Эстетическое (эмоциональное) воспитание младших школьников
Эстетическое воспитание – один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.
Задачиэстетического воспитания:
ü приобретение теоретических знаний, приобщение к эстетическим ценностям: формирование эстетических знаний, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, формирование эстетического отношения к действительности, развитие эстетических чувств, приобщение человека к прекрасному в жизни, труде, природе, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты, формирование эстетического идеала;
ü формирование практических умений, активное включение в эстетическую деятельность: активное включение каждого воспитанника в созидание прекрасного своими руками, занятия живописью, музыкой, хореографией и т.д., участие в творческих студиях, объединениях и т.д.
Критерием эстетической воспитанности считается овладение эстетической культурой – составной частью духовной культуры, которая предполагает умение отличать прекрасное от безобразного, благородное от пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни: в быту, поведении человека и т.д., создавать прекрасное в жизни и в искусстве.
Средстваэстетического воспитания: природа, труд, учеба, человеческие отношения, художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства.
Задачи эстетического воспитания реализуются также через систему эстетических (художественных) дел: викторины, лектории, школьные праздники, кружки, выставки, посещение музеев, концерты, кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии и т.д.
Важнейший компонент эстетического восприятия – эмоциональность, поэтому все эстетические воспитательные дела нужно проводить прочувствованно, живо, интересно. Их тематика устанавливается, исходя из диагноза эстетической воспитанности школьников. Определяющим при этом отборе являются интересы и предложения воспитанников.
Таким образом, эстетическое воспитание означает процесс формирования чувств в области прекрасного. В эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.
Сущность эстетического воспитания состоит в формировании у учащихся способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработке эстетического вкуса, понятий и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.
Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Этой цели служит включение в программу школьного обучения таких предметов, как литература, рисование, музыка и пение, физическая культура.
Эстетическое воспитание в начальных классах имеет счастливую особенность – душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного; ребенок способен тонко чувствовать музыку, живопись, красоту природы (хотя и на интуитивном уровне). От учителя требуется не профессиональный анализ стиля, сюжета и техники исполнения, а простое знакомство с различными произведениями искусства.
Эстетические цели неразрывно переплетаются с изучением различных предметов, с другими воспитательными целями и, следовательно, требуют не столько дополнительных знаний, сколько педагогического умения растворить их в учебном процессе. Воспитание эстетического вкуса у школьников проводится методом комплексного воздействия различных видов искусства. Погружение учащихся в специфическую область того или иного вида искусства может нарушить внутреннюю связь искусств, целостную картину мира.
Отобранный учителем материал можно преподносить как самостоятельные уроки (или цепь уроков), как занятия в группе продленного дня, как фрагменты любых уроков. Общие рекомендации по организации такой работы:
1. Выбирайте репродукции картин хорошего качества (большие художественные альбомы, настенные календари, плакаты) и ни в коем случае не репродукции, выполненные на коробке конфет, иначе в сознании детей закрепится тождественность искусства и красивого конфетного фантика.
2. Старайтесь выбрать такой художественный сюжет, о котором можно многое рассказать. Удержать внимание младших школьников только на художественной ценности картины трудно. Кроме того, описание событий возбудит воображение учеников, что позволит им хорошо запомнить картину. Пусть дети вслух пофантазируют.
3. Обсуждая картину, извлекайте из нее максимум «предметной» информации. Обратите внимание детей на одежду, предметы обихода, детали быта того или иного времени; объясните незнакомые названия, назначение неизвестных предметов. Это будет своеобразным экскурсом в историю, пополнит копилку их знаний.
4. Анализ художественного произведения проводите не лично, а всем классом. Ваша задача – подталкивать класс в нужном направлении, не более. Поскольку, размышляя, ребенок может опереться только на свой небольшой опыт, в его рассуждениях бывает много наивного, что может увести класс далеко от истинного замысла художника. Поэтому избегайте двух крайностей: не пускайте эмоциональное восприятие на самотек, но и не заставляйте детей видеть мир глазами взрослого.
5. Выбирая небольшой музыкальный фрагмент, в котором ясно завершена музыкальная мысль, яркая мелодия, не забудьте предварительно сами его прослушать. Анализируя музыкальный фрагмент, не повторяйте распространенной ошибки: не ищите в музыке только конкретного изображения, старайтесь анализировать эмоции и настроение.
6. Во время звучания музыки в классе должна быть полная тишина. Воспитывайте в детях культуру слушателя. Если чувствуете, что класс начал отвлекаться, лучше остановите прослушивание, сделав вид, что это входит в ваши планы. Иначе в сознании детей закрепится отношение к музыке как к фону какой-либо деятельности.
7. Перед восприятием музыкального произведения создайте нужную эмоциональную атмосферу, благоприятную для восприятия. Важная роль здесь отводится слову о музыке, о ее авторе.
8. Постарайтесь чаще обращаться к различным произведениям искусства (хотя бы в качестве иллюстративных примеров) на уроках чтения, естествознания, труда. Пусть дети привыкают к общению с искусством как к естественному, повседневному ходу событий. При этом не забывайте называть автора произведения, даже если уверены, что они его тут же забудут. Почтительно подчеркивая авторство, вы напоминаете, что перед классом произведение искусства, а не простая фотография.
На уроке или фрагменте урока по эстетическому воспитанию можно использовать следующие игровые задания:
q раскрасить копию (если есть возможность размножить рисунок для всех), например: нанести орнамент на предложенный учителем шаблон греческой амфоры;
q игра-поиск: найти героя по его описанию;
q ожившие шедевры: воспроизведение в пространстве знакомой картины;
q перенос содержания и настроения из одной формы в другую, например: рисуем музыку;
q узнать на ощупь лист дерева, плод, цветок; вылепить его из пластилина, снега (обостряется чувство формы);
q рассмотреть цветок, веточку, охарактеризовать их, дать имя, сочинить историю;
q устное рисование: описать картину, которую нарисовал бы ребенок к стихотворению или музыкальному фрагменту.