Правовая социализация и правовая культура граждан

Социализация и ее педагогические компоненты. Педагогиче­ская задача формирования личности, (осуществляемая в интересах ее самой и общества, обеспечивающая раскрытие ею своих способ­ностей), уважающей и способной укреплять и развивать ценности общества, созданного предшествующими поколениями, уважающей права и свободы других граждан - задача, процесс решения ко­торой сопряжен с процессом социализации личности и помощи ей в самоформировании. Человек, рождаясь по существу животным, обладающим по выражению выдающегося отечественного психоло­га А.Н. Леонтьева[19] одной способностью - стать человеком, лич­ностью, становится им в прижизненном развитии (онтогенезе). Социализация[20] по своей сути - процесс освоения личностью бо­гатств, выработанных человечеством, старшими поколениями, процесс адаптации к жизни в обществе, среди людей.

Социализация каждого человека протекает в течение всей жизни, но наиболее значительные для формирования личности процессы происходят от рождения до ранней взрослости. Как в этом период, так в последующие годы жизни возможны деформа­ции, которые именуют асоциализацией, а их удачные устране­ния — ресоциализацией.

Роль педагогики в социализации и ее результатах велика и ответственна. Еще И. Кант (1747 1804) писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та,... из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть челове­ком»[21]. Образование, воспитание, обучение, развитие личности призваны обеспечить присвоение важнейших достояний человече­ского опыта и раскрытие индивидуальных способностей человека, воплощающихся в образованности, воспитанности, обученности и развитости и выступающих педагогическими свойствами лично­сти. При контакте с другими людьми, общественными ценностя­ми, событиями эти свойства ярко обнаруживаются, влияя на пока­затели жизнедеятельности, поведения и действий личности.

В десятках проведенных разными авторами исследований (А.И. Алексеев, И.П. Башкатов, А.В. Буданов, В.Н. Герасимов, С.И. .Денисенко, В.К. Ефремова, А.В. Пищелко, А.Р. Ратинов, М.П. Стурова, Л.А. Токарева, Н.А. Тюгаева, А. А. Федотов и др.) бесспорно доказано, что индивидуальные причины зарожде­ния и развития отклоняющегося поведения отдельной личности, завершающиеся преступлением, почти всегда связаны с ее педаго­гической запущенностью, связанную с низким уровнем и дефор­мациями образованности, воспитанности, обученности и развито­сти. Имея дело с различными людьми, юристу всегда следует ра­зобраться и оценить педагогические свойства ее и, принимая решения, учесть необходимость принятия их во внимание или кор­рекции.

Правовая социализация личности и ее педагогические аспекты. Важной частью процесса социализации личности выступает правовая социализация, суть которой в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и по­ведения, в личные качества и особенности психологии. «Для того, чтобы жить в праве, — писал русский правовед А.С. Алексеев, необходимо, прежде всего, чтобы право жило в нас»[22]. Воспитан­ный человек, как говорят, не тот, кто ведет себя воспитанно, а тот, кто иначе вести себя не может.

Основные закономерности правовой социализации в своей ос­нове имеют социальную, педагогическую и психологическую при­роду. Общие результаты социализации отражаются на правовой. Личность, находящаяся на высоком уровне образованности, соци­альной, культурной, моральной и интеллектуальной воспитанно­сти и развитости, обладает достоинствами, которые являются фун­даментом се правомерного поведения. Она способна почти в лю­бых ситуациях практически интуитивно, руководствуясь общими разумными соображениями, выбирать правомерный способ пове­дения. Однако хорошая правовая социализация полностью исклю­чает отклоняющееся поведение.

Результат правовой социализации - правовая сформирован-ностпъ личности, ее правовая психология. В педагогическом плане это связана с определенной, а именно - правовой, сформированностью ее педагогических свойств, т.е. наличием в них правовой составляющей:

- правовой образованности.

- правовой воспитанности,

- правовой обученности,

- правовой развитости.

В своем высшем проявлении их сформированность выступает в виде правовой культуры личности.

Правовая образованность[23] характерна наличием у гра­жданина определенных знаний, взглядов и убеждений, позволяю­щих понимать существующую в жизни общества правовую сферу, роль права, правопорядка, оценивать их как благо, как необходи­мое условие нормальной жизни и развития общества и защиты самих граждан. Образованный гражданин, исходя из комплекс­ных соображений, глубоко осознает свои права и свободы, их пределы.

Правовая воспитанность гражданина отличается особым богатством элементов:

- уважением к закону и законности, отношением к ним как
группе высших социальных ценностей, как к нормам жизни, утверждающим и защищающим высшие человеческие моральные ценности; как к благу, без которого невозможно цивилизованным путем реализовать себя, свои жизненные планы, как к одному из надежнейших способов решения возникающих проблем, как к надежной силе, призванной и способной защищать права и свободы, ограждать от преступных посягательств;

- наличием правомерные целей, планов, намерений в жизни,
деятельности, поступках, действиях при полной неприемлемости
противоправных;

- потребностью, желанием, привычками постоянно вести себя
правомерно и устойчивыми правовыми мотивами[24];

- постоянным стремлением к выбору только правомерных способов и средств удовлетворения своих потребностей, достиже­ния целей, решению проблем;

- непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам;

- стремлением к содействию правоохранительным органам в
устранении причин и условий совершения преступлений, реализации принципа неотвратимости наказания,

- стремлением к удержанию других от правонарушений и побуждению их к правомерному поведению;

- активностью в посильном участии в поддержании правопорядка на работе, по месту учебы или жительства.

Правовая обученность гражданина характерна:

- знание минимума нормативных документов, необходимых для жизни, работы и поведения в быту;

- навыками и умениями правомерного поведения в юридически значимых ситуациях и решения проблем, возникающих в его жизни и деятельности;

- знанием возможностей, порядка и правил юридической защиты своих прав и интересов, обращения в правоохранительные органы и к юристам;

- знаниями и навыками поведения, действий, использования
средств личной защиты в криминально опасных ситуациях;

- знанием пределов необходимой обороны.

Правовая развитость гражданина, обладающего сформированной правовой культурой, выражается в:

- развитии сознания, в котором в необходимых случаях по
ходу в жизни и деятельности возникают размышления, оценки, выборы, решения, ориентиры, соответствующие требованиям правомерного поведения;

- развитии качеств, не допускающих виктимное - рискован­ное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провоци­рующее - поведение;

- возникновении интереса, мотивов и потребности к непре­рывной работе над собой и повышении уровня правовой сформи­рованности.

Имеются и отличительные особенности правовой культуры разных категорий граждан, например, профессионалов-юристов и представителей неюридических профессий, подростков и др.

Как показывают криминологические исследования и юридиче­ская практика, в общем случае решающее значение в правомерном или правонарушающем поведении личности имеет ее правовая воспитанность. Значимость других педагогических свойств рас­полагается по цепочке: правовая образованность — правовая обученность - правовая развитость. В индивидуальных случаях мо­жет обнаруживаться и иная значимость педагогических причин.

Задача обеспечения надлежащей правовой социализации граждан особенно важна при построении правового, демократическо­го общества. Это не просто дополнительная задача, но и содейст­вующая общей социализации и формированию личности: право­вые взгляды это мировоззренческие взгляды, правовые отношения — это одновременно и моральные отношения, правовые привычки — привычки цивилизованного поведения, правовая позиция - жизненная позиция, правовое поведение — условие жизненного успеха.

Правовая сформированность личности - продукт сфокусированного влияния многих обстоятельств. Округленно, но в прин­ципе правильно говорят: человек на 1/3 — то, что он получил по наследству от родителей, на 1/3 — то, что сделали с ним другие люди и на 1/3 — то, что он сделал с собою сам. Ошибочно пола­гать, что наследственное в человеке обусловлено только биологи­ческими, генными причинами. Растущий человек перенимает от родителей многое, подражая им, меняясь под влиянием их педаго­гических усилий, педагогической грамотности или безграмотности, родительского деспотизма или безнадзорности. Многое зависит и от него самого, самовоспитания или неосознанного саморазвития под влиянием выбора и присоединения к определенным группам подростков и содержания времяпрепровождения вне стен школы. Процесс социализации вообще по своей сущности, господствующим характеристикам процесс социальный, а не биологический.

Немалая роль принадлежит и целенаправленным воздействи­ям педагогических коллективов, учителей, воспитателей, но со­держание правовой образованности, воспитанности, обученности и развитости, раскрытое выше, позволяет поняты всему этому в учебном заведении не научить. Социально-педагогические влияния «школы жизни» тут велики.

Хотим мы того или нет, но задачу правового формирования личности граждан, а вместе с ней - требуемого укрепления за­конности и правопорядка, не решить, не сведя к минимуму сти­хийность социально-педагогических влияний, сказывающихся на успехе ее решения, не сделав их управляемыми и педагогически совершенными. Решение должно происходить на всех участках и в каждый момент, а от ответственности за него не может быть сво­боден никто — ни законодатели, ни исполнительная власть, ни руководители, ни финансисты, ни хозяйственники, ни родители, ни образовательные учреждения, ни граждане неравнодушные к судьбам страны и народа, а уж тем более ни юристы. Задача эта крайне сложна, но отложить ее нельзя. Мы слабы, чтобы решить ее в короткие сроки, но и достаточно сильны, чтобы поработать над ее решением, чтобы задействовать все социально-педагоги­ческие резервы, тем более в правоохранительных органах.

Социальная педагогика права

О педагогическом подходе в праве. В юридической науке хрестоматийны идеи интегративного подхода к праву, действию права, свойствам правовых норм, правотворческой, правоприме­нительной и правоохранительной деятельности и др., которые только и способны обеспечить достижение нужного социального и правового результата. Признается, что наряду со специально юри­дическим необходим и «социологический» подход. Последний предполагает (в числе других) и личностный подход, реализацию формулы «человек есть мера всех вещей», в том числе и правовых «вещей». Личность не только объект правового воздействия, но и источник, формирующий право, сила, творящая и преобразующая посредством права социальную действительность. Приоритет чело­веческой личности, ее интересов и потребностей, социальных групп во всех правовых решениях и действиях бесспорен, ибо та­кова гуманистическая природа права.

Все эти верные положения трансформируются, однако, в не­достаточно полное понимание человека, личности, групп. Л.И. Петражицкий на заре XX века дополнил нормативный подход психологическим («психологическая школа права»). Развивался и социологический подход. Когда речь идет о личности и связанным с ней «веером» социальных факторов, говорят о «регулятивном воздействии», «идейно-мотивационном характере», «внутренних (моральных) началах», «влиянии на поведение», «вызове поступков», «обеспечении правомерного характера деятельности» и т.п. Все они представляют собой поведенческо-деятельностные харак­теристики личности и групп. Получается, что право напрямую воздействует на психику и только по ее имманентным законам вы­зывает ответные реакции. Между тем педагогические особенности людей имеют немалое значение.

В работах по теории права практически не встречается кате­гория «педагогика» и ее производные (упоминается лишь катего­рия «воспитанием, но без ее надлежащего педагогического рас­крытия), нет понимания и учета стоящей за ними педагогической реальности. Можно думать, что образованность граждан, их вос­питанность (упоминается лишь правовая воспитанность), обученность и развитость, соответствующие педагогические системы, су­ществующие в обществе, не имеют никакого значения в совокуп­ности факторов, относимых к социальным и оказывающим влия­ние на правовую действительность. Бесспорно, что социальные факторы связаны с психологией, но столь же бесспорно, что пси­хологические признаки не исчерпывают сущности и качественного своеобразия человека, личности, социальных групп. Верная мысль правоведов, что недооценка «человеческого субстрата» ущербна для юридической практики, вполне относится к сложившейся си­туации. Поэтому есть необходимость детально разобраться во взаимосвязях права и педагогики.

Наши рекомендации