Сущность и движущие силы процесса обучения, его структура, цели
И основные функции
Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения(учебный процесс). Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает в себя множество факторов различного порядка и различной природы, поэтому в дидактике существует множество определений этого процесса.
В сочинения древних и средневековых мыслителей под понятиями "обучение", "процесс обучения" понимается главным образом преподавание. В начале 20 в. в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: двусторонний характер; совместная деятельность учителя и учащихся; руководство со стороны учителя; специальная планомерная организация и управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; управление развитием и воспитанием учащихся.
Учебный процесс– целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-показательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями.
Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать в его противоречивости – как процесс постоянного движения и развития. В связи с этим учитель должен исходить из того, что процесс познания ученика нельзя сводить к заучиванию готовых знаний, что в нем нет раз и навсегда данной прямолинейности, постоянного механического движения на пути к истине, что в нем есть большие и маленькие скачки, спады, неожиданные повороты мысли, возможные озарения. Познание, образно выражаясь, соткано из противоречий. В нем сосуществуют строгое логическое рассуждение, индукция и дедукция, содержательное и формализованное.
Отечественными дидактами М.А. Даниловым, В.И. Загвязинским и другими установлено, что определяющее влияние на историческое развитие обучения оказывают объективные требования общества, прогресс производства, техники, науки, культуры, социальных отношений. Основным противоречием обучения является противоречие между постоянно усложняющимися требованиями обучения и возможностями учащихся (уровнем их знаний, развития; мотивами, способами деятельности, которыми они владеют). Это противоречие находит свое выражение и конкретизируется в противоречиях содержательной (знания, умения, навыки), мотивационной (побуждения) и операциональной (способы познания) сторонами обучения (В.И. Загвязинский). К ним относятся противоречия между личным житейским опытом ученика и научными знаниями; между прежним уровнем знаний и новыми знаниями; между знаниями и умением их использовать; между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению и обучению в целом; между более сложной познавательной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов.
Основное противоречие является движущей силой процесса обучения, потому что оно неисчерпаемо, как неисчерпаем процесс познания. М.А. Данилов формулирует его как противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений. Он считает, что определение степени и характера трудностей в учебном процессе составляет главный способ в руках учителя вызывать движущую силу учения и развивать умственные и нравственно-волевые силы школьников. Однако важна не всякая отдельно взятая трудность, а та система трудностей, которые сочетаются с условиями, благоприятствующими преодолению их школьниками, и ведут к овладению научными знаниями и развитию познавательных сил учащихся. Противоречие становится движущей силой обучения, если оно содержательно, т.е. имеет смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия явно осознается ими как необходимость. Условием становления противоречия в качестве движущей силы обучения является соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Не менее важна и подготовленность противоречия самим ходом учебного процесса, его логикой, чтобы учащиеся не только «схватили», «заострили» его, но и самостоятельно нашли способ решения. Выдвинутая однажды и принятая учащимися познавательная задача превращается в цепь внутренне связанных задач, которые вызывают собственное стремление школьников к познанию нового, неизвестного и к применению этого познанного в жизни. В способности видеть познавательную задачу и стремлении найти ее решение кроется тайна успешного обучения и умственного развития учащихся.
Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении, как и во всякой человеческой деятельности, выделяют следующие компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Это позволяет представить внутреннюю структуру и организацию процесса обучения в виде схемы (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Структура процесса обучения
Компоненты процесса обучения | Обучающая деятельность педагога | Учебно-познавательная деятельность учащихся |
Целевой | Определение цели и задач учебной деятельности учащихся | Осознание цели и задач учебно-познавательной деятельности |
Потребностно-мотивационный | Формирование у учащихся потребности в знаниях и мотивов учебной деятельности | Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
Содержательный | Определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися | Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению |
Операционно-деятельностный | Организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом | Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение |
Эмоционально-волевой | Придание учебной деятельности учащихся эмоционально положительного характера | Проявление эмоционально положительного отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности |
Контрольно-регулировочный | Регулирование и контроль учебной деятельности учащихся | Самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность |
Оценочно-результативный | Оценивание результатов учебной деятельности учащихся | Самооценка результатов учебно-познавательной деятельности |
Организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением его целей. Цель обучения – это то, к чему должны стремиться педагог и учащиеся. Как в системе обучения вообще, так и при проведении каждого учебного занятия в отдельности существуют три основные группы взаимосвязанных целей (триединая дидактическая цель):
1. Образовательные –овладение знаниями, умениями, навыками.
2. Развивающие – совершенствование мышления, памяти, воображения, умений, навыков и т.д.
3. Воспитательные – формирование научного мировоззрения, нравственной и эстетической культуры.
Поэтому процесс обучения выполняет три важнейших функции:образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функциясвязана с расширением объема знаний и умений, ее результатом является сознательное оперирование знаниями, способность использовать прежние знания для получения новых, сформированность специальных (по предмету) и общеучебных умений и навыков; развивающая функциясвязана со структурным усложнением, с совершенствованием сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и потребностно-мотивационной сфер личности; воспитательная функциясвязана с формированием взглядов, убеждений, отношений, качеств личности, усвоением системы нравственных, эстетических и других понятий, норм и требований.