Имитация акцентной структуры предложения

На начальном этапе работы по имитации акцентной струк­туры предложений детям предлагаются конструкции, вклю­чающие в себя уже отработанные слова с ударением на первом слоге. Затем в предложения постепенно добавляются новые слова.

Речевой материал:

Это дом. Это мяч. У дома дуб. Дима у дуба. Тут один дуб. И там один дуб.

У Димы дом. У Маши шуба. У Даши шаль. У мамы ваза. У тети тазы. У Дуни домик. У папы машина.

У Вари мяч. Варя катит мяч. У Тани мячик. Таня ловит мячик.

Этот мальчик маленький. Этот мальчик большой.

Собака лает. Коза бодает собаку. Собака упала. Ну и коза!

Мама купила сома. Тетя купила мясо. У мамы сом. У тети мясо.

Суп из мяса. Суп из сома. Все ели вкусный суп.

В чайнике чай. На тарелочке печенье. Печенье вкусное.

Прилетели грачи. Грачи кричат. Грачи вьют гнезда.

У кошки котеночек. У коровы теленочек. У лошади жере­беночек. У козы козленочек.

Этой щеткой чищу зубы. Этой щеткой — башмаки. Этой щеткой чищу брюки. Все три щетки мне нужны.

Организуя работу с детьми на первой ступени обучения, логопед использует только простые двусоставные предложения, состоящие из подлежащего в форме единственного (множе­ственного) числа существительного в именительном падеже и сказуемого в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного (множественного) числа настоящего времени (Кот сидит.). На данном этапе предложения могут включать указательные местоимения и существительные в единственном (множественном) числе (Это кот.). Возможно использовать трехсоставные предложения, состоящие из подлежащего и ска­зуемого в тех же формах и дополнения (Катя ест кашу.).

Формирование слухового внимания к звучащей речи



ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ К ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ

Формирование слухового внимания к звучащей речи — не­отъемлемая часть логопедической работы, начиная с первой ступени обучения. Однако как более частная задача логопе­дической работы по формированию звукослоговой структуры слова она реализуется на второй и третьей ступенях обучения. Мы рекомендуем формировать слуховое внимание детей с тя­желыми нарушениями речи с помощью игр и игровых упраж­нений, примеры которых представлены ниже.

Дифференциация слов, контрастных по длине

Лишнее слово

Ребенку предлагают прослушать ряд слов и назвать слово, непохожее на остальные. Речевой материал: Мак, бак, так, банан Сом, ком, индюк, дом Лимон, вагон, кот, бутон Мак, бак, веник, рак Совок, венок, каток, зуб Пятка, ватка, лимон, кадка, сук Ветка, диван, клетка, сетка, сок Каток, моток, дом, поток

Распознавание дефектного произношения звукослогового состава слова в чужой речи

Правильно — неправильно

Ребенок должен на слух (с опорой на предметные картин­ки) определить, правильно или неправильно произносятся

слова. Внимание ребенка обращают на то, что если звук или слог «заблудился», то слово становится непонятным. Ребенок, услышав дефектное произношение звукослогового состава сло­ва, поднимает флажок, сигнализируя об этом, или исправляет логопеда, отвечая на вопрос: «Как правильно сказать?».

Речевой материал:

Моноток — молоток Мутюг — утюг

Тул — стул Ломоко — молоко

Зуйка — зайка Шинама — машина

Распознавание слов,

различающихся по своему произношению только одним слогом или местом его в слове

Послушай — покажи

Ребенку предлагается прослушать слова и показать их на картинках. При этом особое внимание ребенка следует обра­тить на то, как изменяется смысл слова при опускании не­которых слогов или их перестановке (работа с детьми на тре­тьей ступени обучения). В данном случае используются слова, различающиеся по своему произношению только одним сло­гом или местом его в слове.

Речевой материал:

Резина — Зина Кулак — лак

Шина — машина Насос — сосна

Камыш —мышь Гора — рога

Рыбаки — рыба Лопата — палата

Различение близких по звуковому составу слов

Буквы заблудились

Проводится беседа по текстам стихотворения А. Шибаева «Буквы заблудились» либо Н. Матвеевой «Путаница» и вы­ясняется, какие звуки в каких словах «озорничают».

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Формирование слухового внимания к звучащей речи



Будем строить новый ком (дом). Чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).

Затем детям предлагается послушать двустишия2 и опреде­лить, какие слова «озорничают» и как: На виду у детворы Лежит лентяй на раскладушке, Крысу красят маляры (крышу). Грызет, похрустывая, пушки (сушки). Ловили рыбу уточкой (удочкой). Мы слушаем усами (ушами). С другом мы играли в чашки, Ой! — кричат вокруг хозяйки. — Пили чай из белой шашки. В огород забрались майки (зайки).

Просит пчел, чтоб дали лед (мед). Собирают с елок фишки (шишки). Писем мы не написали — Подарила мама ночке (дочке) Тучку (ручку) целый день искали. Разноцветные платочки.

Приведенные ниже двустишия3 можно использовать также при развитии навыка звукового анализа слов. Детям предла­гается не только исправить логопеда, но и сказать, чем отли­чаются слова.

Материал частично авторский, частично заимствован: Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок?: Пособие для воспитателей и родите­лей. — М.: Мозаика-синтез, 2005; Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. — М.: Мозаика-синтез, 2006.

Источники указаны в сноске 2.

БУКВЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Неизвестно, что случилось, Только буква заблудилась: Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нем. Но едва туда вошла Буква-озорница, Очень странные дела Начали твориться... Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

— Там ползет зеленый лук
С длинными усами!...
Врач напомнил дяде Мите:

— Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.

ПУТАНИЦА

Вот бутон,

А вот — батон,

Вот бидон,

А вот — питон,

В печке выпечен батон,

А в петлицу вдет бутон,

По траве ползет питон,

Молоко течет в бидон,

А на стройке есть бетон.

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаю повторять: В печке выпечен бутон, А в петлицу вдет батон, По траве ползет бидон, Молоко течет в бетон, А на стройке есть питон.

— Нет, не так! Нет, не так! Подскажите сами: как?...

Вылезла из норки шишка, На нее упала мышка.

Под кустом сидели шишки, На сосне висели мышки.

В воздухе летела кошка, Молоко лакала мошка.

На столе стояла кошка, На полу сидела плошка.

Танцует Маша в Машке, Конфету дали маске.

Пожарный носит кашку, Саша съела каску.

Доски на гору везем,

Между гор издалека Течет бурная щека (река).

Мишка плачет и ревет:

Здесь хорошее местечко — Протекает мимо печка (речка).

Слезы льются у Оксанки:

У нее сломались банки (санки).

Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери (звери).

Прилетел из леса лук (жук) И залез под толстый сук.

Жил в лесу один чудак, Разводил в саду он лак (мак).

Мышка спряталась под горку И грызет тихонько норку (корку).

Утром кости (гости) к нам

пришли, Всем подарки принесли.

Сшил себе котенок тапки,

Под водою рак живет,

В поле красный лак (мак) растет.

Очень рада бочка (дочка) Маленьким платочкам.

Любопытные мартышки



Лужок — пушок Лягушка — подушка Марка — мерка Ноты — нити

Преодолениенарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

I Тише, мыши, вдруг придет Нам темно. Мы просим папу

Очень страшный рыжий крот (кот). Нам включить поярче лапу (лампу).

Написал письмо я зайке, Прыгал птенчик по дорожке

Но забыл приклеить арки (марки). И клевал большие кошки (крошки).

Формирование слухового внимания к звучащей речи

Улитка — калитка Фикус — фокус Форма — ферма Чайник — начальник



Друг приехал из Полтавы, Он привез письмо от лавы (Славы, Клавы).
Мы от страха все притихли. Говорит Володя Коле: Стройку (тройку) получил я в школе.

Своей младшей дочке Тосе Заплетает мама осы (косы).

Подарили нам игрушки:

Целый день стреляли ушки (пушки). На арену вышли игры (тигры),

Землю роет старый кот (крот), Под землею он живет.

В зоопарке живет сон (слон), Словно дом огромен он.

Мама кукле шар (шарф) вязала, Ей Наташа помогала.

В нашем доме на окошке Сидят серенькие крошки (кошки).

Вадик спит и видит слон (сон),

,-«„/» „ „ Что летит в ракете он.

Серый вол (волк), голодный, злой,

Бродит по лесу зимой.

Воспитание внимания к звучащей речи с опорой на ритмику слова

Логопедическая работа по воспитанию внимания к звуча­щей речи с опорой на ритмику слова проводится с учетом индивидуальных речевых возможностей каждого ребенка. Ло­гопед предлагает ребенку продолжить такие стихотворные строки, в которых он способен произнести предполагаемое слово.

Подскажи словечко

Проводится беседа по фрагменту стихотворения Д. Чиарди «Об удивительных птицах»:




Чем отличаются слова?

В игре могут быть использованы слова, близкие по звучанию. Речевой материал:

Бант — бинт Огурец — продавец — братец

Булка ^- белка Полка — пилка

Бычок — пучок — лучок — Порог — пирог — творог

кулачок Ватрушка — Петрушка Воз — вяз Дворец — певец Конец — палец — перец Кукушка — квакушка Кусты — кисти Кучка — внучка Лапа — липа

Прыжок — пирожок Резинка — корзинка Рожок — горшок Ручка — речка Сапоги — пироги Сверчок — каблучок — колпачок Сетка — ветка

Синичка — сестричка

На улице прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нес,

На ящике

Написано: «Игра».

Я два квартала

Шел за ним

(Поверьте, я не вру)

И наконец

Спросил его:

— А как играть в игру?

Он улыбнулся

Вежливо,

Потом мне отвечал:

—Уверен,

Что такой игры

Еще ты не встречал. Две птицы Удивительных Есть в ящике моем. И если хочешь, То с тобой Сыграем мы вдвоем. А чтобы мы Могли начать, Запомнить должен ты, Что у несхожих Этих птиц — Похожие хвосты. Поймать

Таких смешных пичуг — Весьма нелегкий труд,



Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Формирование слухового внимания к звучащей речи





Одна достала Слово СЛОН, Другая — ЗВОН и ТЕЛЕФОН. Мы с ним Играли целый час Похожими словами, Теперь Мы покидаем вас, И вы играйте сами.

Недаром люди умные

Их рифмами зовут.

...И вправду,

Птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали

Вытаскивать

Наверх за словом слово.

Одна достала

Слово ГВОЗДЬ,

Другая сразу

ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

Детям предлагается продолжить строчки из стихотворений:

Пчелка, пчелка! Золотая холка! Полети на лужок! Принеси мне... (медок).

(Потешка в обр. С. В. Кузьминой)

Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и... (тепло).

(В. Берестов)

Мы вернулись из кино — Дома пусто и... (темно).

(С. Михалков)

Кран открой — пойдет вода, Как она пришла сюда? В дом, и в сад, и в огород Провели... (водопровод).

(М. Лапыгин)

Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобится... (мыло)*4.

Поскорей же наливай

В мой стакан горячий... (чай)*.

Лежебока рыжий кот Отлежал себе... (живот).

(И. Замбаева)

Пчелка, милая пчела,

Ты бы меду мне... (дала)!*

Целый день «уа-уа», Вот и все ее... (слова). (Е. Благинина)

Подготовлен самолет,

Он отправится в... (полет)*.

Михаил играл в футбол И забил в ворота... (гол)*.

— Для кого поёшь, пурга,
В серебристые рога?

— Для малюток-медвежат,
Что в берлоге крепко... (спят)*.

Съел сластена в воскресенье Все вишневое... (варенье)*.

Мы с сестренкою вдвоем Утром чай горячий,., (пьем). Мама, папа, брат и я — Вот и вся моя... (семья)*.

4 Звездочкой помечены стихи из: Успенская Л. П., Успенский М. Б. Сбор­ник речевого материала для исправления произношения звуков у дошколь­ников. — М., 1962.

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Сейчас я пуговку свою

Сам крепко-накрепко... (пришью)*.

На скамейке у ворот Лена горько слезы... (льет).

(С. Маршак)

Холодильник хоть и близко,

Не видать сметаны киске.

Не открыть стальную дверь,

Что же делать ей теперь?

Так и быть, уж я сметану /

Моей кошечке... (достану).

(Е. Стеквашова)

По окошку — стук да стук — Раздается гулкий... (звук).

(К. Авдеенко)

Улетел скворец не зря За леса и за... (моря)*.

На каток ушла с утра Моя младшая... (сестра)*.

Кругом гречиха зацвела — В улей мед несет... (пчела)*.

Зимой и летом зелена Стоит красавица... (сосна)*.

Березы, рябины, дубы, тополя — Богата деревьями наша... (земля)*.

Жил на свете человек, Скрюченные ножки, И гулял он целый век По скрюченной... (дорожке).

(К. Чуковский) 40

Формирование слухового внимания к звучащей речи

У себя в саду Андрейка Поливал цветы из... (лейки)*.

Нам сказали, сто сверчок Носит скрипку и смычок, А поймали мы сверчка — Нет ни скрипки, ни... (смычка). (А. Крылов)

Солнышку послушна звонкая капель. Ожила природа, на дворе... (апрель)*.

Все играли, а вратарь

В это время грыз... (сухарь)*.

Коту Мурзику не лень Умываться каждый... (день)*.

Ты надел сбв'сем не то: Нужна не шуба, а... (пальто)*.

Паровоз пускает пар, Топку топит... (кочегар). (С. Маршак)

Глянь-ка, Маня... — крикнул Ваня.—

Видишь, чучело сидит

И глазами-угольками

На метлу свою... (глядит).

(Д. Хармс)

ПИРОГ

Я хотел устроить бал, И я гостей к себе... (позвал). Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый... (пирог).



Наши рекомендации