Эвлюция научных представлений об аномальном развитии.

Краткий очерк истории становления коррекционных педагогических систем в России.

Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и зависит от уровня развития науки и культуры, от социально-экономических отношений, от господства религиозных взглядов, национальных традиций, правовых норм. протяжении многих веков проблема аномального развития рассматривалась с донаучных позиций. В древности детей с отклонениями в развитии физически уничтожали (Греция, Древний Рим). На протяжении многих веков отношение к аномальным детям определялось религией, чаще всего они рассматривались как дети дьявола, как кара за грехи родителей, многие из них погибли на кострах инквизиции.

В православии существуют более гуманные традиции. Издавна такие люди находили приют в церкви, монастыре – убогие, юродивые.

Научные исследования были начаты во Франции в начале 19 века, большой вклад внесли французские врачи-психиатры Филипп Пинель, Жан Итар, Эдуард Сеген.

В России первые приюты были открыты для слабоумоых в Петербурге в 19 веке силами энтузиастов – Е. К. Грачевой, М. Постовской, супругов- врачей Маляревских.

На рубеже 19-20 веков сложилось 3 научных направления: - клиническое; - психо-диагностическое; - педагогическое.

В 1908 году была открыта школа-санаторий в Москве для дефективных детей В. П. Кащенко (по улице Погодинской дом 8.) Сейчас это институт дефектологии. Опыт таких детей описан Кащенко в книге «Педагогическая коррекция».

В разработку психолого-педагогических проблем вклад внесли русские врачи-психиатры В.М. Бехтерев, В.П.Сербский, Г.И. Россолимо, особенно в разработку методов клинико-психологического изучения. Большое значение также имеют и труды Л. С. Выготского.

После революции в нашей стране была образована государственная система специальных образовательных учреждений. В 1926 году вышло типовое положение об открытии школ для умственно отсталых и для детей с нарушениями слуха и зрения. Позднее появились речевые школы – 1949г., в 60-е годы появились школы для детей с ДЦП, в 1981 году - для детей с задержкой психического развития.

В настоящее время существует сеть специальных школ и дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

Рассматривая историю становления и развития национальных систем с пециального образования Н.Н.Малофеев выделяет несколько периодов.

1 период эволюции – (с У111 по Х11 вв.) )от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов.

2 период – (с Х11 по ХУ111 вв.))от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей, от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям.

3 период эволюции –(конец ХУ111 – начало ХХ) от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование

4. период –( с начала ХХ века до 70-х годов)от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости спец.образования для всех нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования.

5 период- (с 70 –х годов ХХ века)от равных прав к равным возможностям, от сегрегации к интеграции.

Россия отстает от европейских стран и находится на переходе от четвертого к пятому этапу. Учитывая специфические особенности социально-экономического и культурного развития российского общества возникает необходимость разработки собственной национальной модели специального образования. Пока можно говорить о кризисном состоянии системы специального образования.

Актуальные проблемы специальной педагогики на совре-

Менном этапе ее развития.

В специальной педагогике на современном этапе ее развития формируются новые подходы, меняются термины. Так, например, термин «аномальный ребенок» выходит из употребления и заменяется на термины: «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети со специальными образовательными потребностями», «дети с особыми нуждами». В любом случае речь идет о таком варианте развития, который отклоняется от идеальной программы развития и характеризуется специфическими закономерностями и нарушениями в формировании высших психических функций.

В последние годы разработан проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором предпринята попытка осмысления специальных образовательных потребностей различных детей с отклонениями в развитии, регламентирована деятельность специальных образовательных учреждений. Однако этот документ до сих пор не утвержден.

Специальная педагогика находится на кризисном этапе развития, который связан с социальными и экономическими изменениями в обществе, что предполагает изменения в теории и практике специального образования.

На сегодняшний день недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, недостаточно разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это такие категории как: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с ранним детским аутизмом, дети со сложными нарушениями, дети с поведенческими расстройствами.

Существует проблема дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Исторически сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста. Система специальных дошкольных учреждений сложилась только в 1972 году. Дети дошкольного возраста с отклонениями в развитии оказались недостаточно изучены, и система коррекционной помощи им не совершенна.

Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0-3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, которые служат фундаментом для дальнейшего психического развития. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере. Наиболее успешно работает система ранней помощи в С.Петербурге, где с 90-х годов действует программа «Абилитация младенцев» и создан Институт раннего вмешательства (под руководством Е.В.Кожевниковой). При ИКП РАО также создан центр ранней дигностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики (Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева и др.).

Проблема социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и молодежи с отклонениями в развитии также актуальна на сегодняшний день.

Остро актуальной и спорной является проблема интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательную среду, т.е. возможность и целесообразность совместного обучения нормально развивающихся детей с детьми с отклонениями в развитии. Этот вопрос можно рассматривать с разных позиций, но в любом случае необходимо создание соответствующих условий для обеспечения специальных образовательных потребностей детей.

Наши рекомендации