Общее понятие о дидактики. Основные дидактические категории.
Дидактика- это наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достижениях результатов.
К основным категориям относятся:
1) Преподавание- упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении.
2) Учение- процесс, в ходе которого на основе ЗУН, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности.
3) Обучение- систематический целенаправленный специальном организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУН и развитие творческих способностей.
4) Образование –результат обучения, система объема ЗУН полученных в процессе обучения
5) Знания- понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения
6) Умения –овладения способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности
7) Навык- автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний ( в результате многократного выполнения определенного действия)
8) Учебный предмет- область научных знаний
9) Учебный материал- содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом
10) Цель обучения- то к чему стремится обучение и на что направленны его усилия
11) Содержание обучения –система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения
12) Метод обучения- способ достижения цели
13) Средства обучения- предметная поддержка учебного процесса(голос учителя, классное оборудование,ТСО)
14) Результат обучения-то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.
Сущность процесса обучения. Двусторонний характер процесса обучения.
Науку изучающую и исследующую проблему обучения называют дидактикой.
Термин Дидактика происходит от греческого didactics и означает «поучающий» (открыта немецким педагогом Вольфт Танг Ратке) позднее этот термин появился в трудах чешского педагога Яна Амоса Коменского
На ряду с термином дидактика используется термин теория обучения .
Основной задачей дидактики является выявление закономерностей которым подчиняется процесс обучения и использование их для успешного достижения задач образовании.
ОБРАЗОВАНИЕ. |
ОбучениеВоспитание
(Дидактика) Ратке.
Обучение ЗУН (знание умение навык)
СУД (способность умственных действий)
Объектом дидактики является реальной процесс обучения.
Дидактика зания об основных закономерностях обучения характеризуют его принципы, методы и содержание.
Обучение-это двусторонний процесс деятельности как учителя так и ученика в результате которого у обучаемого формируется ЗУН при наличии у него мотивации.
Основным противоречием процесса обучения явл-ся противоречии между постоянно усложняющими требованиями обучения и возможностями учащихся, но это и является движущей силой процесса обучения.
Функции и структура процесса обучения .
1) Образовательное
Связанна с расширением объема знаний
2) Развивающая – со структурным усложнением
3) Воспитывающее связанно с формированием отношений и закладкой нравственных ценностей.
Структура процесса обучения включает в себя:
1) Цель- конечный результат обуч. процесса
2) Деятельность учителя-\(преподавание)
3) Результат, связанный с конечным уроввнем усвоения определенной системы знаний , умений и навыков.
4) Деятельность учащихся (учение)
К ппременным составляющим учебного процесса относятся :
1) Содержание учебной деятельности
2) Метод обучения
3) Средства обучения
4) Организационные формы процесса обучения и учебной деятельност и
Закономерности обучения. Классификация закономерностей обучения.
1) Воспитывающий характер обучения.
2) Всякое обучение требует целенаправленного взаимодействия обучающего обучаемых и изучаемого объекта
3) Активность учащегося: обучение происходит только при активной деятельности учащихся
4) Прочность усвоения содержания учебного материала тем больше чем систематичнее организованно прямое и косвенное отсроченное повторение