Вопрос 16. Характеристика методов обучения по источнику знаний

Методы обучения по источнику знаний - традиционная классификация; основана на издавна существующих трёх источниках знаний: практика, наглядность, слово. Авторами данной классификации являются Н.М. Вер­зи­лин, Е.И. Перов­ский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордки­панидзе. На данный момент к этой классификации ещё относят работу с книгой и видеометод. В основе этой классификации лежит источник знаний, то есть откуда учащиеся получают знания. Это тоже искусственное разграничение, так как невозможно слово учителя отделить от средства наглядности. Наглядность учитель преподносит своим словом, нельзя также представить метод демонстрации без живого слова учителя.

Недостаток этой классификации в том, что в её основу положена внешняя деятельность учащегося, но существенным достоинством является экономичность, эффективность при использовании всех групп методов.

К методам обучения по источнику знаний относятся следующие группы методов:

· словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия, диспут и др.);

· наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.)

· практические методы (опыты, упражнения, учебно-произ­водственный труд и др.)

Рассмотрим каждую группу отдельно.

Словесные методы. Средством метода, с помощью которого передается информация (знания), является слово учителя или печатное слово (книга). Сюда входят: рассказ, объяснение, беседа (эвристическая беседа, сообщающая беседа (предшествует изучению материала), вводная, вступительная, закрепляющая), дискуссия, работа с учебником (конспектирование, составление плана, тезисов, цитирование, аннотация, рецензирование, составление справок, алгоритма, тезауруса (основных понятий по теме) и др. Нельзя не отметить, что в 20-З0-е годы в педагогике предпринимались
попытки умалить значение словесных методов обучения, так как они якобы не
активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят учебный процесс к
преподнесению «готовых знаний».

Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. Чаще всего рассказ включает в себя рассуждения учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е.
сочетается с объяснением изучаемого материала. Метод объяснения связан с
пояснением, анализом, истолкованием и доказательством различных положений
излагаемого материала.

Беседа является диалогическим методом изложения учебного материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретают новые знания.

При работе с обучающимися старшего возраста, учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20-30 минут урока, а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью лекции, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний. Сущность
этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется
самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нём фактов, примеров и вытекающих из них
теоретических обобщений (правил, выводов, законов и т.д.). При этом одновременно
с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой.

Наглядные методы. Цель наглядных методов — обогащение и рас­ширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов, соз­дание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. Источник знаний для учащихся - наблюдаемые предметы, явления, события, факты, пособия и т. д. Эффективность усвоения знаний зависит от применения учителем наглядных пособий, технических средств и др. Средства наглядности разно­образны: предметы и явления окружающей действительности, действия учителя и учеников, изображения реальных предметов, про­цессов (рисунки, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы и т. п.). К наглядным относятся методы иллюстрации (алгоритм, плакат, опорный конспект, таблицы, карты, схемы, зарисовки и др.), демонстрации (приборы, опыты, фильмы, диафильмы и др.), наблюдение, видеометод. Наглядные методы опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия. В результате применения этой группы методов у учащихся формируется познавательный интерес, потребность к знаниям. Наглядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Их роль — обеспечить всестороннее, об­разное восприятие, дать опору для мышления.

Иллюстрация - показ и вос­приятие предметов, процес­сов, явлений в их символь­ном изображе­нии с помо­щью плака­тов, карт, портре­тов, ри­сун­ков, схем и т.д. Они существенно об­легчают процесс фор­мирования по­нятий.

Демонстрация заключается в на­глядно-чувственном ознакомле­нии с явле­ниями, про­цессами, объектами в натураль­ном виде, ис­пользуется с внеш­ним видом пред­мета, его внутреннем устройством.

Сущность этих методов состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой - выступать в качестве источника новых знаний. Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые в большей мере раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.

Видеометод - экран­ное пре­поднесение ин­фор­мации, которое слу­жит не только для пре­под­несе­ния знаний, но и для их контроля, закре­пления, повторения, обоб­щения, системати­зации, т.е. вы­полняет все дидактиче­ские функции.

Практические методы. Основана эта группа методов на практической деятельности ученика по применению знаний. Средством этого метода выступают упражнения, а также лабораторные и практические работы. В результате применения этих методов учащиеся добывают знания, вырабатывают умения, совершают практические действия на основе знаний, вырабатывают навыки исследовательского характера деятельности.

Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Упражнения— это планомерное, организованное, повторное вы­полнение действий с целью их изучения или повышения их качества. Виды упражнений: специальные, произ­вод­ные, комментиро­ванные, устные, пись­менные, графические, лабора­торно-практиче­ские, про­извод­ственно-трудовые и др. Упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал, во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников. Эффективность метода упражнений зависит от дидактических условий их использования (их сложность, последовательность, практическая направленность, посильность выполнения, наличие образцов, выполнение упражнений и т. д.).

Лабораторная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся под
руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или
выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и
осмысливают новый учебный материал. Лабораторные работы как метод обучения
во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко
оцениваются в дидактике. Они пробуждают у учащихся глубокий интерес к
окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления,
применять добытые знания к решению и практических, и теоретических
проблем.

Практическая работа - применение полу­чен­ных знаний к реше­нию прак­тических задач, умение использовать теорию на практике.Данный ме­тод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также спо­собствует решению задач контроля и коррекции, стимулирования познавательной деятельности.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Афонина Г. М. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2002, стр.171

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.98

3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.529

4. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.240

5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.193

6. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.351

7. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.122

8. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.111

Наши рекомендации