навыков в контрольном и экспериментальном классах был проведен математический диктант:
1) из какого числа надо вычесть 700, чтобы получить 2500?
2) какое число надо разделить на 500, чтобы получить 35?
3 ) из чисел 500, 4, 160584, 80, 160000 составь одно равенство, используя только действие сложение (числа записываются на доске)
4) увеличь 5228 в 100 раз.
5) сколько центнеров в 5т 800 кг?
6) на сколько надо разделить 660, чтобы получить 2200?
7) из чисел 2928, 4691, 7882, 2001, 5375, 9749, 2807, 7983 выпиши числа наибольшее и наименьшее. Отыщи их разность и произведение (числа записываются на доске).
8) запиши все числа от 42153 до 52586, которые делятся на 100 без остатка.
Оценки, полученные за данный математический диктант, приведены в приложениях 1 и 2. Сводные итоги оценки уровня вычислительных навыков учащихся 4 «а» класса сведем в таблицу 4.
Таблица 4
Уровень вычислительных навыков учащихся 4 «а» класса
Оценка | Кол-во учащихся | Кол-во учащихся в % |
По данным таблицы 4 построим диаграмму (рис.1)
Кол-во уч-ся в %
Рис. 1 Уровень вычислительных навыков учащихся 4 «а» класса
Проанализировав диаграмму (рис.1), мы видим, что кол-во учащихся, имеющих двойку - 6 человек, тройку имеют 10 человек. Четверки имеют только 3 ученика, пятерки – 1 ученик. Таким образом, очевидно, что необходимо проводить работу по формированию вычислительных навыков. Также был определен уровень вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса (таблица 5).
Таблица 5
Уровень вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса
Оценка | Кол-во учащихся | Кол-во учащихся в % |
По данным таблицы 5 построим диаграмму (рис. 2)
Кол-во уч-ся в %
Рис. 2 Уровень вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса
Проанализировав диаграмму рис . 2) , мы наблюдаем, что количество учащихся, имеющих двойку - три человека, тройку имеют 7 человек. Четверки имеют только 6 воспитанников, пятерки – 5 воспитанников. Таким образом, мы наблюдаем , что уровень вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса несколько больше, чем в 4 «а» классе.
Проведенный анализ позволил спланировать дальнейшую работу. В экспериментальном классе мы учли, что некоторые учащиеся не совсем хорошо усвоили нужный материал. Поэтому в начале каждого урока давались задания на активизацию ранее купленных знаний.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что:
1) классы примерно равны по возрастным показателям и уровню совершенствования;
2) дети быстрее решают письменно, чем устно;
3) у учащихся недостаточно развиты устные вычислительные навыки.
На основе констатирующего эксперимента выяснилось, что нужна работа, направленная на формирование устных вычислительных навыков.
С целью повышения умения уровня вычислительных навыков учащихся мы решили применять включение в урок проблемных ситуаций.