Вопрос 1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук.

Оглавление

Оглавление...................................................................................................................................................................................................... 1

Введение.......................................................................................................................................................................................................... 3

Вопрос 1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук........................... 5

Вопрос 2. Предмет и задачи педагогики как гуманитарной науки. Основные педагогические категории........................ 7

Вопрос 3. Научно-педагогическое знание. Методологические основы и методы исследования педагогики................... 9

Вопрос 4. Педагогический процесс как система и целостное явление...................................................................................... 12

Вопрос 5. Проблема целеполагания в педагогике............................................................................................................................ 14

Вопрос 6. Педагогическая технология в учебно-воспитательном процессе............................................................................. 17

Вопрос 7.Личностно-ориентированный подход в образовании................................................................................................. 20

Вопрос 8. Понятие о дидактике: основные задачи, категории. Дидактика и частные методики........................................ 21

Вопрос 9. Содержание образования. Документы, регламентирующие содержание образования: государственный стандарт, базовый план, учебная программа, учебник...................................................................................................................................... 22

Вопрос 10. Учебник: его функции, структура. Требования к учебнику..................................................................................... 25

Вопрос 11. Система образования в Республике Беларусь: сущность, структура, принципы............................................. 26

Вопрос 12. Сущность процесса обучения, его структура, функции............................................................................................ 29

Вопрос 13. Виды обучения...................................................................................................................................................................... 31

Вопрос 14. Система принципов обучения. Общая характеристика принципов обучения................................................... 34

Вопрос 15. Методы обучения. Классификация методов обучения............................................................................................. 36

Вопрос 16. Характеристика методов обучения по источнику знаний........................................................................................ 39

Вопрос 17. Характеристика методов обучения по характеру познавательной деятельности............................................ 42

Вопрос 18. Педагогические технологии обучения........................................................................................................................... 43

Вопрос 19. Современные тенденции развития образования......................................................................................................... 46

Вопрос 20. Индивидуализация и дифференциация обучения....................................................................................................... 48

Вопрос 21. Гуманизация и демократизация учебного процесса.................................................................................................. 50

Вопрос 22. Системы и формы организации обучения. Классно-урочная система обучения............................................. 52

Вопрос 23. Урок – основная форма организации обучения. Требования к уроку. Типология и структура уроков...... 54

Вопрос 24. Диагностика в обучении..................................................................................................................................................... 57

Вопрос 25. Контроль и оценка знаний учащихся............................................................................................................................. 58

Вопрос 26. Понятие о процессе воспитания, его цель, особенности, структура..................................................................... 60

Вопрос 27. Воспитание, самовоспитание и перевоспитание........................................................................................................ 62

Вопрос 28. Система принципов воспитания. Общая характеристика принципов воспитания........................................... 63

Вопрос 29. Понятие о методах воспитания. Классификация методов воспитания................................................................. 66

Вопрос 30. Характеристика методов формирования сознания.................................................................................................... 68

Вопрос 31. Характеристика методов организации деятельности................................................................................................ 69

Вопрос 32. Характеристика методов стимулирования................................................................................................................... 71

Вопрос 33. Педагогические технологии воспитания....................................................................................................................... 72

Вопрос 34. Понятие о мировоззрении, его функции, структура, виды. Пути формирования научного мировоззрения школьников........................................................................................................................................................................................................................... 76

Вопрос 35. Сущность и задачи нравственного воспитания. Пути реализации задач нравственного воспитания........ 78

Вопрос 36. Сущность и задачи трудового воспитания. Пути реализации задач трудового воспитания........................ 81

Вопрос 37. Сущность, задачи, направления профориентации в школе..................................................................................... 82

Вопрос 38. Сущность и задачи физического воспитания. Основные факторы физического развития. Пути реализации задач физического воспитания........................................................................................................................................................................... 83

Вопрос 39. Сущность и задачи эстетического воспитания. Структура эстетической культуры личности. Пути реализации задач эстетического воспитания........................................................................................................................................................................ 85

Вопрос 40. Сущность и задачи семейного воспитания. Формы работы школы с семьёй..................................................... 88

Вопрос 41. Воспитание в коллективе, его структура. Стадии развития коллектива. Пути формирования коллектива. 91

Вопрос 42. Альтернативная педагогика: сущность, принципы, характеристика некоторых альтернативных систем и школ. 94

Вопрос 43. Передовой педагогический опыт: основные направления и содержание............................................................ 95

Вопрос 44. Управление школой: его сущность, принципы. Функции дирекции школы........................................................ 96

Вопрос 45. Методическая работа в школе: работа педсовета, методических объединений. Аттестация педагогических работников................................................................................................................................................................................................... 99

Вопрос 46. Педагогические основы мастерства учителя, воспитателя, классного руководителя................................... 102

Литература................................................................................................................................................................................................ 106


Введение

Уважаемые коллеги! Вы долго и упорно трудились: слушали лекции, участвовали в семинарах, выполняли курсовые работы, сдавали зачеты, чита­ли и размышляли. Словом, накопили множество разнообразных знаний, умений, необходимых для выполнения многотрудной учительской деятельности. Пришло время показать «товар ли­цом», убедить преподавателя или государственную экзаменаци­онную комиссию, что вы отлично знаете свой главный профес­сиональный предмет.

Вы уже знаете, что для лучшего усвоения материала его не­обходимо повторить несколько раз, все время сокращая в объеме. Общее широкое представление о педагогике, ее проблемах и тех­нологиях вы получили на лекциях. Готовясь к семинарским и лабораторным занятиям, вы постепенно сокращали объем инфор­мации, вычленяли главное. Авторефераты и курсовые работы дали вам возможность глубоко изучить отдельные вопросы. Непосред­ственно перед экзаменом необходимо еще раз проработать всю информацию в сжатом, сконцентрированном виде, где четко про­сматриваются вся структура и основные положения курса. У вас уже есть достаточный запас представлений, чтобы «развернуть» каждое положение до необходимого уровня конкретизации.

Как построить свой ответ на экзамене, чтобы он прозвучал веско и убедительно, чтобы у преподавателя или комиссии не осталось ни малейших сомнений в вашем отличном знании предмета?

Ответы на все экзаменационные вопросы необходимо выстро­ить по определенной системе, соблюдая принципы последова­тельности, непротиворечивости, целостности. Несмотря на мно­гообразие вопросов, ответы на них имеют примерно одинаковую структуру.

Правильно выстроенный ответ начинается с определения «что такое». Например, если вам необходимо раскрыть сущность и задачи эстетического воспитания в школе, то, естественно, вы должны сначала объяснить, что такое эстетическое воспитание, определить его сущность, четко выделить главные задачи. Затем следует конкретизация отдельных положений, раскрытие содер­жания каждого из них. Чтобы ваш ответ прозвучал основатель­но и убедительно, придерживайтесь испытанной структуры изло­жения знаний.

Структура ответа:

1. Что такое...

• Формулировка определений, базисных категорий и по­нятий.

• Объяснение, расшифровка (при необходимости).

• Альтернативные определения (если имеются).

• Комментарий (научное и живое практическое истолко­вание).

2. Генезис...

• Откуда есть, пошло, когда и как появилосьвпервые, как определялось.

• Что известно о первоисточниках.

• Как происходило дальнейшее развитие.

• Современное состояние (краткий комментарий).

3. Сущность...

• Система и ее структура.

• Общие принципы строения.

• Анализ компонентов системы, связей между ними.

• Закономерности развития и функционирования.

4. Технология...

• Основные технологические схемы реализации в отечест­венной и зарубежной школе.

• Преимущества и недостатки

• Передовой отечественный и мировой опыт.

• Существующие и нерешенные вопросы (проблемы).

5. Собственные оценки...

• Альтернативные взгляды, способы реализации.

• Ваши собственные оценки, предложения, их обоснован­ность.

• Если бы министром (директором) были вы, то...

Выстроенный по такой схеме ответ, за небольшим исключени­ем общих теоретических и исторических вопросов, не оставит со­мнений в том, что вы хорошо понимаете сущность проблем, сформулированных в экзаменационных вопросах.

Чаще всего ваши ответы преподаватели оценивают, придер­живаясь двух критериев — правильности и полноты.

Хорошо, если при ответе Вы назовёте авторов учебников по педагогике, которыми Вы пользовались при подготовке к экзамену, имена педагогов-новаторов, учёных, идеи которых Вы уже используете в своей педагогической деятельности.

Вопрос 10. Учебник: его функции, структура. Требования к учебнику.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, справочники, сборники задач, методические пособия для учителя и др.

Учебники и учебные пособия выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету; они представляют собой информационную модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса.

Учебник – это учебная книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.

Требования к учебнику:

1. Язык учебника должен быть простым и доступным учащимся;

2. Учебник должен составляться по учебной программе;

3. Материал должен быть изложен системно, логически, стройно;

4. Учебник должен отображать уровень развития современной науки;

5. Содержать точные формулировки, обоснования, правила и выделять те, которые нужно запомнить;

6. Иметь качественные иллюстрации;

7. Соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (шрифт, переплёт).

На основе классификации наук учебники подразделяют на гуманитарные, физико-математические, природоведческие и др.

По характеру преподавания материала различают учебники академические и прикладные.

По ведущим методам обучения выделяют информационные, проблемные, программированные, комплексные учебники.

Функции учебника:

· Информационная (учебник преподаёт основы наук, позволяет расширить объём знаний, организовать самостоятельную учебную деятельность).

· Контрольно-коррекционная ( проверка и коррекция хода обучения).

· Мотивационная (создание стимула к изучению предмета).

Структура учебника:

- текст – главный компонент- подразделяется на:

а) основной ( теоретический и фактический материал);

б) дополнительный ( документы, отрывки, справки);

пояснительный ( подписи, определения, примечания, комментарии)

- внетекстовые (вспомогательные) компоненты: вопросы, задания, памятки, таблицы, подписи к иллюстрациям, иллюстрации, аппарат ориентировки, замечания, предисловие, приложения, оглавление, указатели.

Материал в учебниках может размещаться по линейному принципу (материал излагается последовательно на основе уже знакомого, без возвращения к нему на следующих этапах изучения); концентрическому принципу (когда часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с различной степенью глубины).

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.74

2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.464

3. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.227

4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.134

5. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.101

6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.243

7. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000, стр.350

Вопрос 11. Система образования в Республике Беларусь: сущность, структура, принципы.

Слово «система» в переводе с греческого означаетцелое, составленное из отдельных частей, соединение частей. Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Внутри этой системы существует взаимосвязанное множество подсистем, определяемых целями обучения, возрастом обучаю­щихся, содержанием образования и т.д. Современные исследова­тели рассматривают систему образования в трех измерениях:

1. Социальный масштаб рассмотрения, т.е. образование в мире, в отдельной стране, регионе и т.д. Здесь выделяются систе­мы государственного, частного, светского, клерикального обра­зования.

2. Ступень образования (дошкольное, школьное с его внут­ренней градацией на начальную, неполную среднюю и среднюю школу; высшее с различными уровнями: бакалавриат, магистра­тура; повышение квалификации; аспирантура, докторантура, уг­лубленная подготовка специалиста).

3. Профиль образования: общее, специальное (математиче­ское, гуманитарное, естественнонаучное и т.д.).

Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:

· приоритетности образования;

· обязательности общего базового образования;

· осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

· доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

· преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

· национально-культурной основы образования;

· приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

· научности;

· экологической направленности образования;

· демократического характера управления образованием;

· светского характера образования.

Национальная система образования включает:

· участников образовательного процесса;

· образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

· учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

· государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Образование- процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:

· дошкольное образование;

· общее базовое образование;

· общее среднее образование;

· профессионально-техническое образование;

· среднее специальное образование;

· высшее образование;

· послевузовское образование.

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

· внешкольное воспитание и обучение;

· повышение квалификации и переподготовку кадров.

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

Учреждение образования - юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять образовательную деятельность. Социальная функция учреждений образования состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны.

К учреждениям образования относятся:

· дошкольные учреждения (детский сад, детс­кий ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.);

· учреждения, обеспечивающие получение начального (1-4 классы), базового (5-10 классы), общего среднего (11-12 классы) (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи и др.), профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития;

· учреждения внешкольного воспитания и обучения;

· социально-педагогические учреждения;

· специальные учебно-воспитательные учреждения.

Структурусистемы образования в РБ смотрите по Концепции реформы общеобразовательной школы в РБ.

Структура системы образования в Республике Беларусь

(с 12-летней общеобразовательной средней школой)

  Сфера профессиональной деятельности Вопрос 1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. - student2.ru Вопрос 1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. - student2.ru Вопрос 1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. - student2.ru
  ВУЗ (4-5 лет) Вопрос 1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. - student2.ru Вопрос 1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. - student2.ru Вопрос 1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. - student2.ru

       
 
ПТУ (1-3 года)
 
Техникум Колледж (2-4 года)

Вопрос 1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. - student2.ru Вопрос 1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. - student2.ru Вопрос 1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. - student2.ru Вопрос 1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. - student2.ru

 
 
Лицейские классы (10-11 лет) (с 16 до 18 лет)

  основная (базовая) школа: 4-9 классы (с 10 до 16 лет)  
  начальная школа: подготовительный, 1-3 классы ( с 6 до 10 лет) Вопрос 1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. - student2.ru
  детский сад (с 3 до 6 лет)  

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.121
  2. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.29
  3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.133
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.244
  5. Закон «Об образовании в Республике Беларусь».
  6. Концепция реформы общеобразовательной школы в РБ.

Вопрос 13. Виды обучения.

Каждая дидактическая система вызывает к жизни определенный вид (тип) обучения со своими особенностями и соответствующей технологией. Вид (тип) обучения — это общий способ организации учебно-воспитательного процесса. Вид обучения определяется на основе анализа главных его структурных компонентов: 1) характера деятельности учителя; 2) особенностей обучения учеников; 3) специфики применения знаний на практике и др. По этому общему критерию выделяется несколько видов обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, модульное, развивающее и др. В одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения. Педагоги не отказываться от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, переносят лучшее из старых систем в новые.

Самым первым видом обучения была беседа. Ее применял Сократ. Его ученики находили истину путем ответов на наводящие вопросы — сократическая беседа. Учитель (он же философ) самой постановкой вопросов вызывал любопытство, познавательный интерес ученика и сам устно рассуждал.

Догматическое обучение — это форма коллективной организации обучения. Это было обучение, в основе которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся — слушание и механистическое заучивание. Распространено было в средние века.

Объяснительно-иллюстративное обучение (О-И). Его сущность хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные методы такого обучения, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки — преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении.

Проблемное обучение (ПбО). Его отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов Важным этапом ПбО является создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживают ученики. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Нужно добыть новые знания, чтобы разрешить противоречие. Учебная проблема, которая вводится в проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников.

Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично-поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов. В начальной школе чаще используются элементы ПбО, которые вплетаются в уроки в виде проблемных вопросов и изложения сути проблемы.

Преимущества ПбО хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Программированное обучение (ПО). Название происходит от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО — улучшение управления учебным процессом.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

· учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

· учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

· каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);

· при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;

· при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;

· каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

· результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

· педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

· в учебном процессе широкое применение находят специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

Программированное обучение может быть реализовано машинным и безмашинным способами.

Учителя начальной школы чаше используют элементы программированного обучения в виде специально составленных карточек-заданий, где с помощью алгоритма расписана система действий ученика. Используются и программированные карточки-трафареты для проверки выполнения заданий.

Модульное обучение стало использоваться в некоторых вузах в конце 80-х — начале 90-х годов XX в. Суть модульного обучения заключается в том, что изу­чение материала необходимо осуществлять большими блоками, а не дробить его на мелкие части, как это делается в школе.

Модуль — это часть содержания образо­вательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения.

По своему содержанию модуль — это логически завершен­ный блок учебной дисциплины. Он содержит в себе цель и зада­чи обучения, основные научные понятия, которые должны усво­ить обучающиеся, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения материала, форму от­четности и критерии оценки. На основании рейтинговой системы по каждому модулю оце­нивается практически все: посещение студентами занятий, выпол­нение заданий, начальный, промежуточный и итоговый уровень подготовки. Курсо­вые работы и проекты, дипломные работы представляют собой самостоятельные модули, по которым разрабатываются анало­гичные задания и критерии их рейтинговой оценки.

Развивающее обучение- учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека, направлен на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы. В развивающем обучении центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик. И функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности детей. Всякая деятельность — это есть решение задач. Поэтому основным средством, которым располагает учитель, является постановка задач и организация их решения. Педагогический процесс в условиях развивающего обучения всегда носит характер парного диалога — учителя с учеником. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.79
  2. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.164
  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.216
  4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.161

Вопрос 23. Урок – основная форма организации обучения. Требования к уроку. Типология и структура уроков.

Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. Урок— это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (П.И. Пидкасистый). Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание. Цель урока — усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения — педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Можно выделить особенностиурока, отличающие его от других форм обучения:

· дидактические цели (соответствуют функциям обучения);

· определенный объем учебного материала;

· постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту;

· руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;

· последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока;

· ограниченность во времени;

· четкое время проведения по расписанию;

· обязательность посещения урока;

· реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов;

· опора на достигнутый уровень знаний.

С учетом этих общих требований к уроку конкретизируются дидактические требования. Они соответствуют образовательным, воспитывающим и организационным требованиям к уроку:

· четкое определение образовательных задач;

· определение содержания урока в соответствии с программой, целями урока, уровнем подготовки учащихся;

· выбор методов обучения (активные методы);

· наличие межпредметных связей;

· использование новейших достижений науки;

· развитие всех сфер личности;

· формирование общепедагогических умений;

· усвоение знаний, развитие умений и навыков;

· четкая постановка воспитательных задач;

· развитие научного мировоззрения;

· формирование познавательных интересов, мотивов учения;

· учет психологических особенностей обучения;

· соблюдение педагогического такта, воспитание нравственных качеств личности;

· четкое планирование урока;

· соблюдение структуры урока;

· использование разнообразных средств обучения;

· соблюдение принципов обучения и др.

Рассмотрим типы уроков и их структуру.

Для практической цели чаще всего в школе используется классификация уроков по дидактическим целям (Б.П. Есипов, Г.И. Щукина, Н.И. Болдырев, В.А. Онищук):

• урок изучения новых знаний - основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений.

• уроки со­вершенствования знаний, умений и навыков. В большинстве классификаций этот тип урока разби­вают на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репро­дуктивного типа — устных или письменных упражне­ний); б) урок — лабораторная работа; в) урок практиче­ских работ; г) урок - экскурсия; д) урок - семинар.

Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систе­матизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение зна­ний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и со­вершенствования знаний, умений и навыков.

• урок обобщения и систематизации изученного - сущность этих уроков состоит в активном воспроизве­дении изученного материала по отдельным разделам учеб­ной программы и в организации упражнений с целью при­ведения знаний в систему, осмысления их логики, что спо­собствует более прочному овладению ими и совершенство­ванию практических умений и навыков.

• урок проверки и контроля знаний - уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического мате­риала, системы научных понятий изучаемого курса, сфор­мированное умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников, коррек­ции в процессе учения в соответствии с диагностикой со­стояния обученности детей.

• комбинированный урок - это наиболее распространен­ный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих типов уроков, описанных выше.

Под структуройурока понимается его внутреннее строение. Это составные части урока, которые находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Наиболее распространенный — комбинированный урок. В современной дидактике выделяют от 3-х до 12 этапов комбинированного урока.

Комбинированный урок объединяет несколько дидактических задач и может состоять из следующих этапов:

1. Организационный — дидактическая задача заключается в под­готовке учащихся к работе на уроке.

2. Проверка выполнения домашнего задания — дидактическая за­дача — проверка правильности выполнения домашнего задания, выявление пробелов в знаниях и их устранение.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности — дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку уча­щихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание, актуализация прежних ЗУНов, мотивация.

4. Усвоение новых знаний — дидактическая задача – формирование у учащихся конкретных представлений об изучае­мых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала — дидактическая задача состоит в установлении специфики осоз­нанности его освоения.

6. Закрепление знаний — дидактическая задача заключается в орга­низации деятельности учащихся по применению новых знаний.

7. Обобщение и систематиза

Наши рекомендации