Физическое воспитание младших школьников
Физическое воспитание – это многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физкультурой и спортом, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек здорового образа жизни. По значению эта проблема должна занимать первое место в педагогике, т.к. физическое воспитание является основой для развития личности вообще, поскольку направлено на физическое развитие учащихся. Физическое развитиевключает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы, физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, укреплению воли.
Задачифизического воспитания:
ü содействие правильному физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности;
ü развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости);
ü формирование жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и т.д.);
ü воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой;
ü формирование устойчивых привычек здорового образа жизни;
ü приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.
Основные средства воспитания физической культуры:
· физические упражнения– двигательные действия, специально организованные и выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.
Гимнастика, ее ценность заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются основной гимнастикой (построения, перестроения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами – мячами, палками, скакалками, флажками; лазанье; равновесие; ходьба; бег; прыжки; метание; элементарные акробатические упражнения).
Туризм – это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристических мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде.
В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют и развивают двигательные и морально-волевые качества.
· природные и гигиенические факторы:
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают оздоровительное воздействие на организм ребенка. Солнечные лучи, свежий воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности, источником специально организованных процедур – солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.
Физическое воспитание и развитие предполагают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т.д., требуют строгого соблюдения ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка). Применяемые на занятиях физическими упражнениями снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды.
Содержаниефизического воспитания школьников определяется «Комплексной программой физического воспитания учащихся I – XI классов», которая устанавливает единый, гигиенически обоснованный физкультурно-оздоровительный режим школы.