Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет
Аромштам М. С.
А79 Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. - 184 с. -(Детский сад).
I8ВN 5-93196-527-0
В пособии представлен цикл занятий по обучению грамоте детей 5-6 лет. В увлекательной сказочной форме малыши смогут познакомиться с буквами и звуками, их особенностями, связями и различиями. Материал может быть использован на занятиях в группах детских садов, при подготовке к школе, в индивидуальной работе с дошкольником.
Для педагогов старших групп детского сада, учителей начальных классов, гувернеров и родителей, занимающихся обучением своих детей.
УДК 373 ББК 74.102
Учебное издание
Марина Аромштам Азбучные сказки
Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет
Редакторы: Е. Л. Кабанина, А. Б. Таранин; художественный редактор Н. И. Комиссарова
Технический редактор О. А. Сигутова', компьютерная верстка М. А. Толокновой,
С. П. Моргун; корректоры В. В. Смирнова, Т. И. Орехова
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.П.000413.03.04 от 12.03.2004 г.
Подписано в печать 06.12.2004. Формат 60х90'/|г Печать офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. 11,5л. Уч.-изд. л. 11,6. Тираж 5 000 экз. (1-й завод 1-3 000 экз.). Изд. № 290. Заказ-№ 10062.
ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС».
115201, г. Москва, Каширское ш., д. 22, корп. 3. Тел./факс: (095) 113-53-90, 234-71-82.
Е-птй: а<1ге5@епа5.га Ькр://\у\уш.епа5.ги
Отпечатано с готовых диапозитивов
в ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ». 140010, г Люберцы, Московская обл., Октябрьский пр-т, 403. Тел. 554-21-86.
КНИГА-ПОЧТОЙ
Вы можете получить любую книгу нашего издательства по почте,
заказав по адресу:
127030, Москва, а/я 1 Абсолют-Пост, или по телефону (095) 933-41 -53, либо Е-тш1: Кшд1@Ро5{.ш
Закажите и получите бесплатный каталог книг, аудио - и видеопродукции
© Аромштам М. С., 2005
I8ВN 5-93196-527-0 |
©ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС» 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие...................................................................................... 5
Гл а в а 1. Уроки фонетики для взрослых ............................ 22
Урок 1. Фонетика .................................................................................. 22
Урок 2. Гласные и согласные ............................................................... 22
Урок 3. Звонкие и глухие согласные ................................................... 23
Урок 4. Пары по твердости-мягкости............................................... 23
Урок 5. Позиционные чередования..................................................... 24
Урок 6. Фонемы .................................................................................... 24
Урок 7. Что обозначают буквы русского алфавита? .......................... 25
Урок 8. Особенности русского алфавита............................................ 25
Урок 9. Немного истории ..................................................................... 26
Гл а в а 2. Вводные занятия ....................................................... 28
Занятие 1. Сказка про то, как придумали буквы ................................ 28
Занятие 2. Встреча с буквой Ж............................................................ 30
Занятие 3. Встреча с буквой Ч............................................................. 32
Гл а в а 3. Знакомство с гласными буквами
(А, О,У, Ы,Э) .................................................................................... 34
Занятие 4. Подготовка к сказочному путешествию........................... 34
Занятия 5-6. Встреча с буквой О......................................................... 35
Занятие 7. Встреча с буквой А............................................................. 39
Занятие 8. Закрепление знаний о буквах О и А ................................. 41
Занятие 9. Встреча с буквой Э............................................................. 42
Занятие 10. Закрепление знаний о буквах О, А, Э............................. 44
Занятие 11. Встреча с буквой У........................................................... 45
Занятие 12. Закрепление знаний о буквах О, А, Э, У ........................ 46
Занятие 13. Встреча с буквой Ы .......................................................... 48
Занятие 14. Закрепление знаний о буквах А, О, Э, У, Ы ................... 49
Занятие 15. Игры со звуками и буквами ............................................. 51
Гл а в а 4. Знакомство с И и йотированными буквами
(Я, Е, Ё, Ю), с буквой И................................................................. 53
Занятия 16-17. Встреча с буквой И..................................................... 53
Занятия 18-19. Встреча с буквами Ё, Я, Е, Ю.................................... 56
Занятие 20. Закрепление знаний о букве Я ........................................ 59
Занятия 21-24. Закрепление знаний о буквах Ё, Я, Е, Ю ................. 60
Занятие 25. Встреча с буквой И........................................................... 62
Гл а в а 5. Буквы для согласных звуков................................ 65
Занятие 26. Согласные звуки. Слог..................................................... 65
Занятие 27. Звонкие и глухие согласные ............................................ 67
Занятие 28. Мягкие и твердые согласные........................................... 68
Занятия 29-31. Встреча с буквой 3 ..................................................... 69
Занятие 32. Обозначение звука [з'] на письме ................................... 72
Занятие 33. Прописная буква 3............................................................ 73
Занятия 34—36. Встреча с буквой Г ..................................................... 74
Занятия 37-39. Встреча с буквой С..................................................... 77
Занятие 40. Обозначение на письме звука [с']................................... 78
Занятие 41. Буква Ь............................................................................... 79
Занятия 42-44. Встреча с буквой К..................................................... 80
Занятия 45-48. Встреча с буквой Т..................................................... 83
Занятия 49-51. Встреча с буквой Д..................................................... 85
Занятия 52-54. Встреча с буквой Б ..................................................... 88
Занятие 55. Встреча с буквой П........................................................... 90
Занятия 56-58. Встреча с буквой Л..................................................... 91
Занятие 59. Встреча с буквой М.......................................................... 94
Занятие 60. Игры с буквами и словами............................................... 96
Занятия 61-62. Встреча с буквой Ш ................................................... 97
Занятие 63. Встреча с буквой Щ ......................................................... 99
Занятие 64. Правописание слогов ча, ща, чу, щу............................... 100
Занятие 65. Встреча с буквой X........................................................... 102
Занятие 66. Встреча с буквой Р ........................................................... 102
Занятие 67. Встреча с буквой Ц........................................................... 104
Занятие 68. Встреча с буквой Н........................................................... 105
Занятие 69. Встреча с буквой В........................................................... 106
Занятие 70. Встреча с буквой Ф .......................................................... 107
ПО 110 |
Занятие 71. Алфавит............................................................................. 108
Приложения.......................................................................................
Приложение 1. Карточки к занятиям со сказочными картинками....
Приложение 2. Карточки к занятиям со стихотворным материалом............................................................................................
Приложение 3. Карточки-задания к занятиям с пропущенными буквами, ребусы, карточки слогов, букв и др.....................................
Приложение 4. «Размытые» буквы ....................................................
Приложение5. «Зашумованные» буквы ...........................................
Предисловие
Уважаемые коллеги!
Эта книга - результат многолетней педагогической работы автора. В ней представлена методика обучения грамоте детей пяти-шести лет, основанная на образном преподавании. Основу книги составляют сказки - но не обычные, а «азбучные». С их помощью ребенок должен открыть для себя графические образы букв и научиться соотносить буквы со звуками. Таким образом методика объединяет художественный принцип преподавания с фонетическими принципами обучения грамоте. И логика разворачивания сказочных событий определяет ее структуру в не меньшей степени, чем логика науки.
Пособие не претендует на статус законченного курса обучения грамоте. Это лишь «введение в предмет», рассчитанное на детей 5-6 лет. Тем не менее использование на занятиях материалов книги даст ребенку мощный толчок для овладения сложным умением читать и подготовит его к обучению письму, а педагога - побудит к собственным творческим поискам.
Из истории обучения грамоте
В разных культурах ребенок вступал в школьный возраст в разное время.
Египетские мальчики, готовящиеся к карьере писцов, начинали посещать школу с пяти лет. В Древней Индии систематическое обучение ребенка мужского пола из касты брахманов (жрецов) начиналось в восемь лет, из касты кшатриев (воинов) - в одиннадцать, из касты вайшья (крестьян, ремесленников, торговцев) - в двенадцать. В этом возрасте мальчик покидал свою семью и переходил жить в семью учителя.
В Древнем Китае школьное обучение начиналось с семи-восьми лет; в Древней Греции - с семилетнего возраста.
Однако поступление в школу было привязано к возрасту достаточно условно. Родители, по крайней мере в Средние века, самостоятельно определяли, когда ребенка нужно отдавать учиться. На их решение влияло и финансовое положение семьи, и то и дело
вспыхивавшие эпидемии, и готовность ребенка жить без родных (практически все школяры в средневековой Европе учились далеко от дома).
Вот почему в колледжах ХУ1-ХУП вв. в начальном классе можно было встретить детей в возрасте от восьми до пятнадцати лет, при том что наиболее распространенным возрастом для поступления в школу был десятилетний возраст.
Практически во всех культурах одной из главных задач школы было обучение грамоте. Начиналось оно обычно со знакомства с письменными знаками (буквами, иероглифами), которые ученики по образцу выцарапывали на глиняных или восковых табличках.
Обучение письму и чтению на протяжении всей истории цивилизации стоило детям многих усилий. Учиться было трудно, и это считалось закономерным. Учителя полагали, что корни учения должны быть горькими: лишь в этом случае можно оценить сладость его плодов. За неуспехи и нарушение дисциплины учеников били. Физическое наказание также было необходимым элементом обучения. Как гласила надпись на одном из древнеегипетских папирусов, «дитя несет ухо на своей спине, и нужно бить его, чтобы он услышал».
Казалось бы, это события давно прошедших веков. Но многие родители и по сей день считают, что маленький ребенок должен учиться до изнеможения. Иначе, какая же это учеба?
В древнегреческой школе учились читать по складам: «бета-альфа - ба; гамма-альфа - га; гамма-ламда-альфа — гла» и т. д., перебирая всевозможные сочетания, пока дети не начинали узнавать склады с первого взгляда. Этим же методом пользовались и в России. Так, например, обучал читать воспитанников яснополянской школы Лев Толстой. И, как считал он сам и его ученики, - довольно успешно. Толстой неодобрительно относился к внедрению в школьную практику новых звуковых методов обучения чтению и считал, что по складам дети обучаются читать легче. Похожие слова мы услышали от нашего современника - педагога Зайцева. Он вернул в педагогический язык уже подзабытое слово «склады».
Известные педагоги Борис и Елена Никитины отстаивали целесообразность другого старинного метода обучения чтению - метода целых слов. У каждого из детей их большой семьи в возрасте года появлялся альбом, куда записывались слова и коротенькие предложения. Ребенок учился узнавать их, как картинки, и скоро мог «прочитать» первую, специально для него написанную книжку. Никитины утверждали, что такое узнавание слов-картинок является хорошей подготовкой к настоящему чтению. Все их десять детей научились читать довольно рано - еще до поступления в школу. В последние годы
эмпирический опыт супругов Никитиных нашел неожиданное подтверждение в психологических исследованиях. Так, доктор психологических наук Елена Кравцова пишет в своих работах, что метод обучения чтению целыми словами действительно может быть очень эффективным. Но только в случае обучения чтению детей дошкольного возраста. В силу особенностей своего психического развития дошколята воспринимают целое раньше частей.
Педагоги вальдорфской школы считают: сначала надо научить ребенка писать и только потом читать. Аргументируют они свою позицию так: книгопечатанию в истории человечества предшествовал длительный период развития рукописной культуры. Ребенок в своем развитии должен обязательно повторить ступени развития человеческого общества - в этом залог психологической обоснованности методики обучения. Сначала ребенка нужно научить создавать рукописные тексты, и лишь потом - разбирать печатные.
Такая позиция, конечно, может подвергнуться вполне обоснованной критике. В частности, критически отзывался об этом Л.С. Выготский: ребенок, появляясь на свет, оказывается в определенной культурно-исторической среде, с первых дней испытывает на себе влияние этой среды. И поэтому его индивидуальное развитие (онтогенез) не может быть точной калькой с развития человечества как вида (филогенеза).
Но в защиту концепции вальдорфского обучения можно привести два довода. Во-первых, в вальдорфской педагогике существует очень строгий взгляд на возрастные границы начала обучения. Детей моложе семи лет в вальдорфскую школу не принимают. Поэтому речь здесь принципиально не идет о дошкольниках.
Кроме того, если мы откажемся под «первоначальным» письмом понимать изображение письменных букв - таких, какими они существуют в прописях, а будем рассматривать его как письмо «рисованное», в таком подходе обнаружится много мудрого. Вспомните: малыши, знакомясь с буквами, прежде всего начинают их «писать». Как они сами говорят, «я умею писать печатными буквами». Ученые называют эти буквы «иероглифами», потому что они не написаны в буквальном смысле слова, а нарисованы. Некоторые дети исписывают рисованными буквами целые тетради, пытаются записывать сказки и истории. И при таком положении вещей письмо (или «пра-письмо») действительно предшествует чтению. Подобные занятия нужно поощрять всеми возможными способами: они очень полезны и с точки зрения развития моторики руки, и с точки зрения усвоения графического образа буквы. А самое главное, эти занятия носят игровой характер и являются продуктивной деятельностью (в результате нее на свет появляется «продукт»).
Исследователи отмечают, что сроки, необходимые для овладения чтением и письмом, во все времена определялись индивидуальными особенностями детей, установками педагогов и культурными традициями. Так, французский культуролог и исследователь семьи и детства Филипп Арьес рассказывает, что маленького дофина — будущего короля Франции Людовика XIII, жившего в XVII веке, начинали учить читать с трех лет. «В три года пять месяцев ему нравится листать Библию с картинками, кормилица показывает ему буквы — он знает весь алфавит.. .Начиная с четырех лет ему преподают письмо. .. Приносят письменный прибор и пример. (Примером называли образец, который надо было скопировать.) Он переписывает пример, точно копируя каждую букву. Очень доволен. Начинает знакомиться с латинскими словами...»
Но тот же Арьес, рассказывая о другом известном человеке Средневековья Томасе Платтере (гуманисте и реформаторе образовательной системы), отмечает, что за десять лет своего бродяжничества по школам Европы Платтер так и не выучился читать и писать. И лишь в возрасте 18 лет он нашел священника, который взялся обучить его грамоте. Томас выучил алфавит за один день и быстро освоил чтение и письмо. Овладение грамотностью завершило образование Платтера: к 18 годам он знал наизусть множество текстов античных философов и отцов церкви, которые выучил со слуха, и мог вести «ученые» беседы.
Примеры из жизни знаменитых людей показывают, что никакой определенной связи между ранним обучением чтению (в три, в четыре, в пять лет) и будущими свершениями не просматривается. Михаил Ломоносов, как мы помним, не был «ранним» учеником. А Альберта Эйнштейна по результатам современного тестирования следовало бы отдать в школу для детей с задержкой умственного развития: он плохо говорил, поздно научился читать и не успевал по математике.
Одним из важнейших обстоятельств, побуждающих ребенка учиться читать, являются семейные традиции. Знаменитый философ-экзистенциалист середины XX века Жан Поль Сартр рос в семье, где к чтению относились как культовому действу, а домашняя библиотека была фамильным достоянием. Стать взрослым и овладеть «тайной» узнавания буквенных значков было для маленького Жана синонимами. «Я еще не умел читать, но уже пожелал иметь собственные книги. Дед отправился к своему мошеннику-издателю и раздобыл там «Сказки» поэта Мориса Бушора... Взяв два маленьких томика, я их обнюхал, ощупал, небрежно, с предусмотренным по этикету хрустом открыл «на нужной странице». Тщетно: у меня не было чувства, что книги мои. Не увенчалась успехом и попытка поиграть с ними: баюкать, целовать, шлепать, как кукол...
Завладев книжкой под названием «Злоключения китайца в Китае», я уволок ее в кладовую; там, взгромоздившись на раскладушку, я стал представлять, будто читаю: я водил глазами по черным строчкам, не пропуская ни одной, и рассказывал себе .вслух какую-то сказку, старательно выговаривая все слоги. Меня застигли врасплох. .. и было решено, что пора меня учить грамоте. Я был прилежен, как оглашенный язычник; в пылу усердия я сам давал себе частные уроки: взобравшись на раскладушку с романом Гектора Мало «Без семьи», который я знал наизусть, я прочел его от доски до доски, наполовину рассказывая, наполовину разбирая по складам; когда я перевернул последнюю страницу, я умел читать.
Я ошалел от счастья: теперь... я буду знать все! Мне позволили рыться на книжных полках, и я устремился на приступ человеческой мудрости!... Напрасно я стал бы искать в своем прошлом пестрые воспоминания, радостную бесшабашность деревенского детства. Я не ковырялся в земле, не разорял гнезд, не собирал растений, не стрелял из рогатки. Книги были для меня птицами и гнездами, домашними животными, конюшней и полями...»
Сартру в это время было пять лет. Важно, что родители приняли решение обучать мальчика читать только после того, как он продемонстрировал готовность к таким занятиям. Однако известны случаи, когда страстное желание ребенка учиться развивается вопреки внешним обстоятельствам. Более того, внешние препятствия только подогревают его интерес к той или иной области знания.
Вот как вспоминает о своем детстве Софья Ковалевская, знаменитая женщина-математик: «Гувернантка моя очень разборчива насчет дозволенного для меня чтения. Детских книг у меня немного, и я все их уже знаю почти наизусть; гувернантка никогда не позволяет мне прочесть какую-нибудь книгу, не прочтя ее предварительно сама; а так как читает она довольно медленно, то я нахожусь в хроническом состоянии голода насчет книг...
...Я подхожу к какой-нибудь книжке и заглядываю в нее; переверну несколько страничек, прочту несколько фраз, потом опять пробегусь с мячиком... Мало-помалу чтение завлекает меня. Я забываю об опасности и начинаю жадно глотать одну страницу за другой. Нужды нет, что мне попался не первый том романа; я с таким же интересом читаю с середины и в воображении восстанавливаю начало. Время от времени я имею предосторожность сделать несколько ударов мячиком... чтобы гувернантка... слышала, что я играю, как мне приказано...»
Этот случай показывает, что «интеллектуальный голод» только стимулирует страсть девочки к чтению и к книгам. Конечно, гувернантка Софьи Ковалевской далека от мысли действовать методом
от противного. Но в некоторых педагогических системах (например, в вальдорфской педагогике и в Монтессори-педагогике) принцип «интеллектуального голода» является методом обучения: чтобы ребенок хотел узнавать что-то новое, его нельзя пичкать информацией. Нужно создавать условия, при которых ему потребуется добывать эту информацию самостоятельно. Только тогда она будет для ребенка личностно значимой.
Как видно из приведенных примеров, обучение детей чтению, конечно, подчиняется общим законам, но во многом определяется индивидуальностью обучаемых (или обучающихся). И педагогу, и родителю очень важно не перегнуть «палку просвещения». Иначе вместо желаемого развития можно получить совершенно обратный результат: устойчивую неприязнь к обучению любого рода и отвращение к книге как источнику неприятностей. Если мы и беремся чему-то учить малышей, то делать это можно только в понятных и любимых ими формах - через игру и сказку.
Образное движение
С образным движением в качестве дидактического приема мы впервые встречаемся в фольклоре - прежде всего в материнском фольклоре и в детских народных играх. Достаточно вспомнить по-тешку «Идет коза рогатая»: она сопровождается движениями, имитирующими бодливую козу. Движение здесь служит средством стимулирования двигательной и эмоциональной активности ребенка и средством развития имитационных навыков.
В начале XX века Айседора Дункан создала школу свободного движения, куда, в отличие от традиционных балетных школ, мог поступить любой ребенок независимо от своей комплекции и хореографических способностей. Свободное образное движение, считала Дункан, доступно всем. Оно раскрепощает человека (ребенка) и рождает ощущение творческих сил. Образное движение с целью развития у детей музыкального чувства использовал в своей педагогической деятельности С.Т. Шацкий. Это были музыкальные игры, в которых требовалось движениями передавать характер музыки.
В семидесятых годах прошлого столетия образное движение в нашей стране нашло свое применение в качестве игрового приема для обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку. Впоследствии оно стало применяться более широко в детском саду и в первых классах начальной школы -для развития мелкой моторики руки, для организации так называемых «физкульминуток», на занятиях по обучению грамоте, счету, развитию речи. Возникла так называемая «логоритмика».
Одна из существенных задач образного движения — формирование двигательного воображения, а оно является основой осмысленной творческой моторики.
Есть и еще одна функция у образных движений: они позволяют превратить невидимое в видимое. Слово звучит. Но скрытое в нем значение можно сделать явным. Как в детской игре про дедушку Мазая: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!».
«Видимые» понятия
Материализация, опредмечивание слов и понятий - еще одна форма образного преподавания. Великий греческий математик Евклид написал книгу, по которой античные школяры постигали основы математики. Называлась она «Начала геометрии». Большинство присутствующих в ней понятий классической геометрии «отсылали» ученика к зримым, вполне материальным образам окружающего мира. Об этом свидетельствует происхождение терминов. Так, понятие «линия» восходит к слову Нпшп (льняная нить), понятие «трапеция» - к слову {гарегюп, что означает «столик». За столиком такой формы греки вкушали «трапезу».
Этот же принцип «видимых» понятий мы по прошествии столетий обнаружим в разработках М. Монтессори. Числа здесь изображаются бусинками, нанизанными на проволоку. Проволока с десятью бусинками - десяток. Плашка из десяти таких скрепленных между собой проволок - сотня. Кубик из десяти плашек - тысяча. Чтобы «выложить» число 3452, ребенок возьмет три кубика, четыре
плашки, пять цепочек и проволоку с двумя шариками. Примерно так же работают пособия, рассчитанные на формирование представлений о плоских и объемных геометрических фигурах, о точке, отрезке ломаной. Это образы внешние - те, что педагогика традиционно' связывает с «наглядностью».
Но есть образы внутренние, не требующие (по крайней мере, в момент своего предъявления) зрительного ряда, но все же вос-требуемые ребенком. Это образы сказок.
Сказки
Сказки относительно недавно стали объектом внимания ученых. Сначала литераторов (XVIII век), потом - мифологов и фольклористов (XIX век). А к середине двадцатого века их стали изучать психологи. И тут оказалось, что действие сказочных текстов направлено не столько на сознательное восприятие, сколько на подсознательное усвоение. Детям потому так полезно и важно рассказывать сказки, что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение - «питать душу».
Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает. Такое проживание сказок может быть связано с возвратом к сказочному сюжету на уровне активной деятельности ребенка - рисования, лепки, игры, театрализованного представления. Эта деятельность всегда носит для ребенка творческий характер и служит опредмечива-нию его впечатлений, полученных в результате знакомства со сказкой (то есть переводу невидимых реалий в видимые). Игры по известным сказочным сюжетам широко используются в сказкотерапии и в практике организаторов ролевых игр.
Один из широко используемых приемов развития речи детей и коррекции детских проблем связан с игровыми переделками сказок, с сочинением сказок в соответствии со сказочными матрицами. Этот способ впервые использовал в работе с детьми младшего школьного возраста и подробно описал Джанни Родари. Использование этого способа в образовательном процессе является мощным фактором развития речи и чувства юмора, а также «отыгрывания» внутренних конфликтов детей. Но такая работа практически всегда несет в себе элементы пародийности на «материнскую» сказку. А это, в свою очередь, предполагает, что участники процесса уже «напитались» сказками, умеют пользоваться их языком и обладают достаточно развитой фантазией. Необходимым условием пародийной работы со сказкой является преодоление ребенком тождества со сказочной действительностью. Оно приходится на возраст 9-10 лет, характеризующийся становлением понятийного мышления. В этом возрасте ребенок оказывается в состоянии понять структуру сказки и «расчленять тело сказки» без ущерба для развития своего внутреннего мира.
Что же касается малышей 5-6 лет, они еще в силу психических особенностей могут фантазировать на тему сказки и играть в нее «по мотивам», но не готовы смеяться над сказкой. Сказка для них -это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.
«Шляпа волшебника»
Обучение грамоте в рамках образного преподавания должно было бы учитывать все перечисленные формы. Но образное обучение очень сложно поддается описанию. Хотя помнить о нем и использовать его на занятиях с детьми необходимо. Зато принцип построения обучения на основе сказочных образов и видимых понятий усматривается в книге «Азбучные сказки» достаточно легко.
А «волшебная» сила сказки такова, что должна суметь передать читателю игровой дух методики.
Методика образного преподавания предполагает, что педагог, решившийся по ней работать, умеет играть. Не «организовать игровую деятельность», а именно погрузиться в игру, заразиться ее настроением, ее азартом, ее интригой. Для этого недостаточно иметь перед собой тексты на сказочной подкладке. Нужно именно уметь почувствовать, как восковой мелок на ладони превращается в волшебную палочку. Нужно уметь видеть, как звуки порхают, заставляя воздух вокруг дрожать от взмахов своих крылышек. И как они застывают в образе букв, исполненных внутренней тайны.
Гласные звуки предоставляют педагогу прекрасную возможность связать изучение грамоты с психогимнастикой и дыхательными упражнениями, которые будут использоваться на протяжении всего курса «Азбучных сказок». Что же касается упражнений на узнавание букв, они могут носить совершенно «материальный» характер. Одна учительница, например, как-то принесла в класс корешок растения и попросила детей отгадать, какую букву она отыскала в лесу. Это была буква к. Точно так же можно предложить детям отыскать букву в алюминиевой ложке. Буквы обнаружатся и в циркуле, и в треугольнике, и в колючках кактуса.
Скоро дети сами начнут удивлять вас своими изысканиями. Дайте им только толчок. Кстати, обнаружится, что и сказок про буквы они знают гораздо больше, чем вы им рассказали: то ли услышали где-то, то ли сами придумали.
И это очень нелохая идея - взять и вместе с детьми придумать свою книгу «азбучных» сказок.
Педагог, работающий с малышами, должен все время ощущать на своей голове «шляпу волшебника» и быть готовым к тому, что из нее вылезет кролик. Чаще всего - в виде детского вопроса. А вопрос -это всегда узенький мостик к сотрудничеству и сотворчеству.
Будучи увенчанным волшебной шляпой, невозможно в течение всего занятия занимать только одну позицию - позицию сверху: ведь игра демократична по своей природе. А потому будет правильно, если учебное (точнее игровое) помещение превратится в сложно организованное пространство, существовать в котором можно по крайней мере в трех позициях: 1) сидя за столами, 2) стоя (стоя очень удобно, например, рассматривать выставку рисунков или пейзаж за окном, а также играть в мяч) и 3) сидя (или даже лежа на животике) на ковре.
Такое расположение, во-первых, открывает новые возможности для перемещений, т. е. для дополнительных движений во время занятия: перейти с одного места на другое, сесть, встать, лечь, подпрыгнуть и даже проползти (если дети сидят на ковре, то выполняющий задание, естественно, не «выходит к доске», а выползает на четвереньках в середину круга). А во-вторых, разрушает представление об учебной группе как о чем-то линейно упорядоченном и построенном в затылок друг другу. Можно, конечно, и в затылок, если так удобнее смотреть на доску или на картину. Но, кроме этого, можно еще и в кругу, глаза в глаза, лицом к лицу, или буквой п (Ура! - буквой!), или парами, или микрогруппами.
Основной эффект непростой организации пространства - разрушение казенной атмосферы и академической холодности и, следовательно, расширение границ возможного. А можно, например, бегать. Беготня и крик во время эстафет или других соревнований, организованных, конечно же, с серьезнейшими образовательными целями, заряжают воздух невероятным количеством ионов мотивации - страстного желания отдать все силы во имя освоения грамоты или другой учебной премудрости.
Не это ли наша заветная педагогическая мечта - пробудить в ребенке желание учиться?
На подобных занятиях от взрослого требуется актерское мастерство, помогающее представить сюжет, событие и даже упражнение как составляющие игровой или сказочной действительности, а также способность разделить с ребенком эмоцию радостного удивления.
Но если по каким-то причинам дети в данный момент возбуждены другим происшествием, мысли и чувства их принадлежат другому значимому для них событию, или они сегодня настроены только играть, или только слушать и слушать сказку, педагог должен изменить план занятия и даже отказаться от реализации своих великих обучающих задач. Иначе он и дети окажутся в разных плоскостях реальности, и это исключает любую возможность сопереживания и сотворчества.
И волшебная шляпа окажется пустой уловкой не очень умелого фокусника...
Игры с буквами
Рукотворные буквы
Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать» горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные», «лесные», «макаронные». Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками.
Буквенный лабиринт
Играющие выбирают юлящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревок. Игра становится еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.
Буквенные барельефы
Буквы можно лепить из пластилиновых колбасок и делать из них лепные барельефы. Такие барельефы станут достойным украшением фамильных гербов, рыцарских щитов, сказочных замков. Можно затеять игру: предложить детям отгадать, как зовут персонажа (рыцаря, волшебника, принцессу), на дверях замка которого(ой) красуется такой герб.
Дорисуй букву
Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.
Буквенный след на спине
Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.
В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водящих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого водящего букву.
Буквы на песке
Берется небольшой поднос с бортиками. В него насыпается мелкий песочек или манка. Дети по очереди рисуют буквы пальцами на сыпучем материале.
Буквы вверх ногами
Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква.
Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень - когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.
Заколдованные буквы
Детям раздаются карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно, только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточках зеркальными буквами будут написаны слова.
Расти, буковка!
Выбираются две команды по два-три человека. На полу раскатываются две длинные дорожки из обоев. На одной в левом нижнем углу нарисована очень маленькая буква, на другой - с левой стороны изображена очень большая такая же буква. По условному сигналу члены команды по очереди начинают рисовать такие же буквы. Одни должны «вырастить» свою букву к концу дорожки, другие - уменьшить. Выигрывает та команды, которая закончит работу за более короткое время и при этом нарисует «красивые» буквенные знаки.
О букве Я
Представляя букву я детям, можно обыгрывать ее по-разному. Но нельзя не обсуждать ее значение. Это личное местоимение первого лица, золотое сечение психологии, с которым связывают «я-субъектность», «я-концепцию», осознаваемое ядро личности. Вы только присмотритесь к этой букве: у нее даже головка есть, чтобы нарисовать в ней рожицу-портрет! В английском языке эта буква хотя и не открывает собой алфавит, но в качестве личного местоимения пишется с большой буквы. А в русском - вот беда! - ее не только не удостоили этой чести, но еще и задвинули в конец алфавита. Не просто задвинули, а с приговоркой: «я - последняя буква в алфавите».
Что-то здесь не так! В некоторые времена все было наоборот. В те времена, когда великий муж Константин Философ (в монашестве Кирилл) только создал свою азбуку, названную по двум первым буквам - аз и буки.
Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в момент молитвы. А исторические источники уточняют: божественному откровению предшествовало долгое изучение Константином языков, почитавшихся священными, - древнееврейского, греческого и латыни. Это языки Писания. На последних двух велись богослужения. В священных текстах все имело смысл: содержание, форма записи, даже расположение букв. И Константин, владевший мудростью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал славянскую азбуку по «образу и подобию» священных алфавитов. Азбука создавалась им с вполне определенными целями. Он был миссионером и проповедовал среди славян христианство. А христианские идеи, чтобы встретили они любовь и понимание, полагал Философ, должно излагать на родном языке. Но за подобный образ мыслей нетрудно было и еретиком прослыть. Потому Константин, стараясь отвести от себя возможные об