Личность как объект и предмет педагогики
Понятие «личность» используется в различных науках, так как имеет общее происхождение. В древности личностью называли маску, которую надевал актер перед спектаклем. Любая маска была характерной, это могла быть маска «злодея», «героя», «несчастного» и т. д. Сейчас о личности говорят как о человеке, тоже имея в виду его роль в жизни общества.
Личность – это системное социальное свойство каждого человека, который имеет у разных индивидов нечто общее и варьирующееся в широком диапазоне индивидуальных качеств характера. Человек как личность – это социальная сущность и облик, главной характеристикой которого является степень возвышенности над животным, которым он был при рождении. Человека как личность определяют не его врожденные биологические характеристики, не его цвет волос, одежда, имущество, а именно его социально значимые индивидуальные особенности.
Проблема личности находится в центре внимания многих наук, так как она реально приобретена и для самого человека, и для общества.
Науки в соответствии со своим предметом выделяют в личности разное. Например, в социологии она оценивается преимущественно по социальным ролям и социально-демографическим данным.
Специфика педагогического подхода к личности выражается в следующем: – сначала рассматривается становление личности в проявлении и изменении ее педагогических свойств – воспитанности, образованности, обученности. Они составляют макроструктуру ее педагогической системы, формирующейся прижизненно и развивающейся в идеале до своей индивидуальной цивилизованной вершины;
– вторым этапом является признание факта возникновения изменения педагогических свойств у каждого человека во всеобъемлющем и непрерывном процессе социализации, т. е. в индивидуальном и избирательном присвоении и усовершенствовании им в процессе личной жизни разных видов опыта предшествующих и живущего поколения, а также субъективной переработке собственного опыта. Этот процесс непрерывен, в нем выделяют дотрудовую, трудовую и послетрудовую социализацию;
– подход к личности не как к пассивному объекту, «наполняемому» социальным опытом, а как к субъекту общественных отношений и педагогических систем, проявляющему активность и самостоятельность в усвоении опыта и формирующему самого себя, а поэтому несущему личную ответственность за свой жизненный путь. Существует четыре основных типа личности:
– высший уровень педагогической разновидности личности – духовная личность;
– высокий уровень педагогической разновидности личности – разумная и нравственная личность;
– низкий уровень педагогической разновидности личности – ограниченная личность;
– отрицательный (его еще называют регрессивный, асоциальный) уровень педагогической личности – социально деформированная личность. Разумеется, не все люди становятся духовными личностями, хотя педагогические усилия к этому должны прикладываться максимальные. Третий и четвертый типы – брак в педагогической работе и самоосуществлении индивида.
ЦЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Пути содействия эффективной педагогической социализации человека и его формирования как цивилизованной личности неотрывны от решения вопроса о цели, представления о том, какой ей желательно быть.
В гуманистической теории говорится о том, что человек прежде всего должен точно знать разницу между понятиями «кем быть» и «каким быть», т. е. какой личностью стать. В педагогической литературе сейчас ведутся активные обсуждения, касающиеся цели формирования личности, часто стали критиковать традиционную в педагогике версию, которая закреплена законодательно, в это же время предлагаются новые формулы, но общего определения, с которым согласились бы все, еще не сложилось.
Ниже рассмотрим основные теоретико-методологические предпосылки, другими словами, требования, которые выдвигаются к определению цели формирования личности:
– педагогика не уполномочена давать определение цели формирования личности, за это должны отвечать такие науки, как философия, социология, либо должно отмечаться в законодательстве, отражающем государственную идеологию и политику. Педагогика компетентна и несет ответственность только за то, что в ее границах, т. е. она обязана связать цель с желательным результатом педагогической социализации, которая выражается в воспитанности, образованности, обучен-ности, развитости человека как личности. Это требование является требованием научно-педагогической предметности;
– цель формирования личности и ее совершенствования не может быть определена кратковременно, она должна базироваться на принципах, положениях, тенденциях, исторически сложившихся и выделенных из многовекового опыта человечества, общества, педагогической науки;
– формирование нового поколения и личности в каждой стране объективно, т. е. зависит от присущих большинству населения устойчивых культуро-пси-хологических особенностей, привычного образа жизни, мышления, убеждений, традиционных ценностей, норм поведения и т. д., которые имеют глубокие корни в особенностях всей предшествующей истории страны и народа. Их совокупность называется менталитетом народа, что является нравственно-психологическим стержнем его духовности, жизни, преобладающего типа личности. Например, о нашем менталитете за рубежом говорят как о «загадочной русской душе», т. е. как о своеобразном, многоликом и мало меняющемся феномене. Поэтому целью формирования личности является отражение основных черт менталитета российского народа, которые следует передавать из поколения в поколение;
– но из третьего утверждения нельзя сделать вывод, что необходимо делать только так, как было раньше, необходимо обязательно делать изменения, которые вызваны развитием человечества, при этом изменения должны согласовываться с будущим и отвечать его требованиям;
– главным показателем совершенствования личности выступает цивилизованность.
Из вышесказанного можно сформулировать определение цели формирования личности, которая заключается в содействии формированию педагогически всесторонне, гармонично, цивилизованно развитой личности – гражданина своей страны и мира, обладающего яркой индивидуальностью, мыслящего, разумного, высоконравственного, деятельного, реализующего себя в жизни, в интересах при участии самого себя и общества.