Использование мирового опыта в работе с персоналом

Вопросы организации. У нас уже есть законы и подзаконные акты, которые превращают пожелания в изучении и использова­нии уроков мирового педагогического опыта в обязанностька­ждого работника правовой системы. Сформулирован принцип ин­теграции российского образования и деятельности ряда правоох­ранительных органов в соответствующие мировые системы.

Мы находимся только в начале такой работы. Но чтобы она действительно принесла положительные результаты на местах, понимание ее значения должно быть глубоким и действительно всеобщим. Сейчас созданы и продолжают увеличиваться благо­приятные условия для реализации этих возможностей: расширя­ются прямые связи с правоохранительными органами и образова­тельными учреждениями других стран, начата исследовательская работа по сравнительно-юридической педагогике, поощряется проведение совместных сравнительно-педагогических исследований создаются банки данных о зарубежном опыте и др. Нужно не только разнообразие мероприятий и большая по объему работа но, главное, качественная, методологически и теоретически выве­ренная, имеющая свои критерии научности и профессионализма.

Уже сейчас реализация результатов сравнительно-педагоги­ческой работы в области образования не только возможна и обяза­тельна точным выполнением новых Федеральных Законов Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послеву­зовском профессиональном образовании» 1996 года. Они носят реформаторский характер и, как уже отмечалось, учитывают во многих своих положениях уроки мирового педагогического опыта. К ним, например, относятся:

а) общие положения:

- определение сферы образования в качестве приоритетной
в жизни общества, как одного из важнейших факторов его эконо­мического и социального прогресса, будущего благополучия;

- нормативное определение принципов государственной поли­
тики в области образования: гуманистичности, приоритета обще­
человеческих ценностей, свободного развития личности, общедос­тупности и светского характера образования, свободы и плюра­лизма, демократичности, государственно-общественного характера управления, автономности образовательных учреждений;

б) положения о целях, задачах и содержании образования:

- провозглашение целями и задачами образования формиро­вание общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
обществе, удовлетворение потребностей личности в интеллекту­альном, культурном и нравственном развитии, формирование у обучаемых гражданственности, трудолюбия, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии, ува­жения к правам и свободам человека, любви к окружающей при­роде, Родине, семье;

- требование к обеспечению с помощью образования самооп­ределения личности, созданию условии для ее самореализации,

- о единых государственных образовательных стандартах,

- требование, чтобы содержание образования содействовало
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами,
учитывало разнообразие мировоззренческих подходов, способство­вало реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;

- введение элективных курсов и права обучаемых выбирать их;

- предоставление права образовательным учреждениям само­стоятельно определять содержание учебных курсов в соответствии
с государственными образовательными стандартами;

- требование обеспечить с помощью содержания образования
общую и профессиональную культуру общества, адекватную ми­ровому уровню, формировать у обучающихся картину мира, отве­чающую современному уровню знаний;

в) положения по организации образования:

- расширение доступа граждан к получению высшего и по­слевузовского образования, создание условий для равной доступ­ности,

- введение принципа непрерывности и преемственности про­фессионального образования,

- установление ступенчатости высшего и послевузовского об­разования и квалификаций «бакалавр», «магистр» (и дополни­тельно— «дипломированный специалист»);

- установление государственно-общественного характера управления учебным заведением, построение его на сочетании единоначалия и коллегиальности, предоставление права обучаю­щимся участвовать в управлении образовательным учреждением,

- предоставление педагогическим работникам свободы изла­гать предметы по своему усмотрению;

- предоставление обучающимся свободы получать знания со­гласно своим склонностям и потребностям, свободы выбирать формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательные учреждения и направления подго­товки;

- предоставление высшим учебным заведениям права осуще­ствлять платную деятельность, если это не идет в ущерб их основ­ной деятельности, преподавателям - индивидуальную трудовую педагогическую деятельность;

- предоставление образовательным учреждениям права уста­навливать прямые связи с иностранными образовательными учре­ждениями и организациями в целях международного сотрудниче­ства;

- признание эквивалентности документов об образовании, выданных специалистам учебными заведениями иностранных го­сударств;

- требование поддерживать дисциплину в образовательных
учреждениях на основе уважения человеческого достоинства обу­чающихся, воспитанников и педагогов;

- запрещение применять методы физического и психологиче­ского насилия и др.

К сожалению, не всегда работники юридических образова­тельных учреждений внимательно вчитываются в строки имеющих прямое отношение к их деятельности законов и выполняют их. Порой это обнаруживается даже в уставах, концепциях их работы и других важнейших документах, разрабатываемых на местах. Кстати, один из уроков мирового педагогического опыта заключа­ется в том, что реформы могут остаться на бумаге и не принести ожидаемых результатов, если их воплощение в жизнь не сопрово­ждается должной исполнительностью и упорной работой. Стоит обратить на это пристальное внимание, ибо у нас нередко «хочется как лучше, а получается как всегда». При нынешней сложной обстановке в стране и отягощенности нашего сознания устаревшими взглядами и привычками вероятность неудачи осо­бенно велика. Такое положение особенно нетерпимо в юридиче­ских образовательных учреждениях, призванных быть образцами закон оп ослушания.

К числу других обеспечивающих организацию подготовки кадров мер, по мировому опыту, относятся:

а) формирование благоприятного морально-психологического
климата и положительного отношение в обществе, ведомствах к
реформе профессионального образования. Реформа не может быть
успешной, если в ее проведение вовлечены только работники сис­темы профессионального образования, если нет государственной и общественной поддержки ее, нет понимания, что трудности нашего
общества, укрепления законности и правопорядка объясняются во многом устаревшей постановкой образования и необходимо ради­кальное усовершенствование его, признание приоритетности обра­зования как фактора развития общества, правоохранительного ведомства. За рубежом проблему формулируют так: «Нужен на­родный «крестовый поход» на образование на рубеже третьего тысячелетия»;

б) достижение общего понимания того, что решение сложных
проблем укрепления законности, правопорядка и борьбы с пре­ступностью возможно лишь при обязательном общем росте про­фессионализма работающих, при массовой подготовке высоко­квалифицированных кадров, при расширении системы образова­ния, превращении ее в демократическую (общедоступную) и непрерывную. Без этого никаким количественным увеличением численности органов и юристов проблем не решить;

в) создание в педагогическом корпусе, среде педагогических
работников настроя на проведение реформ, на радикальное усо­вершенствование подготовки молодых юристов, устранение психо­логических барьеров на этом пути, скрытого сопротивления. От­ношение к реформе, предусмотренной Федеральными Законами, выражает степень государственности, гражданственности, верного понимания педагогического долга и проявления ответственности за будущее страныкаждым педагогическим коллективом и препода­вателем;

г) для успешности реформ нужен тщательно продуманный план реализации, предполагающий стимулирование, поэтапность, систематичность, последовательность, конкретность мер, их нара­щивание, обеспечение, контроль.

Стимулирование непрерывного образования. Образование должно быть непрерывным, а повышение его уровня сопровож­дать всю жизнь человека. Такова одна из отчетливых мировых тенденций. Образованность, профессионализм работника рассмат­риваются в мире как непременное условие его жизненного успеха и благополучия, а их повышение — как потребность и проявление современной цивилизованной личности. Непрерывность и преемст­венность — принцип иотечественного образования на рубеже XXI века.

В призывах, заявлениях и даже нормативных документах, но этому поводу и раньше и теперь недостатка нет. Но превратить принцип непрерывности в образовании из лозунга в реальность мешает недостаточно высокий престиж образованности и профес­сионализма в общественном сознании. Сталкиваясь с реалиями жизни, люди убеждаются, что не эти достоинства, как правило, определяют успех и благополучие человека. Последнее нередко сопутствует «специалистам» по налаживанию «нужных связей», «закулисным делам», подхалимам, угодникам, людям, престу­пающим закон.

В последние годы наметился некоторый сдвиг интересов мо­лодежи к образованию, но мотивация к повышению его уровня у людей зрелого возраста оставляет желать много лучшего. Мировая практика свидетельствует о том, что тут нужна система стимули­рования, чтобы продолжение образования было выгодно каждому и не приходилось никого принуждать. Если обобщить опыт раз­ных стран и приложить его к системе работы с персоналом право­охранительных органов, то получится такой комплекс мер:

- в штатных расписаниях для каждой должности с высшим
образованием предусмотреть не только специальность по базовому
образованию, но и квалификацию (ступень) его;

- установить нормы зависимости:

а) заработной платы специалиста, руководителя от степени
соответствия его профессиональной квалификации (ступени,
имеющегося диплома), предусмотренной по должности. При пре­вышении имеющейся квалификации требуемой доплачивать над­бавку, при меньшей, чем требуемая, — такое же снижение оклада;

б) сроков присвоения специальных званий: при меньшей ква­лификации, чем требуемая, увеличивать срок присвоения очеред­ного, при большей — сокращать;

в) продвижения по службе — при меньшей, чем требуемая по занимаемой должности, продвижение не производится до устране­ния несоответствия;

- для обучающихся в образовательных учреждениях устано­вить норму зависимости:

а) размера стипендии от успеваемости (текущей, семестровой,
годовой): основную стипендию выплачивать всем, а в зависимости
от успехов предусматривать надбавки;

б) присвоение специального звания при выпуске;

в) права выбора места службы (для МВД, ФСБ) по оконча­нии учебного заведения в зависимости от успешности овладения программой; лучшим предоставлять приоритетное право выбора;

- студентам, слушателям, обучающимся в заочных, вечерних,
экстерных образовательных учреждениях, совмещающим учебу с
практической работой и не имеющим академической задолженно­сти, выплачивать относительно небольшие семестровые (два раза в год) поощрительные денежные премии или прибавлять пять-семь дней к годовому отпуску.

Особая система стимулирования повышения профессиональ­ной квалификации по мировому опыту должна оправдать себя и при начальном профессиональном образовании, которое получает, например, весь рядовой и младший начальствующий состав МВД и ряда других правоохранительных ведомств. Вариантами реше­ния, опирающимися на интегрированные элементы опыта разных стран, могли бы быть:

а) выделение квалификационных ступеней профессионализма
(подготовки) рядовых, сержантов, старшин, прапорщиков;

- первоначальная квалификационная ступень - прохожде­ние первоначальной подготовки с выдачей ведомственного удосто­верения с квалификацией «напарник» (или «ассистент», «III
класс»);

— средняя квалификационная ступень - повышение квали­фикации в различных формах со сдачей квалификационного эк­замена, выдачей ведомственного удостоверения и присвоением квалификации «специалист» («II класс»);

- высшая квалификационная ступень - повышение квали­фикации в разных формах со сдачей квалификационного экзаме­на, выдачей ведомственного удостоверения и присвоением квали­фикации «мастер» («I класс»).

По каждой ступени целесообразно предусмотреть ведомствен­ный профессиональный стандарт;

б) формами повышения квалификации по достижению сред­ней и высшей ступени могут быть: ежегодные 5—7-дневные учеб­ные сборы, профессиональная подготовка по месту работы в особых группах, стажировка (ученичество) под руководством опыт­ных профессионалов, самообразование по программам, соответст­вующим ведомственным профессиональным стандартам, самостоя­тельные тренинги по отработке нормативов, учеба в заочных и вечерних учебных заведениях (даже при учебных центрах), ис­пользование возможностей дистанционного образования и др. Ос­новной акцент по повышению квалификационных ступеней про­фессионализма стоит, видимо, делать на самообразование;

в) в качестве стимулов к повышению квалификационных сту­пеней профессионализма могут выступать: обязательность опреде­ленной квалификации для получения очередного специального или воинского звания, приоритетность в продвижении по службе, денежные надбавки, денежные премии за успешное наставничест­во, внеочередные увольнения, дополнительные дни к отпуску, преимущественное право на улучшение жилплощади и др.;

г) установление нормы ежегодного обязательного подтвержде­ния квалификаций «специалист» и «мастер», а также предостав­ление возможности лицам, подготовившимся к повышению квали­фикации, сдавать экзамены два раза в год.

Дли исключения всяких злоупотреблений и несправедливостей при приеме экзаменов и зачетов за рубежом широко используются письменные ответы на вопросы экзаменационных билетов, компь­ютерные зачеты и экзамены, тестирование практической обученности и развитости.

Важным для стимулирования непрерывного повышения обра­зованности выступает демократизация получения образования, под которой понимается общедоступность получения и повышения образования. Она реализуется, в частности, созданием по всей стране сети мелких учебных заведений, позволяющих без отрыва от работы и места постоянного жительства любому окончить два первых курса вуза (с получением диплома «ассистент»); развити­ем экстерного образования, открывающего возможность учиться в удобном темпе. Особая новация развитие системы «дистан­ционного образования», позволяющей всем желающим повысить свой образовательный уровень по месту постоянного жительства и работы (которые людям в зрелом возрасте бывает трудно оставить надолго из-за работы, семьи, квартиры). Первоначально оно обес­печивалось:

- предоставлением обучающимся в достаточном количестве учебников, учебных пособий, конспектов, тезисов и др. печатных материалов;

- широким использованием учебных видеоматериалов;

- возможностями получения консультаций с помощью обыч­ных и сотовых телефонов;

- пересылкой изучаемых материалов по компьютерным теле­коммуникациям,

- трансляцией учебных программ по национальному и ре­гиональному телевидению и радио,

- использованием кабельного телевидения,

- проведением занятий с использованием компьютерных те­лекоммуникаций,

- односторонними видеотрансляциями учебной информации с обратной связью по телефону,

- двусторонними видеоконференциями и занятиями и др.

В развитом виде дистанционное образование базируется на компьютерных и телевизионных (в том числе спутниковых) сетях и программах, охватывающих учебное заведение, город, регион и всю страну. Появление и развитие Интернета, электронной почты открывают практически неограниченные возможности для разви­тия дистанционного образования.

Заслуживает должной оценки резко усилившаяся за рубежом с конца 80-х годов работа по улучшению подготовки преподава­телей и других ответственных категорий работников образова­тельных учреждений. Взят курс на применение и к ним принципа непрерывного образования. Послевузовская подготовка препода­вателей высшей школы рассматривается за рубежом и как важнейший путь повышения научного и образовательного потенциа­ла страны и отдельного ведомства.

Лица с дипломом о высшем образовании и степенью «бакалавр* теперь считаются не отвечающими требованиям рабо­ты в вузе и в системе повышения квалификации. Для занятия должности преподавателя необходимо иметь, по меньшей мере, степень магистра, а для должности старшего преподавателя и выше — степень доктора. Поэтому резко возросло (за последние 10 лет — в 5 —10 раз) число преподавателей, получающих подго­товку на последипломном уровне (магистров и докторов наук) со специализацией «образование и педагогика (методы обучения)». В соотношении научной и собственно педагогической подготовки преподавателей крен стал делаться на последнюю. Диссертации очень часто защищаются по педагогике (магистр педагогики, док­тор педагогики). Исключение делается для некоторых университе­тов, занимающих приоритетное место и международное признание в науке.

Преподаватель высшей школы рассматривается не как узкий функционер-специалист, но и как личность, способная готовить для общества достойное молодое поколение. Считается, что чем выше развита личность преподавателя, тем больше он стремится к преумножению своего потенциала и успехов в подготовке студен­тов. В последипломном педагогическом образовании уделяется, поэтому повышенное внимание к развитию личности будущих и проходящих повышение квалификации преподавателей.

В высокоразвитых странах (США, Япония и др.) практически вся серьезная наука сконцентрирована в вузах. Научные органи­зации включаются в качестве структурных подразделений в состав университетов и академий. При этом исчезают сами собой пробле­мы разобщенности академической и отраслевой науки, оператив­ного включения достижений науки в учебный процесс и академи­ческой науки — в практику, подключения возможностей научного потенциала вузов (большинство специалистов с высшими степеня­ми образованности и научной подготовленности сконцентрировано в них, а не в изолированных научных организациях) к решению прикладных программ. Преподаватели периодически организован­но отключаются от преподавания для проведения важных науч­ных исследований, а научные работники имеют возможность бы­стро довести до студентов результаты своих новейших изысканий. Это способствует профессиональному росту тех и других, повы­шению качества преподавания и исследований. Кроме того, объе­динение учебных и научных подразделений под одной крышей выгодно и экономически - нет необходимости создавать удвоен­ное число учебных и научных баз, административных и хозяйст­венных аппаратов, транспортных парков и др. Видимо, двух мне­ний о поучительности этого опыта быть не может.

Помимо обучения и научных исследований, у преподавателей имеется функция «обслуживания общества». В США, например, преподаватели обязаны обслуживать потребности штата, на терри­тории которого расположен вуз. Обслуживание включает, помимо обучения отдельных категорий жителей, организацию вспомога­тельных служб, проведение прикладных исследований в интересах штата, создание «юридических клиника, проведение консультаци­онной деятельности для населения штата и т.п.

Постоянное внимание уделяется повышению престижа препо­давательской деятельности, ее мотивирования. К распространен­ным мерам относятся:

- учреждение президентских (министерских) наград для лучших преподавателей и руководителей образовательных учреж­дений;

- создание специальных академий для педагогов и админист­ративных работников образовательных учреждений (в США, на­пример, взят курс на создание их в каждом штате);

- усиление дифференцированной оплаты преподавателей с разным уровнем образованности и успехами в работе;

- стимулирование творческих поисков преподавателей-новаторов;

- борьба с бюрократизмом, администрированием и автори­тарным стилем в управлении образовательным учреждением и его структурами.

Хотя и у нас в подготовке научно-педагогических кадров име­ется немало хорошего, даже передового, превышающего мировой уровень, изложенное представляет практический интерес.

Заслуживает размышлений, оценки и выводов зарубежный опыт первоначальной подготовки полицейских. Он складывается из теоретического и практического курсов и, как правило, сочетает стационарные формы обучения с обучением без отрыва от рабо­ты[201]. В Великобритании первоначальная подготовка полицейских проводится в течение двухгодичного испытательного срока, но с первых дней она 10—16 недель, за которыми следует практика. В Германии эта подготовка ведется 2,5 года и тоже состоит из двух циклов; первый - основное обучение, второй — практика в под­разделениях полиции готовности, по окончании ее - экзамены, только после которых молодой сотрудник зачисляется в конкрет­ное территориальное подразделение полиции. Во Франции перво­начальная подготовка комиссаров полиции занимает два года, ин­спекторов полиции - 16 месяцев, рядового состава — 9 месяцев (5 месяцев обучение и 4 месяца стажировка). В содержание подго­товки, например, инспекторов входят дисциплины гуманитарно-образовательного цикла - 10,2 % учебного времени, общие юри­дические дисциплины — 22,7 %, организационно-правовые основы деятельности инспектора — 37,5 %, средства специальной техники — 12,2 %, физическая подготовка -17,2 %. В Швеции первоначальная подготовка полицейских на первом этапе ведется стацио­нарно в полицейской школе и длится 41 неделю, на втором -
стажировка в полицейском органе, где каждому предстоит слу­жить. Все это значительно дольше, чем у нас[202].

Что же касается содержания подготовки полицейских кадров, то она отличается крайним прагматизмом и сводится к отработке профессиональных действий. Порой содержание строится как формирование некоторого числа заранее определенных профес­сиональных умений, в число которых входят и социальные, ин­теллектуальные умения. Например, в Англии у курсантов учебных заведений полиции формируются: умения сосредоточить внимание, сопереживать и оказывать помощь гражданам, умения осознавать потребности граждан, умения управлять конфликтами, умения принимать решения, групповые умения, умения межличностного взаимодействия, познавательные умения, правоохранительные умения, физические умения, умения осуществлять самооценки, графические (письменные) умения. Методика имеет положитель­ные моменты, заслуживающие учета при практической подготовке наших сотрудников. В ней преобладают ролевые и имитационные игры, анализ и проигрывание ситуаций, видеотренинги, тренинги с использованием при разборе выполненных в процессе их прове­дения видеозаписей, опыт межличностного общения, эксперимен­тальные учебные упражнения, самообучение и самоконтроль, письменные прогрессивные тесты и др[203]. Значительно лучше, чем у нас, поставлено дело с обеспечением обучения (учебные модули, тренажеры, полигоны, ученая литература и пр.).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ, УПРАЖНЕНИЙ И РАЗМЫШЛЕНИЙ

1. Почему сравнительно-юридическая педагогика называется
сравнительной? Какова ее необходимость в современных условиях
и задачи?

2. Как надо относиться к зарубежному опыту, его оценке и
использованию в деятельности наших правоохранительных орга­нах и их сотрудников? Какими методологическими положениями и почему необходимо руководствоваться при этом?

3. Хорошо ли вы знаете положения Федеральных законов по
вопросам образования, воплощающих наиболее ценное из зару­бежного опыта? Попытайтесь вспомнить эти положения. Проверь­те полноту и правильность их запоминания по тексту вначале па­раграфа 9.5.

4. Выделите то, что вам нравится в каждой из трех основных
мировых педагогических школ и обоснуйте почему, А теперь -
что вам не нравится и почему? Какая из школ в ваших оценках в
итоге выглядит предпочтительной для юридического образования
и профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных
органов, какие ее идеи заслуживают использования у нас?

5. Распространено мнение, что гуманизм является наиболее
современным международным идеологическим течением, призван­ным стать основой мировоззрения людей цивилизованного общест­ва. Припомните основные идеи его. Должны ли и могут ли они
стать основой мировоззрения современного юриста, сотрудника
правоохранительных органов? Какими педагогическими мерами
можно способствовать их усвоению, внутреннему принятию и реа­лизации студентами юридического вуза и сотрудниками правоох­ранительного органа?

6. Согласны ли Вы с тем, что третья модель деятельности правоохранительных органов модель, «служения общественности» («социального обслуживания»), в большей степени отвечает сущ­ности и духу основ правового государства, чем реализуемые у нас сейчас? Если – «да», то что надо изменить и усовершенствовать в психологии, профессиональном мастерстве и педагогической куль­туре массы нынешних сотрудников правоохранительных органов? Какие виды их подготовки надо усилить или ввести новые? Соот­ветствует ли ваша личная психология и подготовка этой перспек­тивной необходимости?

7. Как вам нравится опыт проведения в системе юридического образования и с персоналом оригинальных видов подготовки: гу­манитарной, демократической, к труду, К жизни и деятельности в условиях рыночной экономики? Можно ли сказать, что у нас с этим дело обстоит не хуже? Что, например, стоило бы изменить в образовательном учреждении или в правоохранительном органе с учетом зарубежного опыта этих подготовок?

8. Как реализуется за рубежом принцип непрерывности обра­зования? У нас он тоже провозглашен. Но какие меры надо при­нять, чтобы каждый юрист хотел бы и занимался непрерывно по­вышением своего профессионализма? Что для этого можно ис­пользовать из зарубежного опыта?

* * *

Рассмотренные основы юридической педагогики свидетельст­вуют о ее реальной значимости для укрепления законности и пра­вопорядка, возросшей в период борьбы за создание в России, ци­вилизованного, демократического, правового общества и его кри­минализации на современном этапе. В обществе, к которому мы стремимся идти, ушли и к которому мы стремимся идти, которое должно быть основано на законе, резко возрастает значимость и юридической педагогики. Однако, заложенные в ней возможности дадут полный эффект, когда воплотятся в реальность, в педагоги­чески грамотные и эффективные действия каждого руководителя, сотрудника, юриста на своем посту, рабочем месте, при решении профессиональных задач. Надежное овладение положениями юридической педагогики — важный шаг на пути к этому.

Наши рекомендации