Педагогика В.А. Сухомлинского
В.А. Сухомлинский (1918-1970) создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.
В.А.Сухомлинский работал в Павлышской средней школе в 40-60-е гг. XX в., когда учебный процесс в нашей стране осуществлялся в режиме так называемой технократической («знаниевой») концепции. «Дать ученикам определённый круг прочных знаний и умений – это, – говорил В.А.Сухомлинский, – важнейшая задача начальной школы». Но педагог был убеждён в том, что учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной и для здоровья, и для умственного развития ребёнка зубрёжке. Сухомлинский ставил целью добиться того, чтобы учение было частицей богатой духовной жизни, которая содействовала бы развитию ребёнка, обогащению его ума. Не зубрёжка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества – таким видел учение своих питомцев великий Сухомлинский. «Хочется, – говорит он, - чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой, принимать близко к сердцу горе и радости других людей, переживать их судьбы, как глубоко личное дело, - таков мой идеал воспитания» [3, с. 107-110].
Сухомлинский – один из создателей движения педагогов-новаторов, возрождения обновлённой педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании общечеловеческих ценностей. Павлышская школа, бессменным директором которой он был, стала творческой лабораторией, где он вместе с коллегами искал ответы на актуальные педагогические вопросы, давал им научное обоснование и внедрял в практику.
Педагогическое кредо В.А. Сухомлинского отражено в следующей фразе: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» Ребёнок у Сухомлинского – это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь».
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
В начале 1950-х гг. в Павлышской школе В.А. Сухомлинский осуществил первый в истории нашей страны опыт предшкольного образования. Задачи предшкольной ступени образования В.А.Сухомлинский связывал со своим пониманием задач обучения и воспитания в начальной школе и с особенностями возраста детей. Его взгляды на роль и место первых лет обучения в школе близки задачам современной начальной школы.
Из более чем 600 работ, написанных Сухомлинским, наиболее известными стали: «Воспитание коллективизма у учеников», «Духовный мир школьника», Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором школы», «Три письма о любви» и другие.
Особое признание среди читателей всего мира получила книга В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям», которая представляет собой своеобразное методическое руководство по организации педагогической деятельности на предшкольной ступени образования. В книге излагается опыт воспитания детей в «Школе радости», обосновывается использование методических приёмов и средств, стимулирующих развитие той или иной стороны психики ребёнка, мышления, чувств, воли.
Свою школу для детей, которым через год предстоит поступление в 1-го класс, В.А.Сухомлинский называет «Школой радости» и «Школой под голубым небом», а книгу, на страницах которой рассказывает о «школе» для малышей, он называет «Сердце отдаю детям».
Предшкольная ступень образования, говорил В.А.Сухомлинский, – это период познания учителем своих будущих первоклассников. Воспитание, считал В.А.Сухомлинский, – это, прежде всего, человековедение. Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания. Педагог видел необходимость изучения индивидуальных особенностей восприятия, мышления и умственного труда. Ведь, прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. Нельзя нормально учить и без хорошего знания индивидуальных особенностей здоровья каждого ученика, особенностей его семьи и условий семейного воспитания.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».
Цель воспитания: формирование высоконравственной духовной личности.
Задачи воспитания:
- воспитание человечности;
- развитие мышления и формирование умственных способностей;
- подготовка к трудовой деятельности здорового человека.
Программа воспитания: забота о здоровье и физическое воспитание, нравственное воспитание, умственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание.
Принципы воспитания:
- принцип целостного общего психического развития каждого ребёнка;
- принцип природосообразности как сохранения самоценности дошкольного детства;
- принцип организации каждого дня детской жизни в атмосфере радости;
- принцип организации детской жизни в естественных природных условиях;
- принцип глубокой привязанности учителя к детям, любви к детям.
Нравственное воспитание
Стержень нравственности – человечность.
- воспитание через доверие;
- опора на положительное;
- перспективный подход к воспитаннику;
- моральные заповеди;
- воспитание красотой;
- воспитание культуры разумных потребностей.
Трудовое воспитание
Главная задача – формирование мыслителя-труженика.
- единство трудового воспитания и общего развития;
- выявление и развитие индивидуальных способностей в труде;
- ранее включение в производительный труд;
- творческий характер труда.
Основные педагогические идеи В.А. Сухомлинского
- природа – основное средство формирования личности;
- развитие детского творчества;
- преемственность дошкольного и школьного воспитания;
- формирование индивидуальности и коллективизма;
- разработка вопросов семейной педагогики;
- разработка вопросов обучения и воспитания;
- требования к личности педагога.
Дидактические взгляды В.А. Сухомлинского
- учение – мир человеческих взаимоотношений;
- учение должно доставлять ребенку радость;
- воздействие на чувства, эмоции детей;
- уроки на природе;
- интеллектуальный фон класса;
- вооружение навыками самостоятельного учебного труда.
Под влиянием В.А. Сухомлинского в практике работы учителей утвердились:
- постановка перспективных целей развития детей в процессе обучения с учетом их индивидуальных особенностей;
- необходимость интеллектуализации трудовой деятельности;
- взаимосвязь чувственного и логического элементов познания;
- проведение уроков мышления в природе;
- педагогическая система развития литературного творчества детей разного возраста;
- стимулирование интеллектуальных чувств и познавательных интересов учащихся.
Основные даты и события жизни и педагогической деятельности
1918 — В. А. Сухомлинскии родился.
1939 — окончил Полтавский педагогический институт.
Через всю жизнь В.А. Сухомлинского прошли страшные трагедии: голод в юности, порождённый сталинской коллективизацией; трагическая гибель первой жены и ребёнка; тяжелое фронтовое ранение; доносы и критика его педагогической системы.
1947—1970 — директор Павлышской школы.
1958 — защитил кандидатскую диссертацию.
1968 — избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
1970 — В.А. Сухомлинский скончался.
Основные работы
1956 — «Воспитание коллективизма у учеников».
1961 — «Духовный мир школьника».
1969 — «Сердце отдаю детям».
1969 — «Павлышская средняя школа».
1971 — «Рождение гражданина».