Поддержание служебно-боевой натренированности

Суть и значение профессиональной натренированности.По опыту многих видов деятельности широко известен факт отрица­тельного влияния перерывов на состояние и проявление мастерст­ва его обладателей. Действия, казалось бы, очень хорошо и даже отлично подготовленных специалистов становятся не такими быст­рыми, менее точными; чуть расстраивается координация движе­ний, ощущается некоторая неуверенность, возникает повышенное напряжение и необходимость сознательного контроля за техникой работы, а значит, ослабление внимания к обстановке и точному учету ее особенностей и изменений; появляются и увеличиваются неточности, ухудшается результативность и др. Общеизвестно, что спортсмен не может весь год показывать рекордные для себя ре­зультаты. Он готов к ним, когда находится в «пике формы», т.е. периоде максимальной натренированности. «Снижение выучки» обнаруживается у стрелков, водителей, наводчиков орудий, ради­стов, наблюдателей и др. специалистов, где нужна тонкая, хорошо отлаженная и четкая работа. Снижение натренированности происходит и в групповом мастерстве экипажей, отрядов, подразделений. Особенно нетерпимы они у тех, чьи действия происходят за­частую в опасных для себя и жизни граждан условиях. Очевидно, что все эти проявления имеют место и у личного состава правоох­ранительных органов и от них нужно избавляться, не допускать.

Профессиональная натренированность - сохранность достигнутого данным специалистом, военнослужащим, группой уровня профессионального мастерства, обеспечивающего возможность каждодневного наилучшего проявления навыков, умений и достижения максимально возможных профессиональных результатов.

Поддержание профессиональной натренированности одна из важнейших задач профессиональной подготовки персонала правоохранительных органов, одно из обязательных условий успешных действий его каждый день, в любой обстановке.

Возможные ухудшения в профессиональном мастерстве при отсутствии педагогических мер по поддержанию натренирован­ности. Необходимость поддержания профессиональной натрени­рованности зачастую недооценивается в массовой практике. Рас­пространены некорректные представления типа: поскольку спе­циалиста учили в учебном центре или образовательном учреждении, то он всегда, и через год и через несколько лет, дол­жен действовать как надо; раз он на практической работе и каж­дый день решает профессиональные задачи, то и мастерство у не­го все время на уровне.

Неоспоримо доказано, что специалист, воин, достигший опре­деленного уровня профессионального мастерства, не вправе успо­каиваться на достигнутом (как и его начальник). Стоит прекра­тить или ослабить занятия и тренировки, и его навыки, умения, знания пойдут на спад (рис. 9а). По данным имеющихся исследо­ваний, ухудшения в действиях обнаруживаются при перерывах уже в 7—15 дней. Сложные навыки, «тонкости» профессиональ­ной работы подвержены более быстрому и энергичному ухудше­нию, чем простые, элементарные. Сложные умения ранимее, чем навыки. Недостаточно сформированные навыки и умения менее устойчивы к перерывам в занятиях. К сожалению, широких исследований допустимых перерывов в выполнении действий по отдельным компонентам профессионального мастерства юриста пока не проводилось.

Повседневное решение разных профессиональных задач, бес­спорно, поддерживает натренированность навыков и умений со­трудника, но не всех, а только тех, которые часто используются. Анализ показывает, что число таких навыков и умений не превышает 50% от всех сформировавшихся и нужных профессионалу причем нередко в числе оставшихся, не тренируемых вовсе или тренируемых редко, многие важнейшие, например, нужные для действий в экстремальных условиях. Если сотрудники, бойцы специальных групп (например, СПЕЦНАЗ, ОМОН, СОБР, ОСН) встречаются с такими условиями повседневно, то, скажем, конкретный участковый инспектор милиции может годами не попадать в ситуацию действий против вооруженного правонарушителя. Когда же это ему придется делать, то, скорее всего, окажет­ся, что он растерял нужные для этого навыки, пропал их автома­тизм, уверенность выполнения, какие-то операции вообще забыты и следствия этого могут быть трагичными.

Если тренировочные занятия проводятся редко и в неполном объеме, профессиональный спад натренированности превращается в резкие колебания ее (рис. 9б).

Педагогические основы поддержания натренированности. В системе профессиональной подготовки персонала правоохрани­тельных органов должен существовать раздел, система специаль­ных ритмичных, планомерных и эффективных тренировочных занятий (тренингов), преследующих цель поддержания профес­сиональной натренированности и обеспечивающих это (рис. 9в). Система строится с учетом того, с кем, какие навыки и иные ком­поненты мастерства надо поддерживать на высоте, в какие сроки, с каким интервалом проводить тренинги.

Можно рассматривать занятия по другим разделам профес­сиональной подготовки как поддерживающие натренированность, но по каждому занятию надо точно установить, какие компоненты тренировались, с какой успешностью, у всех ли членов учебной группы.

Чтобы решить задачу на 100% (а это надо сделать, когда речь идет о готовности конкретных специалистов в любой момент, при любой неожиданности проявить полноценно свое мастерство), не­обходимо проверять, поддерживать, закреплять и усовершенство­вать каждый профессиональный навык, умение, имеющий жиз­ненно и профессионально важное значение. Число таких компо­нентов мастерства по опыту может достигать 20 и более. Каждый важный навык целесообразно подкреплять в среднем через 15 дней, но возможно и чаще — все зависит от значимости конкретного навыка или умения для действий в экстремальных условиях.

Рис. 10. Динамика профессиональной натренированности

Возникает вопрос: как найти время, чтобы решать такую за­дачу? Ответ на него предполагает:

- принятие для отработки на тренировочных занятиях только тех навыков и умений, которые не находят частого подкрепления в практической повседневной работе данной группы специалистов; это почти вдвое сократит список навыков и умений;

- отбор после этого навыков и других компонентов профес­сионального мастерства, наиболее чувствительных к разрушающе­му влиянию перерывов и самых важных для успеха и безопасно­сти сотрудника, воина внутренних войск;

- выделение для подкрепления главным образом сложных профессиональных умений и навыков;

- строгое соблюдение сроков повторных занятий для под­держания навыков и других компонентов у тех категорий личного состава, которые выполняют наиболее опасные задания в слож­нейших условиях (борьба с террористами, бандитами, захватчи­ками заложников и др.);

- уточнение сроков подкрепления конкретных навыков, нужных специалистам данного экипажа, отряда, подразделения; выявление таких навыков, интервал поддержания которых может быть увеличен до 30 и более суток; для этого после перерывов разной продолжительности, организуемых с экспериментальной целью, проводить контрольные проверки, снимать нормативы;

- в системе мероприятий по поддержанию натренированности
отдавать предпочтение тренировочным практическим занятиям
(тренингу, тренажу), на которых словесные методы сводятся к
минимуму, а многократным повторениям подкрепляемых действий
на пределе возможностей, причем всеми обучаемыми, отводится
максимум времени. Учитывать, что если традиционные занятия
служебной подготовки длятся обычно 2 часа, то тренировочные
занятия лучше проводить продолжительностью 15—30 минут, что
позволит делать это чаще. Шесть тренировочных занятий по 15
минут в разные дни во много раз эффективнее, чем одно двухчасовое в один день.

Наши рекомендации