Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Программы

Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития - student2.ru

© МОУ «Центр лечебной педагогики» г. Пскова

Авторский коллектив:

С.В. Андреева (разделы V.1, V.2), С.Н. Бахарева (разделы IV.1, V.7), Е.А. Виноградова (раздел IV.2), Л.А. Казанцева (разделы IV.1, V.3, V.4, V.7), С.Ю. Коптев (разделы V.6, V.7, V.8), О.Ю. Сухарева (раздел III), А.М. Царёв (разделы I, II, V.5, V.6)

Под редакцией А.М. Царёва.

Рецензент: И.М. Бгажнокова, профессор, заведующая кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования.

Программы обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития предметно-практической деятельности, элементам художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой допрофессиональной деятельности разработаны коллективом педагогов муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики» г. Пскова. Центр был открыт в 1993 году с помощью Евангелической церковной общины г. Вассенберг (Германия) для обучения детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программы предназначены для специалистов, занимающихся обучением и воспитанием детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в классах и группах продлённого дня специальных (коррекционных) школ VIII вида, в ПМС центрах, центрах реабилитации и детских домах-интернатах Министерства здравоохранения и социального развития. Данные программы могут быть положены в основу разработки образовательных программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых обучаются дети со сложным дефектом (в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 3 апреля 2003 года № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Обучение и воспитание детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

II. Предметно-практическая деятельность

III. Художественное творчество

  1. Лепка
  2. Аппликация
  3. Рисование

IV. Ведение домашнего хозяйства

  1. Уход за вещами
  2. Кулинария

V. Допрофессиональная подготовка

  1. Керамика
  2. Батик
  3. Ткачество
  4. Кройка и шитьё
  5. Полиграфия
  6. Деревообработка
  7. Растениеводство
  8. Уборка помещений и территории

Приложения

  1. Примеры индивидуальных программ обучения
  2. Письмо Министерства образования РФ от 3 апреля 2003 года № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
  3. Фото приложение:

3.1 образцы материалов для занятий предметно-практической деятельностью;

3.2 примеры детских работ, выполненных на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, ткачеству, шитью, полиграфии, деревообработке, керамике, батику;

3.3 примеры алгоритмов для занятий кулинарией и батиком;

3.4 примеры простых рисунков для занятий батиком;

3.5 фотографии некоторого оборудования, используемого на занятиях по допрофессиональной подготовке;

3.6 фотографии занятий с детьми.

ВВЕДЕНИЕ

Детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в течение многих лет называли «необучаемыми». Эти дети либо оставались в семье, не получая квалифицированной психолого-педагогической помощи, либо направлялись в детские дома-интернаты системы социальной защиты. Их обучение по программам общеобразовательной коррекционной школы затруднено или не эффективно, т.к. множественные нарушения не учитываются рамками специальных образовательных программ. Вместе с тем, право каждого человека на образование требует создания условий для обучения всех детей, включая лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Данные программы предлагаются для обучения и воспитания детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Общий список программ включает 22 предмета: предметно-практическая деятельность, знакомство с окружающим миром, развитие речи, межличностные отношения, рисование, лепка, аппликация, музыка и движение, физкультура, гигиена и половое воспитание, уход за вещами; кулинария, социально-бытовая ориентировка, введение в математику, растениеводство, деревообработка, уборка помещений и территории, полиграфия, керамика, батик, кройка и шитье, ткачество. В данный сборник включены программы по 14 предметам(в списке выделены курсивом), которые тесно связаны с трудовой и допрофессиональной подготовкой.

Авторы программ основываются на таких гуманистических взглядах, которые рассматривают человека не как инструмент производства материальных ценностей, а как самоценность, вне зависимости от его возможностей и недостатков. Именно поэтому обучение труду и профессиональной деятельности играет для человека с тяжёлыми и множественными нарушениями, в первую очередь, роль инструмента самореализации в процессе его включения в жизнь общества. Овладение действиями с предметами создаёт основу для дальнейшего успешного обучения ребёнка-инвалида в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и осуществления доступной трудовой деятельности. Успешность формируемых действий, общение и взаимодействие с окружающими людьми создают благоприятные условия социальной адаптации молодых инвалидов.

С учетом взаимосвязанности названных видов деятельности программы распределены по четырём разделам: предметно-практическая деятельность, художественное творчество, ведение домашнего хозяйства, допрофессиональная подготовка. Содержательную часть программы предваряет раздел, содержащий описание особенностей развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями, а также особенностей организации их обучения и воспитания на примере работы Центра лечебной педагогики г. Пскова. Содержание программы по предметно-практической деятельности направлено на обучение детей восприятию окружающих объектов, осуществлению манипуляции и доступных действий с различными материалами и предметами, использованию предметов по назначению, различению изображений. Раздел «Художественное творчество» включает программы по рисованию, лепке и аппликации. В программах раскрывается содержание обучения детей использованию различных материалов, инструментов в процессе созидательной (конструктивной) деятельности. Раздел «Ведение домашнего хозяйства» представлен двумя программами: «Уход за вещами» и «Кулинария». Обучение направлено на развитие самостоятельности и максимально возможной независимости детей от посторонней помощи, формирование потребности устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Примерное содержание обучения включает знакомство с различными средствами и приборами, уход за одеждой и обувью, чистку, стирку, глажение, выполнение элементарного ремонта, поддержание порядка в доме. В раздел «Допрофессиональная подготовка» включены программы обучения детей трудовой деятельности в области растениеводства, деревообработки, швейного дела, ткачества, полиграфических работ, изготовления батика и керамики. Содержание программ составлено с учетом различных возможностей и уровня готовности детей к участию в трудовой деятельности. Кроме формирования умений выполнять трудовые операции, ставятся задачи развития у детей интереса к работе, способности трудиться продолжительное время, выполнять работу качественно, соблюдая технику безопасности и правила трудового распорядка.

Содержание программ рассчитано на обучение детей с разной формой и степенью выраженности нарушений. При отборе содержания обучения необходимо исходить из индивидуальных особенностей и уровня развития каждого ребёнка, поэтому, представляя себе картину развития ребёнка, педагог может выбрать из программы то содержание, которое является актуальным для обучения конкретного ребёнка, и включить выбранный материал в индивидуальную программу обучения.

Данный сборник не содержит методик обучения, описание которых может выйти отдельной книгой. Практическую работу с детьми авторы представили в приложении к программам. Приложение состоит из трёх частей. В приложении 1 представлены примеры трёх индивидуальных программ обучения, составленных с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей на основе материалов данного сборника. Принимая во внимание важность нормативно-правового регулирования обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, в приложении 2 приведён текст письма Министерства образования РФ от 3 апреля 2003 года № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект». Фотографические материалы представлены в приложении 3, среди них: образцы материалов для занятий предметно-практической деятельностью; примеры детских работ, выполненных на занятиях по художественному творчеству; примеры алгоритмов для занятий кулинарией и батиком; примеры простых рисунков для батика; фотографии некоторого оборудования, используемого в допрофессиональной подготовке и фотографии занятий с детьми.

Авторский коллектив выражает признательность коллегам школы для детей-инвалидов округа Хайнсберг «Рурталь» (Германия) за многолетнее сотрудничество и обмен опытом, приобретение и адаптация которого помогли при составлении программ. Авторы глубоко благодарны профессору, заведующей кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики МИОО И.М. Бгажноковой и доценту кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена Л.Б. Баряевой за содержательные консультации и полезные рекомендации в ходе написании программ.

РАЗДЕЛ I.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Особенности развития детей

Тяжёлое и множественное нарушение, согласно данным отечественных и зарубежных исследований, является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, социального поведения).

Люди с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям. Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениямиявляется специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида.

Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.

Некоторые специфические особенности развития детей с данной категорией нарушений имеют общие черты, которые позволяют разделить детей на три группы. Опишем наиболее характерные особенности каждой группы детей.

Дети первой группы имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств. Интеллектуальное развитие детей первой группы различно. Степень умственной отсталости колеблется от лёгкой до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации. Так, у большинства проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности. Применение специальных электронных и механических устройств, программного обеспечения для персонального компьютера даёт возможность обучать детей первой группы управлению персональным компьютером и другими электронными приборами.

Особенности развития детей второй группы вызваны нарушениями их эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, «полевом» поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Контакт с окружающими отсутствует или возникает в форме физического обращения к взрослым обычно в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. Дети данной группы не выражают интерес к деятельности других и не проявляют ответные реакции на попытки учителя организовать взаимодействие с окружающими. Они часто не выполняют просьбы или инструкции взрослого, на запрет реагируют агрессией и самоагрессией, другими деструктивными действиями. Такая же реакция наблюдается при скученности людей, шумовых раздражителях. Моторные функции рук не нарушены, однако, предметные действия формируются тяжело в связи со слабой мотивационно-потребностной стороной деятельности. Аутистические черты часто затрудняют установление глубины нарушения интеллектуального развития детей второй группы. Особенности эмоционально-волевых свойств детей второй группы, их аутистические черты поведения обуславливают трудности их обучения в условиях группы. Такие особенности требуют организации с ними индивидуальной педагогической работы с целью их последующей адаптации к обучению в условиях группы. Сохранные (в большинстве случаев) моторные функции детей второй группы делают возможным их обучение предметно-практической деятельности. Индивидуальный дифференцированный подход позволяет сначала формировать предметно-манипулятивную деятельность, затем умения использовать предметы соответственно их назначению, развивать предметную деятельность в ходе выполнения серий упражнений с различными объектами, навыки выполнения бытовых и трудовых операций.

Дети третьей группы могут иметь нарушения общей моторики, но передвигаются самостоятельно. Их моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений. У некоторых детей наблюдается стереотипия, нежелание контактировать с окружающими и другие аутистические черты, сходные с характеристикой детей второй группы. Среди диагнозов детей третьей группы преобладает умственная отсталость от легкой до глубокой степени. Большинство детей из названной группы имеют элементарные навыки общения. По сравнению с детьми из первой и второй групп у детей третьей группы обычно проявляются более развитые коммуникативные функции, желание общаться. Дети, владеющие вербальной речью, могут обратиться к окружающим и выразить свою потребность, выполнить простую просьбу, сообщить о выполненном задании, ответить на вопросы взрослого на уровне слова, словосочетания или простого предложения. Некоторые дети не владеют вербальной речью, но могут вступать в контакт и осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов, вокализации и отдельных слогов и слов. Дети третьей группы могут выполнить отдельные операции предметных действий. Однако, качественные показатели деятельности: слабая мотивация, кратковременность концентрации внимания, непоследовательность выполняемых операций – препятствуют выполнению целостного действия. Успешность обучения детей третьей группы предметной, бытовой и доступной трудовой деятельности различны. Результативность обучения определяется физическим и интеллектуальным развитием детей. При отсутствии парезов рук и при соответствующей интеллектуальной готовности дети данной группы овладевают отдельными навыками бытовой (стирка, глажение, подметание, приготовление пищи и др.) и трудовой деятельности (операции деревообработки, растениеводства, шитья, полиграфии и др.). В отличие от детей из второй группы большинство детей могут короткое время осуществлять совместную деятельность с другими, что служит предпосылкой для их обучения в группе. В целом, у детей третьей группы наблюдается более высокий (по сравнению с первой и второй группами) уровень развития социально значимых представлений, умений и навыков.

Индивидуальные и типологические особенности развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют специальных условий обучения. В качестве примера приводим описание организации обучения таких лиц в условиях образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики» г. Пскова. Далее представлены подходы к комплектованию классов, планированию, проведению и мониторингу обучения, отбору содержания по основным направлениям педагогической работы, использованию форм и методов обучения, этапов допрофессиональной подготовки, сотрудничеству центра с родителями.

Организация обучения

1. Приём детей и комплектование классов

ЦЛП принимает детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет, имеющих инвалидность в связи с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Приём осуществляется на основании заявления родителей и по рекомендации городской психолого-медико-педагогической консультации. Противопоказаниями для приема в ЦЛП являются:

· хронические инфекционные заболевания,проявления которых могут быть опасными для окружающих;

· психические заболевания в тяжелых формах,представляющие опасность для окружающих;

· уровень физического, интеллектуального и социального развития, дающий ребенку возможность осваивать программу специальной (коррекционной) или общеобразовательной школы.

Приоритетом при приеме в ЦЛП пользуются дети и подростки, которые не посещают никакие другие образовательные учреждения и не получают обучения на дому.

Зачисление детей производится после проведения психолого-педагогического обследования, которое осуществляется в несколько этапов. На первом этапе проходит знакомство с семьей и с ребёнком в домашней обстановке. На втором этапе учитель собирает сведения о развитии ребёнка от разных специалистов, занимавшихся с ребёнком ранее и анализирует их. На третьем этапе ребёнок с одним из родителей приглашается в ЦЛП на один или несколько учебных дней для проведения психолого-педагогичекого обследования. Данные психолого-педагогического обследования протоколируются, заносятся в карту обследования ребёнка, которая является основанием для решения Педагогического совета о зачислении (или не зачислении) ребёнка в центр. С результатами обследования знакомятся родители (законные представители) ребёнка.

При приеме ребёнка с тяжёлыми эмоциональными нарушениями, у которого наблюдаются разные формы агрессии, крик и другие проявления деструктивного поведения, дезорганизующие деятельность класса, может быть установлен индивидуальный график посещения центра, составленный с учетом возможностей проведения специалистами индивидуальных занятий с ребёнком с целью его максимально возможной адаптапции к условиям обучения в группе.

Дети, посещающие ЦЛП, распределяются по классам с учётом возраста. В младший класс зачисляются дети в возрасте от 6 до 10 лет, в средний – от 10 до 14, в старший – от 14 до 18 лет. При комплектации классов, кроме возраста, учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в посторонней помощи. В связи с этим в составе каждого класса представлены три группы детей:

  1. до четырёх детей с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающихся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП, спастического тетрапареза, гиперкинезов и т.д.), и поэтому нуждающихся в постоянной физической помощи взрослого при переносе, передвижении коляски, одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.;
  2. до трёх детей с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы и регуляции поведения (с проявлениями агрессии, самоагрессии, крика, «полевого» поведения и др.) и требующих постоянного контроля со стороны взрослых;
  3. до семи детей с умеренной или тяжёлой умственной отсталостью, в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующих постоянной помощи и контроля со стороны персонала.

При такой наполняемости в каждом классе работают два специальных педагога и два воспитателя.

2. Планирование, проведение и мониторинг педагогической работы

Занятия с детьми проводятся в соответствии с расписаниями классов на основе индивидуальных программ обучения (ИПО), планов специалистов по предметным областям и календарно-тематических планов. ИПО составляются на один год специалистами при участии родителей. ИПО состоит из трёх частей. Первая часть содержит общие сведения о ребёнке, вторая характеристику развития ребёнка на момент составления программы и определяет приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка и третья часть ставит конкретные задачи педагогической помощи, определяет содержание обучения и воспитания ребёнка в условиях учреждения и семьи. Кроме того, ИПО имеет приложение, включающее упражнения для выполнения ребёнком в домашних условиях.

Для реализации ИПО планируется проведение индивидуальных и групповых занятий. Групповые занятия проводятся по следующим разделам и предметам:

· знакомство с окружающим миром;

· коммуникация (развитие речи, межличностные отношения);

· художественное творчество (рисование, лепка, аппликация);

· музыка и движение;

· физкультура;

· гигиена и половое воспитание;

· ведение домашнего хозяйства (уход за вещами, уборка помещения и территории, кулинария);

· социально-бытовая ориентировка (покупки, городской транспорт, получение услуг);

· введение в математику;

· допрофессиональная подготовка (растениеводство, деревообработка, полиграфия, керамика, батик, шитье, ткачество).

Каждый предмет представлен в ИПО перечнем действий и операций, формируемых у учащихся в течение учебного года. Содержание же конкретных занятий отражается в календарно-тематических планах.

Для мониторинга педагогического процесса специалисты ведут журнал занятий, где отражают степень сформированности представлений, умений и навыков детей. Регулярно посылают домашние задания родителям для проведения работы с ребёнком в условиях семьи и консультируют родителей по методическим вопросам. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося заполняется социограмма, ставятся задачи для ИПО на следующий год и пишется информационное письмо родителям, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года педагогической помощи ребёнку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам педагогической помощи.

Сотрудничество с родителями

Общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребёнка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи. Такая зависимость увеличивается многократно в том случае, если ребёнок имеет тяжёлые нарушения развития. Когда развитие ребёнка в целом нарушено и для оказания ему эффективной помощи необходима специальная организация всей жизни, особенно важна постоянная поддержка близких. Специалисты могут дать необходимую информацию, разрешить отдельные проблемы, но не заменят семьи. В этом случае, только взаимодействие профессионалов и родителей может действительно помочь ребёнку стать самостоятельным в жизни, реализовать себя, насколько это возможно.

Зачастую при поступлении ребёнка в центр родители считают, что теперь вопросы обучения и воспитания ребёнка становятся прерогативой педагогов, и всецело полагаются на их компетентность. Большинство родителей отмечает нерегулярность и недостаточность занятий, проводимых с ребёнком в семье, ссылаясь на недостаточность своих знаний о подходах к обучению и воспитанию ребёнка. Многие родители недостаточно чётко представляют себе принципиальные положения школы о сотрудничестве семьи и специалистов.

Кроме того, не только детям с нарушениями развития необходима помощь, но и самим родителям. Считается общепризнанным, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребёнка. Однако, первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи никогда не исчезают совсем, вспыхивая с новой силой в определенные периоды семейной жизни. В ходе бесед было выяснено, что большинство родителей чувствуют себя подавленными из-за болезни сына или дочери. Они часто думают, что проблемы их детей неразрешимы, чувствуют себя одинокими и изолированными. Воспитание ребёнка-инвалида в семье требует от родителей больших психических затрат. В связи со специфическими трудностями, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется психологическая поддержка, которая позволит сократить угрозу нервного истощения и укрепить уверенность родителей в себе и своём ребёнке.

С учётом перечисленных проблем Центр лечебной педагогики организует сотрудничество с родителями по следующим направлениям:

· обучение и воспитание ребёнка;

· психологическая поддержка семьи;

· участие родителей в управлении и организационно-хозяйственной деятельности ЦЛП.

Раскроем содержание работы по каждому из перечисленных направлений. Принимая ребёнка на обучение в ЦЛП, мы выясняем, чего ждут родители от его пребывания здесь, какие проблемы волнуют их больше всего, какие темы обучения и воспитания их интересуют. С этой целью при поступлении ребёнка в ЦЛП и в начале каждого учебного года родители заполняют анкеты. Анкетирование показывает, что приоритетным фактором развития ребёнка почти все родители считают обучение (98%), поэтому главной сферой сотрудничества специалистов и родителей является обучение и воспитание ребёнка.

Для организации взаимодействия с родителями заключается договор о сотрудничестве в сфере обучения и воспитания детей. Договор, в частности, предусматривает регулярные контакты между родителями и специалистами ЦЛП, создание для ребёнка дома предметно-развивающей среды, осуществление единых согласованных подходов к воспитанию ребёнка в семье и в ЦЛП и др.

Взаимодействие в процессе обучения и воспитания предполагает участие родителей в разработке и корректировке индивидуальной программы обучения ребёнка. Ключевыми моментами в составлении программ являются диагностика возможностей ребёнка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в обучении ребёнка, что связано не только с постановкой обучающих задач, но и, прежде всего, с тем, что их решение возможно лишь при условии постоянного повторения упражнений не только в школе, но и дома.

Необходимым условием для успешного осуществления педагогической работы с ребёнком является обучение родителей приёмам и методам специально-педагогического развивающего обучения. С этой целью специалисты предлагают родителям ряд методических семинаров и консультаций. Кроме того, дают рекомендации по использованию педагогической и методической литературы, предлагают видеоматериалы по актуальным для обучения и воспитания их ребёнка проблемам.

Важнейшим средством сотрудничества в процессе обучения и воспитания является регулярный обмен информацией об участии ребёнка в занятиях, режимных моментах, школьных мероприятиях, о его успехах и трудностях. Кроме родительских собраний, встреч в школе и дома, телефонных переговоров, используются такие формы работы, как ведение дневников и письма родителям. Дневник имеется у каждого ребёнка, и через него ведется каждодневное общение педагогов с родителями, которое касается самочувствия ребёнка, его времяпрепровождения в школе и дома, пояснений к домашним заданиям. Раз в два года пишутся письма родителям с приложением работ, выполненных их ребенком. В этих письмах отражаются успехи в развитии ребенка, участие его в жизни класса.

В процессе реализации индивидуальной программы обучения с родителями проводятся индивидуальные консультации, во время которых родители и специалисты обмениваются информацией о ходе выполнения программы. Необходимы также и посещения родителями занятий в ЦЛП и участие в совместной с ребёнком деятельности на занятии, просмотр видеофрагментов занятий с детьми, обсуждение промежуточных результатов, после чего выбираются способы решения проблем, возникающих в процессе педагогической работы с ребёнком.

Помимо этого, по отдельным вопросам развития детей проводятся консилиумы, на которых проблемы одного ребёнка рассматриваются рядом специалистов, работающих с ним (педагог, логопед, врач, специалист ЛФК, родители). В ходе диалога решаются вопросы о возможном изменении медикаментозного лечения, о проведении обследований, о введении индивидуального графика посещения ребёнком ЦЛП и др.

Следующим важнейшим направлением в работе с семьями, имеющими детей с тяжёлыми нарушениями в развитии, является оказание психологической помощи. Средства и формы такой помощи могут быть различны: беседы, психологические тренинги, организованное проведение досуга и участие в культурных мероприятиях. Цель тренингов - привлечь внимание родителей к самим себе, отвлечься от ребёнка, избавиться от чувства вины, повышенной тревожности, эмоционально поддержать родителей, дать им возможность общения и обмена мнениями, помочь родителям обрести реалистичное отношение к ребёнку и к самим себе.

Совместная работа ведётся и в следующем направлении: участие родителей в управлении и организационно-хозяйственной деятельности ЦЛП. Прежде всего, оно осуществляется через представительство родителей в органах самоуправления ЦЛП (совет ЦЛП, родительский комитет). Сотрудничество в данном направлении предусматривает:

  • участие родителей в обсуждении и принятии решений по стратегическим вопросам деятельности ЦЛП;
  • участие в подготовке и проведении отдельных мероприятий (праздники, лагеря, концерты и т.д.);
  • проведение консультаций по внеучебным вопросам (правовые, медицинские);
  • материальная поддержка ЦЛП (поиск спонсоров/средств на организацию и проведение различных мероприятий, для решения хозяйственных вопросов;
  • помощь в проведении отдельных хозяйственных мероприятий (работы по уборке территории) и т.д.

Предлагаемые программы являются частью системы педагогической помощи лицам с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Вместе с тем, эта часть является наиболее значимой для целей социальной интеграции людей с тяжёлыми формами инвалидности, потому что овладение профессиональными навыками и умениями дает человеку возможность реализовывать себя в процессе созидательной деятельности, достичь признания в обществе.

Нашим детям трудно обрести профессию, чтобы потом конкурировать на рынке труда, однако, с помощью объединённых усилий специалистов и семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, и готовности общества и государства к оказанию поддержки своим согражданам в ситуации инвалидности, мы поможем им достичь такого качества жизни, при котором они смогут чувствовать себя полноправной частью общества.

РАЗДЕЛ II

РАЗДЕЛ III

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

III.1. ЛЕПКА[1]

ФОТО

Данная программа нацелена на обучение детей изготовлению творческих работ из различных пластичных материалов (пластилин, глина, тесто). Кроме того, в ходе обучения лепке используются следующие материалы: снег, песок, фольга, репейник, тесто из бумаги или опилок и другие. Основой обучения лепке являются умения и навыки, сформированные в ходе освоения различной предметно-практической деятельности.

На занятиях дети учатся лепить знакомые простые предметы, объекты окружающей действительности, передавая их форму, цвет, пространственные отношения. Готовые изделия могут быть плоскостными и объёмными, монохромными (одноцветными) и полихромными (многоцветными).

В процессе работы дети знакомятся с различными пластичными материалами, их свойствами.В качестве основных задач при обучении лепке выступают:

  • формирование уменийпользоваться такими инструментами и приспособлениями, как клеенка, стеки деревянные или пластмассовые, нож, скалка, фактурная ткань, формы, штампы, формочки для выдавливания, подкладочная досочка (фанерка, пластиковая подставка), кусочек ткани для вытирания рук, емкость с водой;
  • обучение доступным приемам работы с различными пластичными материалами;
  • обучение основным правилам работы с пластичными материалами и инструментами (готовить рабочее место, лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки, убирать рабочее место и т.д.).

Примерное содержание обучения

1. Знакомство с материалами и подготовка к работе:

· согревание пластилина в руке,

· разминание материала,

· отбивание глины,

· раскатывание материала скалкой.

2. Деление на части:

· отрывание кусочка материала от целого куска,

· откручивание кусочка материала от целого куска,

· отщипывание маленького кусочка материала от целого куска,

· отрезание кусочка материала стекой.

3. Размазывание материала:

· размазывание пластилина по шаблону,

· размазывание пластилина внутри рельефного контура,

· размазывание пластилина внутри контура,

· размазывание по форме глины,

· выкладывание готовых форм внутри контура,

· заливание формы.

4. Придание формы:

· раскатывание материала продольными движениями ладоней (колбаски) на доске и в руках,

· катание толстых и тонких, длинных и коротких колбасок,

· раскатывание материала вращательными движениями (шарики) на доске и в руках,

· катание больших и маленьких шариков,

· вырезание ножом формы по шаблону, по контуру,

· выдавливание формы формочками.

5. Соединение составных частей:

· соединение путем плотного прижатия,

· соединение путем примазывание (пальцами, стекой),

· соединение путем прищипывание.

6. Видоизменение формы:

· сгибание колбаски,

· вдавливание углубления на поверхности шара,

· расплющивание между ладонями пластилина (глины),

Наши рекомендации