Вопрос 6. Педагогическая технология в учебно-воспитательном процессе.
Зародившись более четырёх десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Так, в 30-е годы XX столетия, когда в США появились первые программы аудиовизуального обучения, то есть обучение на основе технических средств, появился термин «технология в образовании». В данном случае это равносильно использованию техники в учебном процессе.
С появлением программированного обучения и разработкой дидактических машин появляется новый термин «технология образования». В буквальном переводе это означает: как строить обучение и воспитание.
Лет 15-20 назад технологические понятия почти не использовались в отечественной педагогике. Лишь исследователи Т.А. Ильина и М.В. Кларин обращались к вопросам педагогических технологий, анализируя зарубежный опыт. Представителей традиционной педагогики пугал производственный термин "технология". Ведь под технологией понимались процессы, при которых происходило изменение объекта. Если выполнялись все условия технологии, то гарантировался результат. Но педагоги не видели переноса этой категории на педагогические явления.
И вот в 60-е годы появляется термин "педагогические технологии ",то есть как добиться в педагогическом процессе гарантированного результата.
А ведь технологические идеи не так уж и новы. Мысль о технологизации процесса обучения высказывал еще Я.А. Коменский 400 лет назад. Он призывал к тому, чтобы обучение стало "техническим", то есть таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом, сформулирована важнейшая идея технологий: гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А. Коменский назвал "дидактической машиной".
В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.
В отечественной педагогической литературе, как справедливо отмечают многие авторы, в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения. В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Б.Т. Лихачев считает, что педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса По М.В. Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Что касается соотношения понятий «технология» и «методика», то формально между ними нет противоречия, так как понятие методики преподавания шире понятия образовательной технологии. Предметом методики является методическая система, включающая цели образования, его содержание, методы, формы, средства и приёмы организации учебного процесса (отвечает на вопросы «зачем», «чему» и «как» учить?), технология же начинает действовать, когда цели уже определены, и отвечает на вопрос «как» учить, объединяя в себе методы, формы, средства, приёмы обучения.
В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях (Г.К. Селевко):
1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
2) Частнометодический (частнопредметный) уровень: термин «частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Представленные выше определения позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
• цели обучения — общие и конкретные;
• содержание учебного материала;
в) процессуальная часть — технологический процесс:
• организация учебного процесса;
• методы и формы учебной деятельности школьников;
• методы и формы работы учителя;
• деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
• диагностика учебного процесса.
Наконец, любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (Г.К. Селевко):
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность.Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Из всего многообразия классификаций педагогических технологий можно выделить три основные группы:
1. Технологии традиционного обучения.
2. Личностно-ориентированные технологии (технологии разноуровневого обучения; программированные технологии; проблемные технологии, модульные технологии; игровые технологии и многие другие);
3. Развивающие технологии.
Литература для самостоятельной подготовки:
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.83
2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.167
3. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.189, 378
4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.406
5. Ксёнзова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2001, 223с.
6. Педагогические технологии. Уч. пособие под ред.В.С. Кукушина. Ростов-на-Дону, 2002, 320с.
7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петербург. 2001, 367с.
Вопрос 7.Личностно-ориентированный подход в образовании.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития школьника. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъектов культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). Говоря о необходимости последовательной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо иметь в виду целостную личность ребёнка с его эмоциональной, духовной сферой.
Личностно-ориентированное обучение базируется на принципах гуманистической педагогики. По своей сути предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность учеников, их интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств. При личностно-ориентированном подходе в образовании абсолютной ценностью являются не отчуждённые от личности знания, а сам человек.
Личностно-ориентированное обучение должно ориентироваться на:
· уровень обученности в данной области знания и степень общего развития, культуры, т.е. ранее приобретённый опыт;
· особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу);
· особенности характера, темперамента.
Если говорить о приоритетном развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся, уместно выделить следующие показатели умственного развития ребёнка:
· самостоятельность мышления;
· быстрота и прочность усвоения учебного материала;
· быстрота умственной ориентировки (находчивость) при решении нестандартных задач;
· глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений (умение отличать существенное от несущественного);
· критичность ума, отсутствие склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.
Среди разнообразных технологий личностно-ориентированного обучения можно выделить:
· обучение в сотрудничестве;
· метод проектов;
· «Портфель ученика»;
· модульные технологии;
· технологии программированного обучения;
· индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии, которые реализуются во всех перечисленных выше технологиях;
· разноуровневое обучение;
· игровые технологии и др.
В результате применения личностно-ориентированного обучения удаётся воспитывать в учениках такие полезные качества, как самостоятельность, коммуникабельность, ответственность за результаты своего труда, умение принимать решения, но академические успехи оставляют желать лучшего.
Литература для самостоятельной подготовки:
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.88
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.297
- Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.426
- Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.206