Педагогическая техника юриста

Значение и сущность педагогической техники. Мало пони­мать, что делать, мало хотеть — надо еще знать как. Это относит­ся и к педагогическим аспектам в правоохранительной деятельно­сти. Как действуют те сотрудники правоохранительных органов, которым удается понять, учесть педагогическую составляющую своей деятельности и, повлияв на педагогические явления, связан­ные с ней, обеспечить профессиональный успех? Изучение опыта показывает, что они выполняют действия, применяют приемы и средства, традиционно относимые педагогикой к такому компонен­ту педагогического мастерства и деятельности, который именуется педагогической техникой. Причем чем чаще они это делают, чем более осознанно и компетентно используют их, чем выше профес­сионально-педагогическая подготовленность, тем выше и успех.

Педагогическая техника сотрудника[73] - совокупность педа­гогических действий, средств и приемов, адаптированных к спе­цифике правоохранительной деятельности и используемых в ин­тересах получения максимального педагогического результата. В сегодняшнем виде она уже не продукт эмпирического обобщения, но и научного осмысления юридической педагогикой, сделанного с опорой на данные общей педагогики.

Педагогическая техника сотрудника, правоохранительных ор­ганов в своей основе включает технику владения словом, голосом, жестом, мимикой, позой, походкой, используемых в качестве средств при практическом учете педагогических аспектов и ре­шении педагогических задач, включенных в правоохранительную деятельность.

Видное и своеобразное место в педагогической технике со­трудника занимают педагогические действия — отдельные состав­ляющие профессиональной правоохранительной деятельности, возникающие и используемые при наличии педагогического наме­рения и желания достигнуть определенного педагогического ре­зультата. К важнейшим из них относятся:

- педагогическое наблюдение - действие, подчиненное же­ланию собрать педагогическую информацию при непосредствен­ном восприятии людей, групп, событий и пр.;

- педагогический анализ — действие по осмыслению и оцен­ке педагогической информации, а также ситуаций, процесса, ре­зультатов;

- принятие педагогического решения — действие, связанное с поиском путей достижения нужного педагогического результата и разработкой мер по его достижению;

- педагогическое общение, - действие по установлению не­посредственного контакта с лицами и группами, представляющими
профессиональный интерес и подчиненное обмену информацией,
педагогическому изучению, педагогическим воздействиям, просле­живанию происходящих психолого-педагогических изменений и достигаемых результатов;

- педагогическое воздействие — действие, ориентированное на достижение педагогического результата с использованием всех возможных средств, условий, приемов, способных оказать педаго­гическое и социально-педагогическое воздействие;

- педагогическая оценка — действие, проводимое для отчет­ливого понимания того, какой промежуточный или итоговый ре­зультат достигнут.

Педагогические действия реализуются с помощью особых пе­дагогических приемов, а также средств (слова, голоса и др.). Пе­дагогическая техника связана с психологической, но ее специфика — в подчинении ее достижению максимально возможного педаго­гического — образовательного, обучающего, воспитательного, раз­вивающего результата. Ведь в любой деятельности именно цель, как закон, определяет выбор и использование средств, мето­дов, способов и приемов ее достижения.

Психотехника — вроде бы мелочи, детали, но это такие ме­лочи, тонкости в работе, которые отличают подлинного мастера от ремесленника, дилетанта, формалиста, верхогляда. Мастерство -всегда тонкости. Мастер подмечает, учитывает и делает то, что менее компетентный не замечает, чему не придает значения, отбрасывает как лишнее.

Владение педагогической техникой нужно всем сотрудникам, но с различиями в объеме и совершенстве, определяемыми тремя различными видами их профессионально-педагогической подго­товленности.

Педагогическая техника использования речевых и нерече­вых средств[74]. К речевым средствам относятся: собственно речевые (вербальные), неречевые (невербальные) и обстановочно-поведенческие. К первым принадлежит слово, как основной феномен речи; к неречевым — мимика, жестикуляция; к обстановочно-поведенческим - поза и передвижения говорящего, социальная дистанция между ним и слушающим, окружающая обстановка. Педагогическая техника каждой группы средств имеет свои тонко­сти но успех приходит при комплексном использовании их. Мно­гие практические работники являются мастерами в пользовании ею, но значительная часть не владеет ею.

Речь использование языка для передачи информации, воздействия на чувства, отношения и поведение собеседника. Слово - основной инструмент юриста, сотрудника правоохранитель­ных органов. «Слово — великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем»[75], — писал выдающий­ся русский юрист и пропагандист высокой профессиональной культуры П. Сергеич (П.С. Пороховщиков). Надо владеть техни­кой использования слова. Совет А.Ф. Кони: «Пусть не мысль ва­ша ищет слова и в этих поисках теряет время и утомляет слушате­лей, пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном распоряжении»[76].

Надо уметь говорить ясно, понятно, образно, точно, логично, подбирать яркие, впечатляющие слова и выражения. Многословие всегда малопонятно и свидетельствует об отсутствии ясной мысли у говорящего. Истинную ценность представляют лишь те выска­зывания, в которых, по замечанию А.Ф. Кони, «самые глубокие мысли сливаются с простейшими словами»[77]. Одно простое слово, один удачный эпитет иной раз могут сказать больше, чем длинные бледные рассуждения. При разговоре с гражданами злоупотребле­ние юридической терминологией и формулировками в большинст­ве случаев непродуктивно.

Плохое впечатление производит речь сотрудника, если она за­сорена и словами-паразитами типа: «так сказать», «как говорит­ся», «значит», «понимаешь», «ну», «так», «в некотором роде», «и так далее», «и вот», «в общем и целом», «надо сказать», «говоря откровенно» и пр. или «мычащими» и «блеющими» звуками – «м-м-м-м...», «э-э-э-э...». Обязательно соблюдение норм слово-Употребления, произношения, ударения и грамматики. Нарушения этих норм вряд ли напрямую отразятся на профессиональных дей­ствиях, но неприятное впечатление на граждан производят, под­мечаются, расцениваются как проявление низкой культуры, порой и умственных способностей, а становясь предметом насмешек, ма­ло способствуют повышению авторитета юриста.

Педагогическая речь опытных сотрудников отличается выра­зительностью слов и интонаций (экспрессии), ясностью произно­шения, нужной громкостью, использованием разнообразных сло­весных оборотов, ярко сформулированных выражений, примене­нием уменьшительных и ласкательных слов, идиом, афоризмов, пословиц, дидактических повторов, подытоживаний и др.

Слово действует не только своим содержанием и интонацией, но и всем комплексом «обрамляющих» его неречевых средств — мимики, жеста, позы, походки. Общее правило таково: говорить не только ушам, но и глазам слушающих.

Мимика- выразительные движения мышц лица свидетель­ствуют об отношении сотрудника к тому и о чем он говорит, его убежденности в правоте. В педагогической технике мимика ис­пользуется для усиления речевого высказывания, его убедительно­сти, установления психолого-педагогического контакта, воздейст­вия на собеседника, оказания впечатления на него. При решении сотрудником важных для граждан задач у них непроизвольно усиливается наблюдение за мимикой представителя власти. Они пытаются нередко понять не столько текст, сколько подтекст, уга­дать за словами скрытый, действительный смысл, прочитать по мимике, выражению лица сотрудника действительное отношение его к волнующему их.

Хорошо подготовленный сотрудник использует все мимиче­ские средства для нужной выразительности своего лица. Это вы­ражение глаз, направление взгляда, особый рисунок носогубных складок, складок лба, общее положение головы (обычное, прямое положение, высокомерно поднятый подбородок, наклон вперед с взглядом исподлобья), движения мышц лица. Очень важно выра­жение глаз внимательное, заинтересованное, сочувственное, твердое и др. Работнику правоохранительных органов часто надо разговаривать со своим визави, как говорят, глаза в глаза, иметь контакт глазами и даже в уместных случаях просить его тоже смотреть в глаза и не отводить их. Не должно быть раздвоения между содержанием речи и выражением глаз, мимикой, ибо одни и те же слова при разном выражении лица и глаз могут приобре­сти противоположный смысл. Можно, например, говорить с серь­езным лицом, а смеяться только глазами. В профессии юриста бы­вают обстоятельства, когда глаза и вся мимика призваны маскиро­вать его действительные состояния и отношения. Это требует артистизма и умения управлять собой.

Жестамиможно иллюстрировать сообщение, заменять неко­торые слова («подойдите», «садитесь», «уберите», «до свидания», «подождите» и др.), выражать отношение к речевому сообщению («согласен», «не согласен», «предупреждаю» и др.), командовать (жесты инспекторов дорожно-патрульной службы, при строевых построениях). Следует не допускать бессмысленной, обильной и стереотипной жестикуляции.

Поза сотрудника оказывает психолого-педагогическое влияние на гражданина и выдает отношение к нему, уровень культурности, измерение и др. Представим себе сотрудника, сидящего развалясь в кресле, закинув ногу на ногу, с сигаретой в зубах, перекидывае­мой из одного уголка рта в другой, со скрещенными на груди ру­ками. Что бы он ни говорил пришедшему к нему гражданину о том, что он его уважает, сочувствует и внимательно разберется с заявлением, можно с уверенностью утверждать, что слова не будут восприняты как честные и искренние, а урон будет нанесен воспи­танию уважительного отношения ко всему персоналу правоохра­нительного органа. Сидеть правильнее, чуть наклонив корпус к собеседнику. На посту уместна решительная поза, например, рас­ставив ноги и сложив руки за спиной или на груди.

Походкапризвана выражать уверенность в себе, собранность, быть четкой, твердой.

Техника педагогического наблюдения Педагогическое на­блюдение - не простое глазение и слушание, в ходе которого сами по себе обнаружатся педагогические факты, зависимости и резуль­таты. Педагогическое наблюдение — преднамеренное, избира­тельное, планомерное и педагогически выверенное наблюдение сотрудника за обстановкой, лицами и группами, с которыми он имеет дело. Суть его — в стремлении подмечать и правильно оце­нивать малозаметные, на первый взгляд малосущественные, но в действительности важные для успеха решаемой профессиональной задачи проявления юридико-педагогической реальности. Сотруд­ника могут интересовать:

- в чем заключается педагогический аспект данной профес­сиональной ситуации и как он влияет на успех решаемой профес­сиональной задачи;

- каковы проявления педагогических свойств лиц и групп, с которыми он имеет дело;

- в чем проявляется влияние собственных педагогических свойств на данную ситуацию;

- каковы социально-педагогические факторы данной ситуа­ции и каковы их влияния;

- как реагирует собеседник на его слова и действия, внима­телен ли он;

- понимает ли собеседник, что говорит ему сотрудник и со­глашается ли с ним;

- усвоил ли гражданин его разъяснения и требования и правильно ли в результате ведет себя и действует и др.

Вести педагогическое наблюдение целеустремленно - значит искать признаки проявлений образованности, обученности, воспитанности и развитости участников юридически значи­мых ситуаций, того, как они сказываются на ней и действия уча­стников (в том числе сотрудника, юриста), что и как влияет на них и изменяет.

Существование и эффективность педагогического наблюдения отличает ряд присущих ему самому свойств, к числу которых, как. минимум, принадлежат: педагогическая избирательность, направленность и интенсивность, организованность и осмыслен­ность. Придание сотрудником этих свойств своему восприятию окружающего, ситуаций превращает его в педагогическое наблю­дение с должной продуктивностью. Техника такой работы - ос­нова техники педагогического наблюдения.

Прием обеспечения педагогической избирательности, направ­ленности и интенсивности наблюдения требует преднамеренного направления внимания сотрудником на обнаружение педагогиче­ских явлений и их признаков, их поиск, вычленения в событиях, ситуациях, объектах, пристальное рассмотрение.

Прием организации педагогического наблюдения требует на­меренного развертывания его по фронту, дальности и времени.
Оно даст эффект, если сотрудник ведет наблюдение за всем, что
может нести педагогическую информацию, если наблюдаются не
отдельные педагогические признаки, а их совокупность, целост­ность, прослеживаются изменения, динамика взаимосвязей с дру­гими. Главные объекты педагогического наблюдения - лицо, группа, окружающая среда и он сам (самонаблюдение).

Прием обеспечения осмысленности педагогического наблюде­ния. Невозможно успешно наблюдать, не зная, за чем наблюдать, какие признаки информативны. Классиком сказано: глаз орла ви­дит значительно дальше, чем глаз человека, но орел не замечает и сотой доли того, что замечает глаз человека. Причина в том, что человек смотрит глазами, а видит умом, - как гласит народная мудрость. И еще: глаза без ума, что отверстия в стене.

Человек, ведущий педагогическое наблюдение и вооруженный знанием педагогики, видит педагогическое поле с его деталями в сто раз лучше, чем человек без таких знаний. Наблюдая, сотруд­нику надо произвольно заставлять себя припоминать имеющиеся педагогические знания и рекомендации, опираться на них при по­строении наблюдения. Наблюдение более действенно, если наблю­дающему известны признаки -- т.е. внешние проявления педаго­гических феноменов. К примеру, наблюдая в процессе разговора за лицом, имеющим судимость, и, ставя перед собой задачу, опре­делить степень глубины и стойкости криминогенности его лично­сти, возможность совершения рецидивного преступления, следует опираться на знание компонентой правовой культуры и социализированности граждан (2.2), криминогенно-правовых признаков рецидивиста (3.5) и заниматься поиском их признаков.

Техника педагогического анализа. Анализ (от греч. anflysis — разложение) — разложение целого на части. Он неразрывно связан с синтезом - уяснением того, как целое складывается из частей. Анализ фактически невозможен без синтеза и наоборот, а поэтому об анализе говорят как о синониме исследования, позна­ния. Педагогический анализ при научном исследовании строго ориентирован на методологию, принципы и методы юридической педагогики. Педагогический анализ, как элемент педагогической техники юриста-практика, строится как корректно осуществляе­мый им процесс познания какого-либо педагогического объекта, явления, аспекта, строящийся на основе имеющихся педагогиче­ских знаний, опыта и освоенных педагогических приемов. «Кто хорошо различает, тот хорошо обучает», - писал Я. А. Коменский[78].

Прием определения предмета педагогического анализа. В на­чале уясняется, что именно подлежит анализу, обозначив обяза­тельно его предмет соответствующим научно корректным педаго­гическим понятием или категорией. Последнее важно, т.к. сразу извлекает из памяти данного сотрудника все знания, связанные с ними, и обеспечивает соответствующий уровень и успешность по­следующего анализа. Такими предметами могут быть: педагогиче­ская система, педагогический процесс, педагогические закономер­ности, педагогическая ситуация, педагогическая проблема, педаго­гические условия и причины, педагогические характеристики профессионального мастерства, уровень профессионально-педаго­гической подготовленности, педагогическая технология, правовая воспитанность и пр.

Прием структурного анализа педагогической реальности ре­комендует сотруднику, сочетая анализ с синтезом и выявляя эле­менты юридико-педагогической реальности, постоянно мысленно видеть, как они складываются в целое, нет ли пустот (пропусков), не «притянутые ли к ней те элементы, которые не принадлежат изучаемому явлению и не характеризуют именно его качественное своеобразие. Например, если анализируется правовая культура какого-нибудь гражданина, то в ее целостной структуре следует выделить в качестве основных элементов правовую образован­ность, правовую воспитанность, правовую обученность и правовую развитость. Если же приобщить к ним, например, еще возраст или семейное положение или даже наличие-отсутствие судимости гражданина, то это будет ошибкой, т.к. все они не педагогические, не являются составляющими самой правовой культуры, а выступают тем, что лежит вне ее, хотя как-то и соприкасается с ней.

В значительном числе случаев структурный анализ строится довольно стандартно, например, как анализ педагогических систем образовательного процесса, правового воспитания, профессио­нальной подготовки, проведения занятия, исправления и перевос­питания и др. Ее структуру образуют элементы их: цели, задачи, объект, субъект (сотрудник, коллектив преподавателей и пр.), содержание, условия, педагогические технологии, обеспечение, формы организации, контроль, оценка результатов.

Относительно стандартен и анализ педагогических ситуаций, в структуре которых выделяются педагогические особенности объек­та педагогической работы, субъекта ее, педагогическое взаимодей­ствие, педагогические условия.

Прием содержательного анализа предполагает тщательное рассмотрение каждого из элементов для его понимания, уяснения места, роли и его взаимосвязей с другими. Например, при анализе правовой обученности гражданина следует подвергнуть изучению и оценке знание им основных правовых установлений, необходи­мых ему, их понимание, навыки практического использования, знание своих нрав, способов их защиты и др. Следует перебрать в анализе все, что относится к понятию «правовая обученность», и разобраться в «наполнении», содержании, качественной выражен­ности каждого элемента и анализируемого явления в целом: что гражданин знает, а что не знает, в какой степени и как понимает, что умеет, а что недостаточно и пр.

Нередко приходится педагогически идентифицировать наблю­даемые проявления. Бывает, скажем, что следователь обнаружи­вает известные противоречия в показаниях допрашиваемого, кото­рые выражаются в разной формулировке фраз, освещающих один и тот же факт. Следователь обычно замечает такие несогласования и всегда пытается уловить скрывающийся за ними смысл. Он мо­жет (что часто и делает) интерпретировать их как проявления лжи. Так бывает, но бывает и иначе: они - проявления недоста­точной образованности гражданина, неумения точно формулиро­вать свои представления об увиденном, непонимания роли малей­ших несоответствий в построении фраз и употреблении слов, ко­торым он просто не придает значения, ибо не чувствует за собой никакой вины, не испытывает страха перед разоблачением и не подбирает продуманно каждое слово. Если он что-то не сказал сразу, то это не значит, что он утаивает. Он мог забыть, упустить, считать, что это не интересно сотруднику и пр.

Конструктивно при оценке качественных особенностей изу­чаемого аналитически разделять уровни их развития, например, низкий, средний, высокий.

Прием анализа педагогических условий. Вначале, как это сле­дует из описанных выше приемов, изучаемое педагогическое явле­ние рассматривается отдельно, как некоторая целостность, имею­щая свою внутреннюю структуру и содержательные особенности. Но оно всегда «погружено» в среду, имеет окружение, влияющее на него, и находится с ним во взаимодействии. Это и есть усло­вия, которые могут быть положительными или отрицательными для изучаемого явления. Надо всегда выявлять и оценивать усло­вия, выделять в них отдельные факторы, главные и второстепен­ные, рассматривать их в комплексе причин и следствий. При ана­лизе, например, индивидуальной воспитательной беседы сотруд­ника с гражданином, в числе оцениваемых условий, опреде­ляющих педагогическую эффективность ее, выступает повод беседы, факт преследуемых сотрудником целей (предполагаемых гра­жданином или известных ему), значимость беседы для граждани­на, обстановка (место, время) в которой она происходит, автори­тет правоохранительного органа и сотрудника, проводящего беседу, и пр.

Прием причинно-следственного анализа ориентирован на вы­явление причин, следствием которых выступают особенности (структурные и особенно содержательные) анализируемого явле­ния. Для разработки мер по совершенствованию работы выявле­ние причин — важнейшая задача.

Техника принятия педагогического решения.Решение пред­ставляет собой поиск и выбор путей для достижения нужного пе­дагогического результата. Решение правильно, если оно обоснова­но, детально и всесторонне продумано.

Прием уяснения педагогической проблемы и цели ее решения заключаются в ответе на вопросы: в чем же проблема, что надо решить, какой конечный результат должен быть достигнут. Уяс­няется (по ходу педагогического анализа) состояние (уровень раз­вития) изучаемого педагогического явления с ее плюсами и мину­сами, а также то, каким оно должно стать. Если есть расхождение между первым и вторым, причем такое, которое желательно (надо) устранить, то это свидетельствует о существовании пробле­мы, подлежащей решению. Педагогическая проблема может быть широкой, например, выраженной в виде проблемы улучшения правового воспитания, повышения педагогической культуры пре­подавателей образовательного учреждения и пр. Она может быть и узкой, локальной в виде, например, достижение знания и пони­мания обучаемыми нового правового акта, поучительного разбора действий сотрудника, создания условий, приближенных к реаль­ным на предстоящем практическом занятии, достижение понима­ния и признания своей вины заключенным и т.п. Представление о цели — конечном результате решения проблемы, того, что должно быть достигнуто в итоге выполнения именно данного решения, - прорабатывается в деталях, до отчетливого мысленного представ­ления конечного педагогического результата.

Прием педагогического анализа проблемы — это действие по педагогическому анализу, описанное выше, но выступающее здесь в качестве приема, реализуемого на втором этапе подготовки решения.

Прием разработки вариантов педагогического (педагогически значимого) решения и выбора лучшего из них. Как при раскрытии и расследовании преступлений хорошее решение, как правило, не то, которое первым приходит в голову. Оно должно быть продук­том педагогически обоснованных сопоставлений нескольких воз­можных вариантов — педагогических версий и выбора лучшей из них. Выбор строится по аналогии с ранее принятыми схожими решениями, по критериям выполнимости, педагогической резуль­тативности, наличия-отсутствия побочных педагогических (чаще всего воспитательных) последствий. Например, руководитель, на­казывающий направо и налево, возможно, и вызовет чувство стра­ха у подчиненных, даже добьется повышения дисциплины, испол­нительности, внешнего порядка, но воспитает людей опасающихся всего и вся и страхующихся от неприятностей всеми известными им способами, снижающих риск неприятностей отказом от ини­циативы, самостоятельности, делающих только то, что прикажут.

Прием проработки организации исполнения принятого педаго­гического решения (педагогически значимого, решения с педагоги­ческим аспектом). Педагогическими элементами организации ис­полнения решения, проведения его в жизнь выступают:

- подбор соответствующим образом подготовленных сотруд­ников;

- подбор сотрудников, подготовку которых можно и нужно
повысить в ходе работы по выполнению решения и выполнения
конкретного задания;

- продумывание вопроса о содержании педагогической рабо­ты с сотрудниками: кого и чему научить, в чем будет заключаться поучительность участия сотрудника, чьи взаимоотношения улуч­шить, какие качества развить, какие умения усовершенствовать, в чем оказать помощь и пр.;

- определить формы педагогической работы перед началом
действий - инструктажа, проведения дополнительного занятия, разъяснения, прикрепления опытного сотрудника к малоопытно­му, проверки подготовленности выделенных сотрудников к пред­стоящим действиям и др.;

- продумать условия и методы педагогической работы в ходе действий сотрудников по выполнению полученных заданий: пока­за, объяснения, тренажа, контроля, сопровождения, поддержки, помощи, консультирования, соучастия в работе, личного примера, дополнительного разъяснения, внушения, требования, анализа до­пущенных промахов и др.;

- продумать педагогическую работу по окончании действий:
поучительный разбор, разъяснение и показ путей не повторения допущенных просчетов в будущем, постановка в пример успешно справившихся с заданиями с объяснением причин их успеха, осу­ждение проявленной халатности, обоснование и объявление поощрения, решение о необходимости проведения дополнительных за­нятий по ликвидации недостатков в подготовленности, обнару­жившихся в ходе действий, и др.

Техника педагогического взаимодействия. Правоохранитель­ная деятельность протекает во взаимодействии сотрудников и спе­циалистов разных органов, служб с гражданами. Зависимость ус­пехов любой деятельности от умелой организации взаимодействие участвующих в совместной работе людей давно доказана теорией и практикой управления («доктрина человеческих отношений» - Эд­вина Мэйо, начало 30-х г.г. XX века) и педагогики («концепция педагогики сотрудничества»). Успешное решение задачи тесного взаимодействия и слаженных действий, основанных на взаимопо­нимании, едином стремлении к общей цели, хороших профессио­нальных и межличностных взаимоотношениях содержит в себе и положительный педагогический потенциал: взаимная тяга людей друг к другу усиливает педагогические влияния, а неприязнь по­рождает центробежные тенденции, психологически и физически увеличивает дистанцию между людьми, порождает взаимное от­талкивание, неприятие и сводит почти к нулю воспитательные влияния. Это надо твердо помнить каждому сотруднику правоох­ранительных органов при взаимодействии с гражданами. Техника взаимодействия многоаспектна, психологична, но всегда в ней должна присутствовать линия педагогического взаимодействия, ориентированная на повышение профессиональных результатов и одновременно педагогического эффекта.

Прием педагогическое поведение. Поведение система взаимосвязанных актов, действий, поступков человека, ориентиро­ванных на реализацию намерений в конкретных условиях. Педа­гогическое поведение ориентировано на реализацию педагогиче­ских намерений и возможностей. В правоохранительной деятель­ности оно воплощается в ориентации сотрудника на такую реализацию, выбор средств и способов, манеры держаться и стиля поведения, которые обеспечивают реализацию педагогиче­ских намерений и возможностей.

Педагогическое поведение — естественное выражение своей сущности подлинным педагогом, человеком-личностью, профес­сионально занимающимся педагогической деятельностью (препода­ватели, руководители аппаратов по работе с персоналом, сотруд­ники служб по профилактике правонарушений совершеннолетних, воспитатели учреждений, исполняющих наказания и др.). Для большинства сотрудников, необходимо, если у них нет привычки, намеренно выстраивать педагогическое поведение, пользуясь им как приемом. Так и поступают те (руководители, участковые инспекторы, следователи и др.), кто добивается положительных пе­дагогических результатов в своей деятельности.

Педагогическое поведение реализуется сотрудником, когда в его поведении отчетливо выражаются:

- свойства и качества человека, у которого есть и нужно
чему поучиться, прислушаться к его советам. Педагогически влиять может только тот, которого уважают, которому доверяют, ко­торого считают имеющим моральное и интеллектуальное право учить жизни других;

- признаки занимаемой педагогической позиции: желания помочь гражданину, помочь усвоить, сделать осведомленным в юридических вопросах, в которых он слабо разбирается, дать со­вет о том, как преодолеть имеющиеся недостатки и вредные при­вычки, как работать с детьми и над собой и др.;

- стиль и манера поведения, похожие на свойственные учи­телям, педагогам и характерные стремлением объяснять, растол­ковывать, убеждать, помогать, советовать, проявлять вниматель­ность, уважительность, терпеливость, выдержку, принципиаль­ность, демократичность там, где и когда это возможно;

- культура и этика.

Прием педагогического общения и взаимоотношений. Никакое взаимодействие невозможно без должного общения и взаимоотно­шений. Педагогические отличаются свойствами (чертами): педаго­гической направленностью, психологичностью и контактностью, гуманистичностью и демократичностью, тактичностью, техниче­ским богатством. Педагогически значимы при педагогическом об­щении и построении взаимоотношений:

- выбор места, времени, условий для педагогически важного разговора;

- педагогическая справедливость во всех оценках поступков и индивидуальных особенностей личности гражданина;

- стремление к утверждению и повышению своего авторите­та, авторитета правоохранительных органов и Закона. Авторитет личный выражается в добровольном признании достоинств чело­века другим человеком или группой людей, приводящее ксильно­му влиянию первого на вторых. Власть и авторитет сопоставимы, но принципиально различны. Власти подчиняются по принужде­нию, авторитету — добровольно, с удовольствием, с признанием его права учить и поучать, с верой, что его советы профессио­нальны и мудры, с глубокой убежденностью, что им надо следо­вать. Слово авторитетного человека слушающий ловит сам. Авто­ритет власти удваивает силу власти;

- построение взаимоотношений на нормах доброжелательно­сти, принципиальности, взаимного уважения, справедливой и не унижающей достоинство людей строгости, принципиальности в вопросах законности;

- «презумпция доверия», «авансирование доверия» при встрече с новым человеком; не унижать сразу оскорбляющими достоинство намеками и выражениями, строить взаимоотношения изначально как с порядочным и законопослушным гражданином; любые упреки и обвинения - только лишь при наличии досто­верных фактов;

- меры по установлению психолого-педагогического контакта, взаимопонимания, взаимного уважения целей и интересов со­беседников; выбор места разговора и его ведения «на равных», на так называемой личной дистанции 0,4 — 1,5 м., внимание к подбору слов и выражений, постоянное обдумывание того, что сказать и как сказать, стремление без нужды не задевать человека («кто говорит — тот сеет», «бритва скребет, а слово режет»);

- повышенное внимание в своих высказываниях к разъясне­ниям, доказательствам, обоснованиям, примерам;

- полное использование арсенала технических средств обще­ния, речевых и неречевых;

- осуществление общения и ведение дискуссий без нагнета­ния эмоций, ибо при господстве чувств мысли отступают на зад­ний план и собеседники плохо понимают друг к другу;

- диалогичность (не превращать общение в «дорогу с одно­
сторонним движением»), отказ от увлечения нудной и продолжительной назидательностью, проявление умения слушать и понимать то, что говорит гражданин, внимания к тому, что он хочет сказать, к его доводам, выражение внимания всем своим видом: наклоном туло­вища чуть вперед, кивками головы, мимикой, репликами («Инте­ресно!»-, «Поподробнее, пожалуйста!» «Неужели?» и т.п.);

- проявление сопереживания: искреннее выражение радости,
сожаления, волнения и др. в резонанс с рассказом и пережива­ниями говорящего.

Прием педагогического воздействия предполагает использова­ние всех средств, в том числе и специально педагогических мето­дов и приемов, для достижения педагогического (воспитательного, обучающего, развивающего) результата.

Использование средств воздействия требует сдержанности, терпеливости, настойчивости. Подлинно педагогический подход в работе с гражданами строится не на сиюминутных, а перспектив­ных задачах, не на стремлении получить результат здесь, сейчас и в полном объеме, а на оптимизме, разумной терпимости, целеуст­ремленности, стремлении идти от маленьких подвижек, успехов к отдаленным, существенным.

Ни один метод воздействия не может быть хорош, если при­меняется не в комплексе. Только одни убеждения так же малопро­дуктивны, как и только принуждения и наказания. Мало чего можно добиться одними словами. Нужны социально-педагоги­ческие воздействия на интересующее лицо изменениями среды, окружения, образа жизни, работы и пр. Важно вовлечение граж­данина в дело укрепления законности, борьбу с преступностью, поддержание правопорядка, что должно положительно сказаться и на нем самом.

Нельзя пренебрегать добрым словом («добрые слова лучше всякого пирога»). Сплошная критика и разносы только отталкивают воспитываемого человека от сотрудника и способствуют включению его в группу, которая отнесется к нему как к нормальному; он почувствует себя в ней психологически комфортно, но такие группы, как правило, бывают социально деформированны­ми и криминогенными.

Эффективна требовательность законная, справедливая, понят­ная, а которой граждане не видят проявлений дурного характера сотрудника, плохого настроения или недоброжелательности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ, УПРАЖНЕНИЙ И РАЗМЫШЛЕНИЙ

1. Сколько существует видов правоохранительной деятельно­сти, с разной теснотой связанных с педагогикой? Что это за груп­пы? Каким видами профессионально-психологической подготов­ленности должны обладать специалисты правоохранительных ор­ганов, принадлежащие к каждой их этих групп?

2. Каковы функции педагогической профилактики?

3. Какие дефекты в педагогических свойствах личности могут
выступать субъективной причиной правонарушающего поведения?
Рассмотрите каждое педагогическое свойство отдельно.

4. Какие признаки могут быть основанием опасения, что от
освобожденного из мест лишения свободы него можно ожидать
рецидива?

5. Есть два мнения о задачах органов, исполняющих наказа­ния: 1) организация исполнения приговора как кары, 2) исправ­ление осужденных, их правовоспитание. Какого из них придер­живаетесь вы? Или у вас есть третье мнение? Обоснуйте свой вы­бор.

6. При каких педагогических условиях основные средства ис­правления (вначале перечислите их по памяти) осужденных при­
обретают свою подлинную исправительную силу?

7. Что бы вы предложили, чтобы сделать среду в группах
осужденных воспитывающей, а не усиливающей криминальную
деформацию личности отбывающих наказание?

8. Ситуация: до революции 1917 года тюрьмы России находи­лись под особой опекой православной церкви. В евангельских тек­стах есть положения, понуждавшие церковь к этому: «Не здоро­вые имеют нужду во враче, но больные», «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию».

Как вы относитесь к участию церкви в деятельности органов, исполняющих наказания? Есть ли возможности у церковных слу­жителей повлиять на исправление осужденных? Если есть, то в чем они, каковы их педагогические средства и методы и чего с помощью их можно достигнуть?<

Наши рекомендации