Основные средства воспитания
Средства воспитания
Средства воспитания - мероприятия или формы воспитательной работы (беседы,
собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия,
предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия
(кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того
или иного метода.
Основные методы и средства воспитания:
1.Убеждение. Его педагогическая роль определяется тем, что процесс воспитания
органически связан с развитием сознательности учащихся, с пониманием ими правил
поведения и своего места в преобразовании окружающей жизни. Организация жизни и
деятельности учащихся должна находиться в органическом единстве с развитием их
нравственного сознания, с расширением их гражданского кругозора, с постоянной
разъяснительной работой. Все это говорит о необходимости широкого использования
метода убеждения в воспитании, о многогранности его педагогического влияния на
развитие и социализацию учащихся.
К важнейшим из этих средств относятся: формы учебной работы, разъяснительные
индивидуальные и коллективные беседы, ученические вечера, конференции на научные,
нравственные, эстетические и санитарно-гигиенические темы, диспуты, встречи с
деятелями науки, техники и искусства и т.д. Использование этих средств воспитания
характерна для нравственного, эстетического и физического воспитания обучающихся.
2.Положительный пример. Развитие личности происходит не только в результате
воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исключительно
большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и
деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного
развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие
примеры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое
применение находит положительный пример как метод воспитания.
Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей
является их подражательность. Этот механизм воздействия подражания заключается в
том, что, воспринимая различные образцы поведения и деятельности, дети переживают
внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них
появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств.
3.Упражнение (приучение). Под этим методом понимается многократное повторения
действий и поступков, учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых
навыков и привычек поведения.
Широкий диапазон воспитательного воздействия этого метода на учащихся
обусловливает большое разнообразие средств его реализации. В качестве таких средств
выступают различные формы учебной работы, разнообразные внеклассные мероприятия,
а также общение как особый вид деятельности, в процессе которого вырабатывается
культура речи, навыки и привычки вежливости, правдивости, товарищества и т.д. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом
организована, является средством реализации метода упражнений (приучения).
4.Одобрение и осуждение. В процессе воспитания применяются методы одобрения и
осуждения. Использование же различных наказаний может порождать у воспитателей
соблазн сделать их основными средствами воздействия на детей и забывать о других
воспитательных мерах.
Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка
поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей,
выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение
выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности,
которые противоречат нормам и правилам поведения.
Каждый из этих методов имеет соответствующие средства реализации и требует особого
искусства в применении. Так, средствами метода одобрения являются следующие виды
(меры) поощрения: личная похвала учителя, классного руководителя, директора школы,
благодарность в приказе по школе, награждение похвальными грамотами, медалями и
ценными подарками, которые являются своеобразными средствами одобрения.
Средствами (мерами) метода осуждения выступают: замечание учителя, устный выговор,
выговор в приказе по школе, вызов для внушения на педсовет, перевод в параллельный
класс или в другую школу, исключение из школы по согласованию с районным отделом
образования и. наконец, направление в школу для трудновоспитуемых.
Всякое осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его
моральной оценкой.
5.Требование и контроль за поведением. Личность постоянно испытывает влияние
множества разнообразных внешних воздействий и внутренних побуждений. Нередко эти
воздействия и побуждения отвлекают учащихся от выполнения установленных норм и
правил поведения. Например, чрезмерное увлечение отдельными играми может создавать
помехи в учении, дружба с недисциплинированными сверстниками - вызывать склонность
к неблаговидным действиям и поступкам и т.д. Подобных помех в воспитании встречается
немало. Вот почему, наряду с убеждением, положительным примером, упражнениями,
одобрением и осуждением, возникает необходимость в применении таких методов
воспитания, как предъявление требований, осуществление контроля за поведением
учащихся.
Педагогическими средствами этого метода являются просьба, тактичные указания и
распоряжения учителей, классных руководителей, директора школы и его заместителей.
Значение этого метода состоит в том, что он позволяет оперативно и действенно
реагировать на отклонения в поведении учащихся и соответствующим образом
корректировать его. Естественно, что его эффективность определяющим образом зависит
от благожелательных отношений между учащимися и учителями, от педагогического
такта и чуткости последних.Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении
за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению
установленных правил поведения, а также к выполнения предъявляемых заданий или
требований. Средствами осуществления контроля являются: повседневное наблюдение за
поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении полученных
заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед товарищами о своей
работе и дисциплине. Контроль выполняет роль напоминающего фактора в поведении
учащихся, выступая в качестве действенного стимула их деятельности и соблюдения
установленного порядка.
6.Переключение на другие виды деятельности. Несколько иной является психолого-
педагогическая основа воспитательного воздействия метода переключения. В процессе
воспитания иногда наблюдаются факты одностороннего увлечения учащихся той или
иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного
поведения (например, чрезмерное увлечение детективной литературой, нездоровыми
играми, в том числе и в карты, хождение группами по улицам в вечернее время и т.д.).
Запреты и увещевания в этих случаях не всегда помогают. Гораздо более действенным
методом преодоления подобных недостатков является переключение учащихся на другие,
более полезные виды деятельности и постепенное формирование нового стереотипа
поведения.
Весьма действенным оказывается этот метод, когда нужно возбудить у ученика или
коллектива новые психические переживания, например, сгладить появившуюся обиду,
снизить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения. Хорошо влияет этот
метод тогда, когда учитель наталкивается на упрямство ученика, и прямые требования не
дают положительных результатов. В этих случаях лучше всего переключить внимание
ученика на другую деятельность, а в процессе ее побудить его к осознанию допущенных
ошибок. Педагогическая действенность данного метода связана с тем, что, переключая
внимание ученика или целого коллектива на новые виды деятельности, педагог
возбуждает у них новые психические переживания, создает новые внутренние установки в
поведении и таким образом усиливает свое воздействие на их сознание, чувства и волевую
сферу.
Очень полезен метод переключения в тех случаях, когда учителя сталкиваются с детской
драчливостью, капризами и непослушанием.
Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни
плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от
целого комплекса влияний". Это ставит перед учителем задачу овладения искусством
комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышения их
педагогической действенности.