Использование мирового опыта в работе с персоналом
Вопросы организации. У нас уже есть законы и подзаконные акты, которые превращают пожелания в изучении и использовании уроков мирового педагогического опыта в обязанностькаждого работника правовой системы. Сформулирован принцип интеграции российского образования и деятельности ряда правоохранительных органов в соответствующие мировые системы.
Мы находимся только в начале такой работы. Но чтобы она действительно принесла положительные результаты на местах, понимание ее значения должно быть глубоким и действительно всеобщим. Сейчас созданы и продолжают увеличиваться благоприятные условия для реализации этих возможностей: расширяются прямые связи с правоохранительными органами и образовательными учреждениями других стран, начата исследовательская работа по сравнительно-юридической педагогике, поощряется проведение совместных сравнительно-педагогических исследований создаются банки данных о зарубежном опыте и др. Нужно не только разнообразие мероприятий и большая по объему работа но, главное, качественная, методологически и теоретически выверенная, имеющая свои критерии научности и профессионализма.
Уже сейчас реализация результатов сравнительно-педагогической работы в области образования не только возможна и обязательна точным выполнением новых Федеральных Законов Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года. Они носят реформаторский характер и, как уже отмечалось, учитывают во многих своих положениях уроки мирового педагогического опыта. К ним, например, относятся:
а) общие положения:
- определение сферы образования в качестве приоритетной
в жизни общества, как одного из важнейших факторов его экономического и социального прогресса, будущего благополучия;
- нормативное определение принципов государственной поли
тики в области образования: гуманистичности, приоритета обще
человеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступности и светского характера образования, свободы и плюрализма, демократичности, государственно-общественного характера управления, автономности образовательных учреждений;
б) положения о целях, задачах и содержании образования:
- провозглашение целями и задачами образования формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
обществе, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, формирование у обучаемых гражданственности, трудолюбия, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- требование к обеспечению с помощью образования самоопределения личности, созданию условии для ее самореализации,
- о единых государственных образовательных стандартах,
- требование, чтобы содержание образования содействовало
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами,
учитывало разнообразие мировоззренческих подходов, способствовало реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;
- введение элективных курсов и права обучаемых выбирать их;
- предоставление права образовательным учреждениям самостоятельно определять содержание учебных курсов в соответствии
с государственными образовательными стандартами;
- требование обеспечить с помощью содержания образования
общую и профессиональную культуру общества, адекватную мировому уровню, формировать у обучающихся картину мира, отвечающую современному уровню знаний;
в) положения по организации образования:
- расширение доступа граждан к получению высшего и послевузовского образования, создание условий для равной доступности,
- введение принципа непрерывности и преемственности профессионального образования,
- установление ступенчатости высшего и послевузовского образования и квалификаций «бакалавр», «магистр» (и дополнительно— «дипломированный специалист»);
- установление государственно-общественного характера управления учебным заведением, построение его на сочетании единоначалия и коллегиальности, предоставление права обучающимся участвовать в управлении образовательным учреждением,
- предоставление педагогическим работникам свободы излагать предметы по своему усмотрению;
- предоставление обучающимся свободы получать знания согласно своим склонностям и потребностям, свободы выбирать формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательные учреждения и направления подготовки;
- предоставление высшим учебным заведениям права осуществлять платную деятельность, если это не идет в ущерб их основной деятельности, преподавателям - индивидуальную трудовую педагогическую деятельность;
- предоставление образовательным учреждениям права устанавливать прямые связи с иностранными образовательными учреждениями и организациями в целях международного сотрудничества;
- признание эквивалентности документов об образовании, выданных специалистам учебными заведениями иностранных государств;
- требование поддерживать дисциплину в образовательных
учреждениях на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников и педагогов;
- запрещение применять методы физического и психологического насилия и др.
К сожалению, не всегда работники юридических образовательных учреждений внимательно вчитываются в строки имеющих прямое отношение к их деятельности законов и выполняют их. Порой это обнаруживается даже в уставах, концепциях их работы и других важнейших документах, разрабатываемых на местах. Кстати, один из уроков мирового педагогического опыта заключается в том, что реформы могут остаться на бумаге и не принести ожидаемых результатов, если их воплощение в жизнь не сопровождается должной исполнительностью и упорной работой. Стоит обратить на это пристальное внимание, ибо у нас нередко «хочется как лучше, а получается как всегда». При нынешней сложной обстановке в стране и отягощенности нашего сознания устаревшими взглядами и привычками вероятность неудачи особенно велика. Такое положение особенно нетерпимо в юридических образовательных учреждениях, призванных быть образцами закон оп ослушания.
К числу других обеспечивающих организацию подготовки кадров мер, по мировому опыту, относятся:
а) формирование благоприятного морально-психологического
климата и положительного отношение в обществе, ведомствах к
реформе профессионального образования. Реформа не может быть
успешной, если в ее проведение вовлечены только работники системы профессионального образования, если нет государственной и общественной поддержки ее, нет понимания, что трудности нашего
общества, укрепления законности и правопорядка объясняются во многом устаревшей постановкой образования и необходимо радикальное усовершенствование его, признание приоритетности образования как фактора развития общества, правоохранительного ведомства. За рубежом проблему формулируют так: «Нужен народный «крестовый поход» на образование на рубеже третьего тысячелетия»;
б) достижение общего понимания того, что решение сложных
проблем укрепления законности, правопорядка и борьбы с преступностью возможно лишь при обязательном общем росте профессионализма работающих, при массовой подготовке высококвалифицированных кадров, при расширении системы образования, превращении ее в демократическую (общедоступную) и непрерывную. Без этого никаким количественным увеличением численности органов и юристов проблем не решить;
в) создание в педагогическом корпусе, среде педагогических
работников настроя на проведение реформ, на радикальное усовершенствование подготовки молодых юристов, устранение психологических барьеров на этом пути, скрытого сопротивления. Отношение к реформе, предусмотренной Федеральными Законами, выражает степень государственности, гражданственности, верного понимания педагогического долга и проявления ответственности за будущее страныкаждым педагогическим коллективом и преподавателем;
г) для успешности реформ нужен тщательно продуманный план реализации, предполагающий стимулирование, поэтапность, систематичность, последовательность, конкретность мер, их наращивание, обеспечение, контроль.
Стимулирование непрерывного образования. Образование должно быть непрерывным, а повышение его уровня сопровождать всю жизнь человека. Такова одна из отчетливых мировых тенденций. Образованность, профессионализм работника рассматриваются в мире как непременное условие его жизненного успеха и благополучия, а их повышение — как потребность и проявление современной цивилизованной личности. Непрерывность и преемственность — принцип иотечественного образования на рубеже XXI века.
В призывах, заявлениях и даже нормативных документах, но этому поводу и раньше и теперь недостатка нет. Но превратить принцип непрерывности в образовании из лозунга в реальность мешает недостаточно высокий престиж образованности и профессионализма в общественном сознании. Сталкиваясь с реалиями жизни, люди убеждаются, что не эти достоинства, как правило, определяют успех и благополучие человека. Последнее нередко сопутствует «специалистам» по налаживанию «нужных связей», «закулисным делам», подхалимам, угодникам, людям, преступающим закон.
В последние годы наметился некоторый сдвиг интересов молодежи к образованию, но мотивация к повышению его уровня у людей зрелого возраста оставляет желать много лучшего. Мировая практика свидетельствует о том, что тут нужна система стимулирования, чтобы продолжение образования было выгодно каждому и не приходилось никого принуждать. Если обобщить опыт разных стран и приложить его к системе работы с персоналом правоохранительных органов, то получится такой комплекс мер:
- в штатных расписаниях для каждой должности с высшим
образованием предусмотреть не только специальность по базовому
образованию, но и квалификацию (ступень) его;
- установить нормы зависимости:
а) заработной платы специалиста, руководителя от степени
соответствия его профессиональной квалификации (ступени,
имеющегося диплома), предусмотренной по должности. При превышении имеющейся квалификации требуемой доплачивать надбавку, при меньшей, чем требуемая, — такое же снижение оклада;
б) сроков присвоения специальных званий: при меньшей квалификации, чем требуемая, увеличивать срок присвоения очередного, при большей — сокращать;
в) продвижения по службе — при меньшей, чем требуемая по занимаемой должности, продвижение не производится до устранения несоответствия;
- для обучающихся в образовательных учреждениях установить норму зависимости:
а) размера стипендии от успеваемости (текущей, семестровой,
годовой): основную стипендию выплачивать всем, а в зависимости
от успехов предусматривать надбавки;
б) присвоение специального звания при выпуске;
в) права выбора места службы (для МВД, ФСБ) по окончании учебного заведения в зависимости от успешности овладения программой; лучшим предоставлять приоритетное право выбора;
- студентам, слушателям, обучающимся в заочных, вечерних,
экстерных образовательных учреждениях, совмещающим учебу с
практической работой и не имеющим академической задолженности, выплачивать относительно небольшие семестровые (два раза в год) поощрительные денежные премии или прибавлять пять-семь дней к годовому отпуску.
Особая система стимулирования повышения профессиональной квалификации по мировому опыту должна оправдать себя и при начальном профессиональном образовании, которое получает, например, весь рядовой и младший начальствующий состав МВД и ряда других правоохранительных ведомств. Вариантами решения, опирающимися на интегрированные элементы опыта разных стран, могли бы быть:
а) выделение квалификационных ступеней профессионализма
(подготовки) рядовых, сержантов, старшин, прапорщиков;
- первоначальная квалификационная ступень - прохождение первоначальной подготовки с выдачей ведомственного удостоверения с квалификацией «напарник» (или «ассистент», «III
класс»);
— средняя квалификационная ступень - повышение квалификации в различных формах со сдачей квалификационного экзамена, выдачей ведомственного удостоверения и присвоением квалификации «специалист» («II класс»);
- высшая квалификационная ступень - повышение квалификации в разных формах со сдачей квалификационного экзамена, выдачей ведомственного удостоверения и присвоением квалификации «мастер» («I класс»).
По каждой ступени целесообразно предусмотреть ведомственный профессиональный стандарт;
б) формами повышения квалификации по достижению средней и высшей ступени могут быть: ежегодные 5—7-дневные учебные сборы, профессиональная подготовка по месту работы в особых группах, стажировка (ученичество) под руководством опытных профессионалов, самообразование по программам, соответствующим ведомственным профессиональным стандартам, самостоятельные тренинги по отработке нормативов, учеба в заочных и вечерних учебных заведениях (даже при учебных центрах), использование возможностей дистанционного образования и др. Основной акцент по повышению квалификационных ступеней профессионализма стоит, видимо, делать на самообразование;
в) в качестве стимулов к повышению квалификационных ступеней профессионализма могут выступать: обязательность определенной квалификации для получения очередного специального или воинского звания, приоритетность в продвижении по службе, денежные надбавки, денежные премии за успешное наставничество, внеочередные увольнения, дополнительные дни к отпуску, преимущественное право на улучшение жилплощади и др.;
г) установление нормы ежегодного обязательного подтверждения квалификаций «специалист» и «мастер», а также предоставление возможности лицам, подготовившимся к повышению квалификации, сдавать экзамены два раза в год.
Дли исключения всяких злоупотреблений и несправедливостей при приеме экзаменов и зачетов за рубежом широко используются письменные ответы на вопросы экзаменационных билетов, компьютерные зачеты и экзамены, тестирование практической обученности и развитости.
Важным для стимулирования непрерывного повышения образованности выступает демократизация получения образования, под которой понимается общедоступность получения и повышения образования. Она реализуется, в частности, созданием по всей стране сети мелких учебных заведений, позволяющих без отрыва от работы и места постоянного жительства любому окончить два первых курса вуза (с получением диплома «ассистент»); развитием экстерного образования, открывающего возможность учиться в удобном темпе. Особая новация развитие системы «дистанционного образования», позволяющей всем желающим повысить свой образовательный уровень по месту постоянного жительства и работы (которые людям в зрелом возрасте бывает трудно оставить надолго из-за работы, семьи, квартиры). Первоначально оно обеспечивалось:
- предоставлением обучающимся в достаточном количестве учебников, учебных пособий, конспектов, тезисов и др. печатных материалов;
- широким использованием учебных видеоматериалов;
- возможностями получения консультаций с помощью обычных и сотовых телефонов;
- пересылкой изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям,
- трансляцией учебных программ по национальному и региональному телевидению и радио,
- использованием кабельного телевидения,
- проведением занятий с использованием компьютерных телекоммуникаций,
- односторонними видеотрансляциями учебной информации с обратной связью по телефону,
- двусторонними видеоконференциями и занятиями и др.
В развитом виде дистанционное образование базируется на компьютерных и телевизионных (в том числе спутниковых) сетях и программах, охватывающих учебное заведение, город, регион и всю страну. Появление и развитие Интернета, электронной почты открывают практически неограниченные возможности для развития дистанционного образования.
Заслуживает должной оценки резко усилившаяся за рубежом с конца 80-х годов работа по улучшению подготовки преподавателей и других ответственных категорий работников образовательных учреждений. Взят курс на применение и к ним принципа непрерывного образования. Послевузовская подготовка преподавателей высшей школы рассматривается за рубежом и как важнейший путь повышения научного и образовательного потенциала страны и отдельного ведомства.
Лица с дипломом о высшем образовании и степенью «бакалавр* теперь считаются не отвечающими требованиям работы в вузе и в системе повышения квалификации. Для занятия должности преподавателя необходимо иметь, по меньшей мере, степень магистра, а для должности старшего преподавателя и выше — степень доктора. Поэтому резко возросло (за последние 10 лет — в 5 —10 раз) число преподавателей, получающих подготовку на последипломном уровне (магистров и докторов наук) со специализацией «образование и педагогика (методы обучения)». В соотношении научной и собственно педагогической подготовки преподавателей крен стал делаться на последнюю. Диссертации очень часто защищаются по педагогике (магистр педагогики, доктор педагогики). Исключение делается для некоторых университетов, занимающих приоритетное место и международное признание в науке.
Преподаватель высшей школы рассматривается не как узкий функционер-специалист, но и как личность, способная готовить для общества достойное молодое поколение. Считается, что чем выше развита личность преподавателя, тем больше он стремится к преумножению своего потенциала и успехов в подготовке студентов. В последипломном педагогическом образовании уделяется, поэтому повышенное внимание к развитию личности будущих и проходящих повышение квалификации преподавателей.
В высокоразвитых странах (США, Япония и др.) практически вся серьезная наука сконцентрирована в вузах. Научные организации включаются в качестве структурных подразделений в состав университетов и академий. При этом исчезают сами собой проблемы разобщенности академической и отраслевой науки, оперативного включения достижений науки в учебный процесс и академической науки — в практику, подключения возможностей научного потенциала вузов (большинство специалистов с высшими степенями образованности и научной подготовленности сконцентрировано в них, а не в изолированных научных организациях) к решению прикладных программ. Преподаватели периодически организованно отключаются от преподавания для проведения важных научных исследований, а научные работники имеют возможность быстро довести до студентов результаты своих новейших изысканий. Это способствует профессиональному росту тех и других, повышению качества преподавания и исследований. Кроме того, объединение учебных и научных подразделений под одной крышей выгодно и экономически - нет необходимости создавать удвоенное число учебных и научных баз, административных и хозяйственных аппаратов, транспортных парков и др. Видимо, двух мнений о поучительности этого опыта быть не может.
Помимо обучения и научных исследований, у преподавателей имеется функция «обслуживания общества». В США, например, преподаватели обязаны обслуживать потребности штата, на территории которого расположен вуз. Обслуживание включает, помимо обучения отдельных категорий жителей, организацию вспомогательных служб, проведение прикладных исследований в интересах штата, создание «юридических клиника, проведение консультационной деятельности для населения штата и т.п.
Постоянное внимание уделяется повышению престижа преподавательской деятельности, ее мотивирования. К распространенным мерам относятся:
- учреждение президентских (министерских) наград для лучших преподавателей и руководителей образовательных учреждений;
- создание специальных академий для педагогов и административных работников образовательных учреждений (в США, например, взят курс на создание их в каждом штате);
- усиление дифференцированной оплаты преподавателей с разным уровнем образованности и успехами в работе;
- стимулирование творческих поисков преподавателей-новаторов;
- борьба с бюрократизмом, администрированием и авторитарным стилем в управлении образовательным учреждением и его структурами.
Хотя и у нас в подготовке научно-педагогических кадров имеется немало хорошего, даже передового, превышающего мировой уровень, изложенное представляет практический интерес.
Заслуживает размышлений, оценки и выводов зарубежный опыт первоначальной подготовки полицейских. Он складывается из теоретического и практического курсов и, как правило, сочетает стационарные формы обучения с обучением без отрыва от работы[201]. В Великобритании первоначальная подготовка полицейских проводится в течение двухгодичного испытательного срока, но с первых дней она 10—16 недель, за которыми следует практика. В Германии эта подготовка ведется 2,5 года и тоже состоит из двух циклов; первый - основное обучение, второй — практика в подразделениях полиции готовности, по окончании ее - экзамены, только после которых молодой сотрудник зачисляется в конкретное территориальное подразделение полиции. Во Франции первоначальная подготовка комиссаров полиции занимает два года, инспекторов полиции - 16 месяцев, рядового состава — 9 месяцев (5 месяцев обучение и 4 месяца стажировка). В содержание подготовки, например, инспекторов входят дисциплины гуманитарно-образовательного цикла - 10,2 % учебного времени, общие юридические дисциплины — 22,7 %, организационно-правовые основы деятельности инспектора — 37,5 %, средства специальной техники — 12,2 %, физическая подготовка -17,2 %. В Швеции первоначальная подготовка полицейских на первом этапе ведется стационарно в полицейской школе и длится 41 неделю, на втором -
стажировка в полицейском органе, где каждому предстоит служить. Все это значительно дольше, чем у нас[202].
Что же касается содержания подготовки полицейских кадров, то она отличается крайним прагматизмом и сводится к отработке профессиональных действий. Порой содержание строится как формирование некоторого числа заранее определенных профессиональных умений, в число которых входят и социальные, интеллектуальные умения. Например, в Англии у курсантов учебных заведений полиции формируются: умения сосредоточить внимание, сопереживать и оказывать помощь гражданам, умения осознавать потребности граждан, умения управлять конфликтами, умения принимать решения, групповые умения, умения межличностного взаимодействия, познавательные умения, правоохранительные умения, физические умения, умения осуществлять самооценки, графические (письменные) умения. Методика имеет положительные моменты, заслуживающие учета при практической подготовке наших сотрудников. В ней преобладают ролевые и имитационные игры, анализ и проигрывание ситуаций, видеотренинги, тренинги с использованием при разборе выполненных в процессе их проведения видеозаписей, опыт межличностного общения, экспериментальные учебные упражнения, самообучение и самоконтроль, письменные прогрессивные тесты и др[203]. Значительно лучше, чем у нас, поставлено дело с обеспечением обучения (учебные модули, тренажеры, полигоны, ученая литература и пр.).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ, УПРАЖНЕНИЙ И РАЗМЫШЛЕНИЙ
1. Почему сравнительно-юридическая педагогика называется
сравнительной? Какова ее необходимость в современных условиях
и задачи?
2. Как надо относиться к зарубежному опыту, его оценке и
использованию в деятельности наших правоохранительных органах и их сотрудников? Какими методологическими положениями и почему необходимо руководствоваться при этом?
3. Хорошо ли вы знаете положения Федеральных законов по
вопросам образования, воплощающих наиболее ценное из зарубежного опыта? Попытайтесь вспомнить эти положения. Проверьте полноту и правильность их запоминания по тексту вначале параграфа 9.5.
4. Выделите то, что вам нравится в каждой из трех основных
мировых педагогических школ и обоснуйте почему, А теперь -
что вам не нравится и почему? Какая из школ в ваших оценках в
итоге выглядит предпочтительной для юридического образования
и профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных
органов, какие ее идеи заслуживают использования у нас?
5. Распространено мнение, что гуманизм является наиболее
современным международным идеологическим течением, призванным стать основой мировоззрения людей цивилизованного общества. Припомните основные идеи его. Должны ли и могут ли они
стать основой мировоззрения современного юриста, сотрудника
правоохранительных органов? Какими педагогическими мерами
можно способствовать их усвоению, внутреннему принятию и реализации студентами юридического вуза и сотрудниками правоохранительного органа?
6. Согласны ли Вы с тем, что третья модель деятельности правоохранительных органов модель, «служения общественности» («социального обслуживания»), в большей степени отвечает сущности и духу основ правового государства, чем реализуемые у нас сейчас? Если – «да», то что надо изменить и усовершенствовать в психологии, профессиональном мастерстве и педагогической культуре массы нынешних сотрудников правоохранительных органов? Какие виды их подготовки надо усилить или ввести новые? Соответствует ли ваша личная психология и подготовка этой перспективной необходимости?
7. Как вам нравится опыт проведения в системе юридического образования и с персоналом оригинальных видов подготовки: гуманитарной, демократической, к труду, К жизни и деятельности в условиях рыночной экономики? Можно ли сказать, что у нас с этим дело обстоит не хуже? Что, например, стоило бы изменить в образовательном учреждении или в правоохранительном органе с учетом зарубежного опыта этих подготовок?
8. Как реализуется за рубежом принцип непрерывности образования? У нас он тоже провозглашен. Но какие меры надо принять, чтобы каждый юрист хотел бы и занимался непрерывно повышением своего профессионализма? Что для этого можно использовать из зарубежного опыта?
* * *
Рассмотренные основы юридической педагогики свидетельствуют о ее реальной значимости для укрепления законности и правопорядка, возросшей в период борьбы за создание в России, цивилизованного, демократического, правового общества и его криминализации на современном этапе. В обществе, к которому мы стремимся идти, ушли и к которому мы стремимся идти, которое должно быть основано на законе, резко возрастает значимость и юридической педагогики. Однако, заложенные в ней возможности дадут полный эффект, когда воплотятся в реальность, в педагогически грамотные и эффективные действия каждого руководителя, сотрудника, юриста на своем посту, рабочем месте, при решении профессиональных задач. Надежное овладение положениями юридической педагогики — важный шаг на пути к этому.