Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащегося.

Познавательно деятельный – это уровень самостоятельности позновательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Данной классификации выделяются следующие методы:

1. Объяснительно-иллюстрационный (информационно-рецептный)

2. Репродуктивный

3. Проблемное изложение

4. Частично-поисковый (эврический)

5. Исследовательский

1)В Объяснительно- иллюстрационном(информационно-рецептный) методе выражается в: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецепции используются все источники информации (слова, наглядность и тд), логика изложения может развиваться как индуктивным так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний

2)В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их, учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения явл-ся правильное воспроизведение (репродукция) знаний, необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Главное преимущество – экономность

3)Проблемный метод изложения явл-ся переходным от исполнительской к творческой деятельности. На данном этаме ученики еще не в силах решать проблемные задачи , а потому учитель показывает путь исследования проблемы излагая ее решение от начала до конца. И хотя учщиеся при таком методе обуч. Не участники, а всего лищь наблюдатели , они получают хороший урок разрешения проблемной задачи.

4)Частично-поисковый(эвристический) метод обуч. выражается в:

-Знания учащимися не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно.

-учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств.

-учащиеся по руковдством учителя самостоятельно рассуждают , решают возникающие позновательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, делают выводы и тд, в результате чего у них формируется осознанные прочные знания.

5)Исследовательский методобуч сводится к тому что:

-учитель вместе с учащимися формирует проблему, разрешению которого посвящается отрезок учебного времени.

-знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнение различных вариантов получаемых ответов. Средства ля достижения результата также определяют учащимися

-деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач

-учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью. Учение сопровождается повышенным интересом, полезные знания отличаются глубиной.

-учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной.

Недостатки данного метода –значительные затрвты времени и энергии учителей и учеников.

Средства обучения .

Средства обучения-это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимся для усвоения новых знаний.

Объекты , выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных особенностей, их эффективности в учебном процессе.

10 по составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно лабораторное оборудование, помещения, мебель , оборудования учебного кабинета и тд

Идеальные средства- это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

Эти интеллектуальные средства обучения играют ведущую роль в умственном развитии учащихся. Они могут быть даны учителем в готовом виде в процессе объяснения темы урока, но могут быть и сконструированы учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем на уроке.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения а качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоение существенно новых знаний; идеальные средства- с пониманием материала ,логикой рассуждения ,запоминанием ,культурной речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет чётких границ : часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.

Эффективность использоания средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.

Современные средства обучения часто предолагают использование новых методов обучения. Обучение на базе персональных компьютеров- это новый вид учебного процесса, в котором используется различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.

2)По субъектам деятельности средства обучения можно разделить на средства преподвания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперемента отностися к средствам преподавания, а оборудование лобараторного практикума – к средствам учения. Средствами преподавания пользуются в основном учителя для объяснения

Наши рекомендации