Билет 7. Научные основы специальной педагогики: клинические и психологические.

2. Клинический подходобусловливается тесной связью специальной педагогики с биологией человека, медициной и ее различными отраслями (анатомией, физиологией, нейрофизиологией, невропатологией, психопатологией, психиатрией, генетикой, офтальмологией, ортопедией, педиатрией, оториноларингологией, сурдологией и др.) и необходимостью видеть и понимать биологические и социальные причины возникновения отклонений в развитии, сущность произошедших нарушений, особенности психофизиологического развития ребенка с отклонениями, обходные (компенсаторные) пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем, основы создания специальной педагогической симптоматики и педагогической классификации конкретной области специальной педагогики, необходимые условия для квалифицированного коррекционно-развивающего процесса сопровождения человека с ограниченными возможностями здоровья. Клинические основы значимы и необходимы для организации согласованного взаимодействия педагогического, психологического и медицинского сопровождения абилитации, реабилитации, оздоровления, коррекции, компенсации, обучения, воспитания и социализации ребенка с особыми потребностями. Взаимодействие медицины, психологии и педагогики имеет непрерывный и многоэлементный характер, позволяющий получить системное видение проблемы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья вследствие интерпретации полученных фактов с медицинской и педагогической точек зрения. Медицина устанавливает характер и причину нарушения; специальная педагогика определяет педагогические возможности и перспективы развития ребенка, основные направления его обучения и воспитания на основе знания сущности, причин и времени возникновения нарушений в конкретных системах организма, что позволяет представителям специальной педагогики правильно строить индивидуальную коррекционно-образовательную программу для каждого ребенка с особыми потребностями.

3. Психологический подход определяется тем, что на основе данных специальной психологии о характере отклонения от нормального психического развития, связанного с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы, строится специальная педагогическая система обучения, воспитания и социальной адаптации детей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы и приемы обучения. Психологические основы специальной педагогики обеспечивают решение основной проблемы как специальной психологии, так и специальной педагогики – поиска эффективных путей компенсации нарушения функций, т.е. возмещение недоразвитых либо нарушенных функций посредством использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Компенсация также предполагает вовлечение в действие новых структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций, но выполняющих другие роли. Внутрисистемная компенсация предполагает активизацию сохранных нервных элементов пострадавших структур. Межсистемная компенсация происходит посредством перестройки функциональных систем через включение в работу новых элементов из других структур и выполнение ими новых, ранее несвойственных им функций. В связи с этим компенсация обеспечивает как возможность овладения знаниями, навыками, умениями, так и развитие нравственных личностных качеств ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Определяя компенсацию психических функций как симбиоз биологических и социальных факторов, Л. С. Выготский свел воедино понятия "структура дефекта", "первичный дефект", "вторичное отклонение", "отклонение третьего порядка", "так как сами по себе слепота, глухота и т.п. частные дефекты не делают еще носителя их дефективным"[1]. Психологический подход к организации специального обучения и развития детей с особыми потребностями заключается, с одной стороны, в выявлении и раскрытии характера и степени выраженности дефекта, а с другой – в учете внешних социальных условий, которые легли в основу выделенных параметров, определяющих тип нарушения психического развития: функциональная локализация нарушения – общий дефект, время поражения, связь первичного и вторичного дефектов, нарушения межфункциональных взаимодействий – диспропорция в психическом развитии. Возможные варианты перечисленных параметров показывают нарушения в развитии познавательной, моторной и эмоциональной сфер, являясь, таким образом, основанием для выделения следующих типов нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.





Основополагающим для специальной педагогики является заключение Л. С. Выготского о том, что развитие психики детей с ограниченными возможностями подчиняется тем же основным закономерностям, которые присущи развитию нормального ребенка. Это обусловлено цикличностью, неравномерностью развития, пластичностью нервной системы. Однако наряду с общими для нормального и аномального развития закономерностями выделены специфические закономерности для всех типов аномального развития: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредствования; замедленный процесс формирования понятий[2].

Психологическая основа специальной педагогики – опора на знание психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которое позволяет построить эффективную систему развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Наши рекомендации