Развитие звукослогового анализа и синтеза

в) одна группа детей называет только первый слог, другая —
второй;

г) для перестановки слогов сначала вторая группа детей на­
зывает свой слог, затем первая — свой;

д) дети хором произносят новое слово и составляют с ним
предложения;

е) слова повторяются парами (исходное и новое слова):
Речевой материал: рады, кабан, качай, наши, нора, жилы,

насос, какой, камыш и др.

В процессе формирования и развития звукослогового ана­лиза и синтеза детей широко используются загадки-трафаретки и метаграммы. На наборном полотне логопед демонстрирует детям слово-загадку, состоящее из букв и точек, за которыми «спрятались» другие буквы, и предлагает угадать слово. В каче­стве помощи при отгадывании слова можно предложить детям предметные картинки, иллюстрирующие отгадки. При исполь­зовании метаграмм дети должны вместо точки вставить за­данную букву и назвать слово-отгадку.

Загадки-трафаретки

Шесть раков:

Р . . А . К . (Этот рак из сатина сшит — рубашка.}

РАК . . . (Этот рак на луну летит — ракета.}

. РА .... К (Этот рак — веселый день — праздник.}

.. Р .. А. К. (Этот может вспорхнуть на пень — куропатка.}

..РА ... К (Этот рак сторожит дворец — охранник.}

. . РА . . . . К . (Этот — кислый леденец — карамелька.}

Шесть ос:

ОС . . А (На этой осе в октябре позолота — осина.} ОС . . А (А эта растет на лугу у болота — осока.} . ОС . . . А . . (Эта оса на луну улетает — космонавт.} . ОС .... А (Эта на солнце худеет и тает — сосулька.) . ОС . А (С этою спит в колыбели малыш — соска.) . О . С .... А (Эта по классу крадется как мышь — под­сказка.).

65

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Развитие звукослогового анализа и синтеза



Метаграммы

УК

С Ж — по воздуху летаю, С Л — лить слезы заставляю. (Жук, лук)

•ОЛЬ

С М — одежду пожираю, С Б — мучительной бываю, С Р — актеру я нужна, С С — для повара важна. (Моль, боль, роль, соль)

• ОЛЬ

Со звуком С я не вкусна, Но в пище каждому нужна. СМ — берегись меня, не то Я съем и платье, и пальто. (Соль, моль)

•АК

С М расту я на гряде, С Р я ползаю в воде. (Мак, рак).

•АРТА

С К — я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С П — от вас не утаю — Тоже в школе я стою. (Карта, парта)

•АШКА

Когда я с Ч,

То из меня ты пьешь.

Когда я с Ш,

Врагов ты мною бьешь.

(Чашка, шашка).

• АЙКА

С Ч — над морем я летаю, С Г — в машинах я бываю. (Чайка, гайка).

•олос

С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос, голос)

•ЕСТЬ

С глухим согласным — я число, Со звонким — вид железа. (Шесть, жесть).

•ОЛ

С М я в море, С В я в поле, С П я в доме, С Г - в футболе. (Мол, вол, пол, гол)

•ОБ

Чтоб отгадать, имей терпенье: С Л — часть лица, А с Б — растение. (Лоб, боб).

•АЙКА

С Ч — летаю над волною,

С Л — не дам волкам покою,

С М — рубашка-безрукавка,

С 3 — скачу в лесу по травке,

С Г — меня крепи к детали

Из железа или стали.

(Чайка, лайка, майка, зайка, гайка)





Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

«ОЧКА

С П — на дереве весною, С Т — писать кончаешь мною, С Б — я тара в магазине, С К — в болотистой низине. (Почка, точка, бочка, кочка}

Упражнения на слоговой синтез с опорой на ритмику слова

Перед игровыми упражнениями проводится беседа по тек­сту стихотворения Е. Благининой «Эхо»:

Эхо! Эхо! Вот потеха! Обезьянка это эхо! Это эхо каждый раз Передразнивает нас...

Логопед предлагает детям поиграть в «дразнилки»: логопед произносит двустишия, а дети повторяют его последний слог. Затем из этих слогов все вместе составляют новое слово5:

Черный ворон на дубу

С белой крапинкой на лбу.

БУ

От дождя блестит кора,

Вдалеке видна гора.

РА

Нелегко туда пройти,

Мост разрушен на пути.

ТИ

В замке светится окно,

А в горах уже темно.

НО

5 Наряду с авторскими, используются материалы из: Кеменова А. В., Архан­гельская Н. В., Карлсен Е. Г. Обучение грамоте: Пособие для учителя.-3-е изд.— М.: Просвещение, 1972.

Развитие звукослогового анализа и синтеза

Превосходная картина. Кто художник? БУРАТИНО.

* * *

Эй, держи, хватай! В лесу

Ловят рыжую лису.

СУ

Шум и гам. Народу тьма.

Громче всех кричит Кузьма.

МА

Он без куртки, без пальто,

Вместо шапки решето.

ТО

Из оврага, где ольха,

Слышны крики петуха.

Ха

Изловить лису б неплохо,

Да мешает СУМАТОХА.

* * *

Марина и Тома

Сидят возле дома.

МА

Смотрят они,

Как бегут малыши.

ШИ

Что-то проезжает мимо,

И меняется картина:

НА.

Рады Тома и Марина:

Это папина МАШИНА

Угадать и просто, и легко:

Она дает нам молоко.

КО

Бабушка каждое утро



Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Доит его в ведро.

РО

Знает вся детвора:

Любимая ее еда — трава.

ВА

Кто это? КОРОВА.

РАЗВИТИЕ

Наши рекомендации