Сущность и структура процесса обучения.

Сущность процесса обучения — это целенаправленный педагогический процесс суть которого состоит в активизации деятельности, развитии творческих навыко учащихся; организации и стимулированию активной учебно-познавательной деятельности учащихся; овладении научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Структура состоит из компонентов носящих двухсторонний характер (педагог и ученик):

Целевой компонент. Потребностно-мотивационный компонент. Содержательный компонент. Деятельностный компонент. Эмоционально-волевой компонент.

Результативный компонент.

Закономерности и принципы процесса обучения

Принципы обучения — наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требо­вания к содержанию, организации, осуществлению и управлению процессам обучения.

Сами принципы и закономерности см. в вопросе 11. Они одинаковы.

Виды обучения и их характеристика. Современные дидактические концепции.

Догматическое обучение; Объяснительно-иллюстративное обучение; проблемное обучение; Программированное обучение;

Методы обучения и подходы к их классификации.

Метод— способ достижения цели, определенным образом упо­рядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса (обучения, воспитания) по­нимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания, развития.

I подгруппа II подгруппа III подгруппа IV подгруппа
По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы) По логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы) По степени самостоятельности мышления учащихся в процессе усвоения знаний По характеру управления учебной деятельностью (методы управления учебной деятельностью)
Словесные: объяснение;рассказ; беседа;лекция, дискуссия и др. Наглядные: иллюстрация; демонстрация. Практические: упражнение;опыт; трудовые действия и др. Индуктивные, дедуктив­ные, аналитические, синте­тические, аналогия, выде­ление главного, сравнение и др. Репродуктивные, продук­тивные (проблемные, проб­лемно-поисковые, исследо­вательские и др.) Методы работы под руко­водством учителя; методы самостоятельной работы учащихся: работа с книгой; выполнение письменных заданий; выполнение лаборатор­ной работы, художественно-творческой работы в ма­стерских и др.

20. Характеристика методов организации учебно-познавательной
деятельности.

Словестные методы:убеждение (самоубеждение) и внушение (самовнушение), рассказ, объяснение, беседа, вводная беседа, повторительно-обобщающая беседа, контрольно-коррекционная и т.д; Лекция, дискуссия.

Практические методы: метод управжений, лабораторных и практических работ.

Наглядные методы обычно в сочетании со словесными: наблюдение, иллюстрации, демонстрации, видеометод.

21. Характеристика методов стимулирования и мотивации учебно-
познавательной деятельности.

К методам стимулирования и мотивации интереса к учебно-познавательной деятельности относятся: создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в учении; игра; дис­куссия; методы рефлексии и другие. Методы стимулирования долга и ответственности в учении представлены разъяснением личностной и общественной значимости учебно-познавательной деятельности; предъявлением требований, упражнениями по их выполнению; поощрением успеха и порицанием недостатков в учении; со­ревнованием и другими методами.

Игровые методы — способы организации деятельности, направленной на воссоздание и усвоение обще­ственного опыта в условных ситуациях и в доступных определенному возрасту формах. В современной школе игровая деятельность используется:

□как самостоятельный метод (технология) изучения понятия, темы или раздела учебного предмета;

□как элемент более обширной технологии;

□в качестве урока (занятия) или его этапа;

□как метод (технология) внеклассной воспитательной работы.

Наши рекомендации