Вопрос 40. Сущность и задачи семейного воспитания. Формы работы школы с семьёй.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
В педагогической литературесемья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями и каждый этап в ее развитии связан с выполнением следующих функций:
• хозяйственно-экономической, предусматривающей ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи;
• репродуктивной, связанной с рождением и воспитанием детей, подготовкой их к жизни в обществе;
• воспитательной, направленной на создание условий для личностного формирования и развития детей; передачу им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи;
• коммуникативной, организующей внутрисемейное общение;
взаимосвязи семьи с другими людьми, семьями и социальными группами;
• рекреативной, направленной на организацию досуга и развлекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.
В настоящее время существует несколько классификаций семьи, обусловленных разными критериями:
• по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные;
• составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (прародители, родители, дети);
• структуре: полные, неполные, внебрачные;
• характеру взаимоотношений: благополучные, неблагополучные.
Современная семья характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, расслоение общества на богатых и бедных существенно влияет на семейное воспитание. Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи. В-третьих, рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. В-четвертых, низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемых социальных сирот.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат родители ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Семейное воспитание – это система воспитания и образования в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Задачи семейного воспитания(по Программе воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь):
— воспитание настоящего гражданина;
— воспитание хорошего работника;
— воспитание хорошего семьянина.
Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы.
Коллективные формы работы:
• педагогические лектории — организуются с целью ознакомления родителей с основами теории обучения и воспитания детей;
• университеты педагогических знаний — отличаются от педагогических лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими знаниями, обмен опытом семейного воспитания;
• научно-практические конференции — проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаганды лучшего опыта семейного воспитания;
• родительские собрания — традиционная форма коллективной работы с родителями. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, один раз в учебную четверть. На них обсуждаются вопросы повышения успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников. На классных родительских собраниях анализируется состояние успеваемости и поведения учащихся класса, обсуждается опыт совместной работы, заслушивается информация отдельных родителей о воспитании детей в семье;
• родительские комитеты — участвуют в управлении образовательным учреждением и решают довольно большой круг вопросов: устанавливают связь родителей со школой; организуют их педагогическое просвещение, родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания; участвуют в улучшении материальной базы школы, организации труда и отдыха школьников.
Индивидуальные формы работы:
• педагогические консультации — чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. При проведении педагогических консультаций родители получают конкретные советы по улучшению семейного воспитания;
• посещение семей — имеет своей целью оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания;
• педагогические поручения — привлечение родителей к организации учебно-воспитательной работы с детьми. Это несколько забытая форма совместной работы школы и семьи. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены и производственники. Такие родители могут организовать различные кружки и спортивные секции, провести для детей беседы, лекции и экскурсии.
Литература для самостоятельной подготовки:
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.61
2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.237
3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. П/ред. П.И.Пидкасистого. М., 2002, стр.173
4. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.490
5. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.534
6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000, стр.207
7. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.237
8. Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ.
9. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ